4. Личность как деятельностный субъект. Проблемы социологизации, социальногоконтроля и девиации
Формирование личность в социологии рассматривается в контексте двух взаимосвязанных процессов – идентификации и социализации.
Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. То есть социализация – это путь, которым приобретаются установки, соответствующие социальным ролям. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.
Социализация предполагает формирование и интеллектуальных, и социальных, и физических навыков. Социализация как процесс представляет собой: с одной стороны – передачу обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения и ценностных ориентиров, с другой стороны – их усвоение индивидом. Кроме того, социализация подразумевает под собой двоякий процесс: процесс постепенного раскрытия в индивиде природных качеств и процесс внешнего воздействия (целенаправленного и ненаправленного воспитания). Поэтому в процессе социализации огромную роль играют не только природные задатки человека, но и социальная среда с ее многообразными сферами, круги общения человека (выраженные в структуре его социальных ролей), субъекты социализации (или агенты социализации - те, кто воздействует на индивида) с их механизмами идеологического, педагогического, нравственного, эстетического и других видов воздействия на мышление и поведение социализирующегося человека. Социальная среда с ее различными сферами (социальной, экономической, политической, культурной и т.д.) является объективным фактором социализации. Т.е. основными агентами социализации являются семья, различного типа общности (коллективы, этносы, народности, классы, социальные слои, общество в целом – все то, что включает в себя и окружает человека). Каждая сфера социальной жизни (материальная и духовная) участвует в процессе социализации – целенаправленного и ненаправленного воспитания. Особую роль играет рассмотрение процессов социализации на микроуровне, т.е. в непосредственном окружении человека. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники, школа, средства массовой информации и т.д. Социализация, как и любой другой социальный процесс, характеризуется периодичностью и стадийностью протекания. В отечественной социологии выделяются 3 периода социализации (дотрудовой, трудовой и послетрудовой) и 4 стадии – ранняя (до школы), обучение, социальная зрелость, завершение жизненного цикла. Процессы социализации в каждый период имеют свою специфику, когда вступают в действие различные социальные институты (агенты социализации). На первой стадии агентом социализации является, прежде всего, семья, на второй – школа и т.д. Основным объектом социологии с точки зрения Кули являются малые группы (семья, соседи, школьный коллектив, спортивный и т.д.), в недрах которых и осуществляются основные социальные связи и социализация личности. Человек осознает себя, наблюдая за другими членами группы, постоянно сопоставляя себя с ними. Общество не может существовать без психических реакций, взаимных оценок. Именно благодаря взаимным контактам люди осознают социальные ценности, приобретают социальный опыт и навыки общественного поведения. Человек становится человеком благодаря его взаимодействию с другими людьми именно в рамках малых первичных групп.
Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личности интегрального социального статуса. Естественно, что процесс социализации наиболее интенсивен в период детства и юности, но развитие личности продолжается и в зрелом возрасте, и в старости. Поэтому многие социологи считают, что процесс социализации продолжается всю жизнь. Хотя социализация детей и взрослых имеет существенные различия. Социализация взрослых отличается тем, что это, главным образом, изменение внешнего поведения (социализация детей – формирование ценностных ориентаций), взрослые способны оценивать нормы (а дети только усваивать их). Социализация взрослых имеет своей целью помочь человеку овладеть определенными навыками. Например, овладеть новой социальной ролью после ухода на пенсию, смены профессии или социального статуса. Еще одна точка зрения на социализацию взрослых заключается в том, что взрослые постепенно отказываются от наивных детских представлений (например, о непоколебимости авторитетов, об абсолютной справедливости и т.д.), от представлений, что существует только белое и черное. В дальнейшем агентом социализации выступают, кроме всего прочего, и средства массовой информации, которые наравне с другими агентами могут формировать представления о ценностях и нормах поведения в обществе, особенно активно в этом плане телевидение.
Но социализация не только дает индивиду возможность интегрироваться в общество и обращаться между собой посредством освоения социальных ролей. Она также обеспечивает сохранение общества. Хотя количество ее членов постоянно меняется, так как люди рождаются и умирают, социализация способствует сохранению самого общества, прививая новым гражданам общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения.
