В 1960-1970-х годах был отмечен всплеск активности в сфере социальной защиты. Все больше семей стали получателями социальной помощи со стороны государства. Но проблема бедности в трущобах больших городов, мегаполисов, оставалась по-прежнему существенной и сложной. Общественность требовала пересмотра взглядов на социальную защиту в стране.
Существенные перемены произошли в 1990-х годах.
Социальные программы были переданы в компетенцию властей штатов, из федерального бюджета на социальные программы стали выделяться так называемые «блоковые гранты», которые власти штатов должны распределять по своему усмотрению. Многие восприняли и воспринимают эти меры как сокращение финансирования социальной защиты, перенесение полномочий за социальную политику на местные власти, ужесточение условий для получения социальной помощи.
Особый пик негодования общественности пришелся на 2005 год, когда администрации президента Буша удалось принять закон «О сокращении государственного дефицита», что было продиктовано финансовыми затруднениями, связанными с войной в Ираке, требующей все больших затрат, замедленными темпами экономического роста. Ряд положений этого закона ограничивал траты на социальные программы.
Одной из наиболее значимых социальных программ, была программа Помощи семьям с детьми на иждивении (ПСД). Которая была введена в 1935 году как средство преодоления последствий Великой депрессии и завершилась в 1996 году.
К 1990 году эта программа была распространена на семьи безработных и расширила спектр оказываемых услуг. Все штаты были обязаны ввести специальные программы по профессиональной подготовке и трудоустройства получателей социальной помощи по этой программе.
Право на ПСД имели:
1. неполные семьи, где нет отца или матери;
2. полные семьи, где отец безработный (пособие получают мать, отец и все живущие в семье дети);
3. полные семьи, где отец нетрудоспособен;
4. семьи, где нет собственных детей, но живут дети родственников – в таком случае пособие получают только дети.
Затем программу ПСД заменила программа Временная помощь нуждающимся семьям (ВПНС). Она охватывала те же категории населения, только теперь помощь получала вся семья, а не отдельные ее члены.
Главным условием предоставления ВПНС является семейный доход ниже установленного уровня. Также в программу попадают дети, оставшиеся без попечения родителей и живущие в семье других родственников.
С 1996 года продолжительность получения пособий ограничивалась 5 годами, а также условием получения ВПНС стала трудовая деятельность. То есть в течение двух лет со дня включения в программу один из родителей должен устроится на работу или на профессиональное обучение.
Введение ВПНС привело к сокращению числа получателей и размера пособий.
По данным последнего отчета программы ВПНС, представленного Конгрессу США, в 2002 году государство потратило на программу 25,4 миллиарда долларов, в том числе из федерального бюджета 14,6 миллиардов долларов.
Реформа социальной помощи не привела к улучшению положения бедных семей с детьми, что вызвало резкую критику со стороны общественности[15].
Также, практически все получатели ВПНС включаются в программы продовольственной помощи.
Оказание поддержки в форме продовольственной помощи очень популярно в США. Такая помощь оказывается одиноким пожилым гражданам, инвалидам, бездомным, и другим социально уязвимым категориям населения.
Более половины получателей продовольственных талонов – семьи с детьми.
Большую роль в продовольственной помощи играют школьные завтраки и обеды, которые нуждающиеся получают бесплатно или со скидкой.
Программой специального дополнительного питания для беременных женщин и имеющих маленьких детей охвачено 7,9 миллионов человек, а федеральные расходы составили 3,6 миллиардов долларов.
Значительная часть американских семей с детьми не может обеспечить себя жильем. Таким образом, проблемы семей в России и США похожи.
Несмотря на большое количество программ социальной помощи, их результативность невысока. Эти программы нескоординированы, вынуждены конкурировать друг с другом из-за ограниченного финансирования, они не решают проблему бедности в стране.
