- социализация детей, воспитательная, культурное воспроизводство общества;
- содержание детей и престарелых членов.
Функции второго плана:
- коммуникационная в разных аспектах – внутри семьи и с внешним миром,
- регулятивная – регулирует поведение своих членов,
- накопление и передача собственности и статуса,
- рекреационная – материальные и моральные условия отдыха.
Эти функции в том или ином виде и объеме имеют место в семьях и в каждой семье их соотношение различно. Происходит постепенный переход от патриархальной семьи с бесспорным авторитетом и властью отца в семье к эгалитарной, в которой мужчина перестает быть единственным создателем материальной базы семьи. Роль кормильца выполняет и женщина и мужчина. Рекреационная функция семьи существовала и в 19 и в 20 вв. лишь в зачаточном состоянии, поскольку в рамках семьи осуществлялся не столько отдых, сколько совместное производство. Сейчас производительная деятельность выведена в основном за рамки семьи, а семья становиться главным местом отдыха. В целом изменение функций, утрата одних и возникновение других называется дисфункцией. Результатом дисфункции семьи становится возникновение новых типов семьи.
С точки зрения функций семьи в социологии рассматриваются проблемы - несоответствие функционирования семьи общественным потребностям: низкая рождаемость, высокое число разводов, низкий воспитательный потенциал и т.д.
В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций. Семья утрачивает свои позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других функциях. Традиционные роли, при которых женщина рожала и воспитывала детей, вела хозяйство, а муж был хозяином, собственником имущества, экономически обеспечивал семью, заменились ролевыми, при которых женщина стала играть равную или выше роль с мужчиной. Это изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой позитивные и негативные последствия. С одной стороны это способствовало утверждению равенства женщин и мужчин, с другой усугубило конфликтные ситуации, снизило рождаемость.
3. Социальная типология личности
Понятие личности – одно из главных в социологии, т.к. в рамках микроуровня человеческого познания, человек является главным субъектом. Отсюда целый ряд понятий, используемых в социологии для анализа. Эти понятия – человек, индивид, личность. Понятие «человек» выражает единство биологического и социального, как бы подтверждая, что человек есть часть живой природы и некоторые природные моменты свойственны ему, как и другим представителям животного мира. Философы столетиями спорят, чего же больше в человеке – животного или социального? Проблема соотношения биологического и социального в человеке не проста, но, очевидно, что на формирования человека влияют как биологические, так и социальные факторы.
Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род (хомо сапиенс).
Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Индивид – наиболее употребляемый термин, под которым понимается некая усредненная единица, не имеющая индивидуальных качеств и обычно употребляемая в контексте «один из…» Социальная группа состоит из индивидов, каждый из которых обладает качествами группы, но не свойствами собственными. При этом не фиксируются ни возраст, ни пол, ни темперамент и другие качества. Однако, существуют огромные различия между стариком и ребенком, человеком первобытного общества и современным человеком. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятие индивид используется и понятие личность. Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности, личность — это итог развития индивида. Личность – совокупность, сочетание социальных качеств в определенном человеке. Личности присуща индивидуальность. Индивидуальность подразумевает качества, присущие исключительно данному индивиду.
Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук: философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психологических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д. Социология же выделяет в личности социологическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессами формирования личности, ее социализации, ее общностей, связями личности и различных общностей и т.д. Формирование личности в социологии рассматривается в контексте двух взаимосвязанных процессов - идентификации и социализации. Социология имеет множество теорий личности. Все теории признают человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из социальных факторов. В основе одних доктрин лежит уверенность, что самореализация человека как личности возможна лишь через государство. Такой взгляд берет начало еще с Демокрита, провозглашавшего, что в государстве представлено общее благо и государство превыше всего. Таких же взглядов придерживались Г.В.Ф. Гегель и Н. Макиавелли. Существует, теория личности как субъекта и объекта деятельности и общения в марксистской социологии. Значительное место занимает ролевая теория личности (ее разрабатывали Ч.Х. Кули, Р. Дарендорф, Р. Мертон и др.). Сторонники теории ролей исходят из того, что личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые исполняет индивид в обществе, и следовательно, социальная роль выступает важнейшим элементом механизма взаимодействия индивида и общества.
Личность, как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это в свою очередь предполагает наличие у личности самосознания, т.е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю. Самосознание личности трансформируются в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действиям.
СОЦИАЛЬНЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ
В личности переплетаются и единичные и общезначимые черты. Будучи активным элементом социальной системы, личность осуществляет свой собственный выбор из имеющихся возможностей, ставит перед собой цель, мобилизуется для ее воплощения. В свою очередь социальная действительность во многом обуславливает направленность и содержание деятельности личности. Сторонники теории ролей исходят из того, что личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые исполняет индивид в обществе, и следовательно, социальная роль выступает важнейшим элементом механизма взаимодействия индивида и общества. Стратификация общества влияет на выбор социальных ролей и делает неизбежным формирование различных типов личности (личности рабочего, личности интеллигента, личности руководителя, личности врача и т.д.). Различают базисную личность (личность, обладающую наиболее распространенными в данном обществе чертами) и идеал личности (личность, которую общество провозглашает своеобразным эталоном).
Существует несколько подходов к проблеме выделения типов личности. Наиболее распространен следующий подход. Каждое время создает в обществе определенные типы, их можно обозначить как нормативные (модальные) – это некий абстрактный образ, вобравший в себя самое типическое, характерное для данной эпохи. Это социально-исторический тип личности (интеллигент, революционер, белогвардеец, новый русский). Свою лепту в типологию социологии личности внес немецкий социолог Р. Даренфорд, отталкиваясь от понятия Аристотеля – «гомополитикус» – человек политический. Дарендорф назвал еще 4 типа:
1. Гомофабер – человек работающий, т.е. человек несущий отпечаток социальной принадлежности (политик, интеллигент).
2. Гомоконсумер – человек-потребитель продукции массовой культуры, среднемассовый тип своего времени в культурном и нравственном аспекте.
3. Гомоуниверсалис – человек, меняющий занятия. Если крестьянин 19 в. это человек одного вида деятельности, современный массовый человек на протяжении даже одного дня меняет множество занятий – на работе он профессионал, в транспорте он пассажир, в магазине – покупатель, вечером – участник какого-нибудь действия (например, зритель в театре).
4. Гомосоветикус – советский человек, человек, зависящий от государства, закрытый, либо подчеркнуто патриотичный, коллективист. Другой синоним – одномерный человек: на работе он винтик, вне работы эти люди как копии похожи друг на друга.
Типология личности имеет разные подходы и сама типология многовариантна. Э. Фромм предлагал ввести 2 социальных типа – некрофилы и биофилы. Как те, так и другие встречаются редко. К.Г. Юнг делил человечество на экстравертов и интровертов. Таким образом, мы можем сказать, что для социологии понятия «человек», «индивид», «личность» являются ключевыми для целого ряда исследователей общества, а личность является именем нарицательным, т.к. в нем воплощаются определенные социально-психологические, социально-исторические типы. Личность выступает как объект воздействия социальной среды, общества. На этом настаивал К. Маркс в рамках социального детерминизма.