Итак, сущность процесса социализации заключается в том, что социализация имеет две цели: способствовать индивиду интегрировать в общество на основе социальной роли и обеспечить сохранение общества благодаря усвоению ее новыми членами сложившихся в обществе убеждений и образцов поведения.
Социальные ценности выполняют функцию нравственных регуляторов поведения людей. Ценности позволяют личности выработать внутреннюю позицию по отношению к внешнему миру, к своим поступкам. Ценности - это то, что представляется нам более значимым для человека, это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. В христианской морали, например, существует Десять заповедей, которые заставляют признавать ценность человеческой жизни – «не убий», ценность верности – «не прелюбодействуй» и т.д. Следовательно, социальные ценности – это то, что значимо, важно, что хочет иметь личность и ценится обществом. Существует 2 уровня социальных ценностей: групповые ценности и ценности общества. Но в последнее время в общественном сознании и в науке стало важным отмечать еще и общечеловеческие ценности. Групповые (корпоративные) ценности свойственны какой-то организации, малой группе. Общественные ценности – это ценности, господствующие в том или ином обществе. В американском обществе высоко ценят уверенность в себе, умение владеть собой, напористость. В индийском обществе ценят созерцательность, пассивность и мистицизм. Насколько сильно отличаются культуры различных обществ, настолько могут различаться и их ценности.
Последние опросы свидетельствуют, что среди ценностей современного человека лидируют: здоровье, семья, материальное благополучие, безопасность, стабильность, демократия, любовь, коллективизм, патриотизм, религиозные ценности.
Социальные ценности можно классифицировать на:
- политические – патриотизм, гражданственность, демократия, свобода, права;
- религиозные – заповеди, символы;
- нравственные – честь, совесть, достоинство, милосердие, порядочность;
- экономические – деньги, благополучие, собственность;
- культурные – язык, традиции, искусство и т.д.
В обществе формируются ценностные ориентации, т.е. имеющиеся ценности становятся ориентирами для всех, большинства или многих граждан. И они живут, действуют, строят свою жизнь в соответствии с этими ценностями. В любом обществе, как правило, существуют разные ценности – традиционные и новые, общезначимые и корпоративные, которые нередко находятся в противоречии: быть милосердным значит – отдавать, богатым – брать. Отсюда история человеческого общества – история борьбы за те или иные ценности. Стремясь выйти из ситуации этой борьбы разных ценностных ориентиров, человечество с давних времен пыталось выработать универсальные, общезначимые ценности – общечеловеческие ценности. Относительно бесспорными являются такие ценности, как демократия и религиозные ценности. Тем более, что в мировых религиях многие заповеди совпадают и в настоящее время поиск общемировой религиозной ценностной основы идет двумя путями:
1. Высшие структуры этих конфессий осуществляют поиск.
2. Часть верующих пытается это сделать.
Общечеловеческие ценности — это желаемый, но пока еще не ясный ориентир, к которому человечество стремится. Специфика российского общества состоит в том, что у нас происходит смена социальных ценностей и ориентиров.
Список использованной литературы
1. Вебер М. Основные социологические понятия / Пер. с нем. М.И.Левиной // Вебер М. Избранные произведения - М., 1990.
2. Зиммель Г. Социальная дифференциация. // Тексты по социологии ХIX – XXвеков. Хрестоматия. – М., 1994
3. Кон И.С. Позитивизм в социологии. – М., 1964.
4. Ковалевский М.М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности. М., 1989.
5. Кули Ч.Х. Общественная организация. Изучение углубленного разума. //Тексты по социологии ХIX – XX веков. Хрестоматия. – М., 1994.
6. Вебер М. Наука как призвание и профессия / Пер. с нем. А.Ф.Филиппова, П.П. Гайденко // Вебер М. Избранные произведения - М., 1990.
7. Сорокин П. «Кризис нашего времени.» /Сорокин П. «Человек. Цивилизация. Общество.», - с.498.
8. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М„ 1991.
9. Дюркгеим Э. Ценностные и «реальные» суждения // Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.
10. Дюркгейм Э. Социология и социальные науки // Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995
социологические знания семья личность