В последнее время в США государство все меньше участвует в социальной поддержки семей и в социальной сфере вообще, передавая ее в руки частного сектора и волонтеров.
Либеральная модель социальной политики подвергается критике, за свою неэффективность и ограниченность. По сути, широкий круг семей отрезан от получения социальной помощи, помощью обеспечиваются только наиболее нуждающиеся, да и эта помощь не гарантирует возможность вырваться из нищеты.
Правительства большинства развитых стран уже давно осознали проблему депопуляции и необходимость ее решения государство.
Тут встает ряд вопросов, таких как:
1) может ли государство влиять на рождаемость?
2) если может, то как?
3) делается ли это в интересах граждан своей страны?
Во Франции на эти вопросы отвечали положительно.
Это обусловлено и тем, что после Второй Мировой войны вопросы, связанные с семейной политикой стояли в общем контексте проблем восстановления страны.
Во Франции, как и в других странах мира, существовало три основных подхода к решению проблем семьи и рождаемости:
1. ограничение доступа к средствам контрацепции и абортам;
2. экономическое поощрение семей к рождению детей – декретные отпуска, различные пособия и др.;
3. пропаганда семейных ценностей.
В последнем случае, примечательно, что даже правительство Виши (1940-1945 годы) настаивало на роли женщины как домохозяйки; при приеме на работу предпочтение отдавалось мужчинам, которые имели семью и детей. Таким образом, они должны были финансово обеспечивать семью, в то время как женщина выполняла функции по воспитанию детей[16].
Экономические меры поддержки рождаемости всегда были во Франции основными.
Уже в 1932 году был принят закон, который обязывал работодателей делать ежемесячные взносы в специальный фонд, созданный для поддержки многодетных семей.
В 1938 году такие пособия стали выплачиваться женщинам, ухаживающим за усыновленными детьми.
Французское государство всегда поощряло официальные браки.
Это обусловлено двумя группами причин:
1. моральными причинами – многие политики и общественные деятели призывали к патриархальной, традиционной модели семьи;
2. демографическими причинами – партнеры, состоящие в официальном браке больше уверенны в стабильности и крепости данного союза;
Семьям во Франции и сейчас выплачиваются пособия. Часть из них охватывает все категории семей, часть из них зависит от уровня дохода семьи или родителя-одиночки, то есть, рассчитаны на малоимущие и социально уязвимые категории семей.
Важно, что демографическая политика ориентированна и на тех людей кто хочет, но по каким-то причинам не может иметь детей.
С начала 70-х годов ХХ века наблюдалось снижение коэффициента рождаемости.
А между тем, в современной Франции существует целый ряд способов помочь семьям.
На сегодняшний момент во Франции действуют следующие виды пособий:
1. пособия многодетным семьям (более двух детей в семье);
2. пособие матерям (с пятого месяца беременности до трехмесячного возраста ребенка);
3. родительское пособие (для семей с тремя и более детьми, если один из них младше трех лет);
4. пособие на няню (для работающих родителей, чьи дети младше трех лет);
5. еще одно пособие на няню (для работающих родителей, чьи дети младше 6 лет);
6. пособие поддержки многодетных семей (для бедных семей с тремя и более детьми);
7. пособие родителю-одиночке (до достижения ребенком трехлетнего возраста);
8. пособие на подготовку ребенка к школе (только для бедных семей) и др.[17].
Как видно, государство во Франции оказывает ощутимую помощь семьям, особенно тем, в которых более трех детей.
Помимо этого, применяется политика ограничение доступа к абортам и контрацепции (достаточно спорная и поэтому постепенно меняющаяся в направлении большей либерализации). Также миграционная политика была до некоторого времени средством пополнения населения страны, пока мигранты не стали создавать определенные проблемы
Аборты во Франции были легализованы в 1975 году под влиянием движения феминисток. Но существуют определенные ограничения – аборт разрешен только в первом и втором триместре по заключению комиссии врачей, существует определенный период подачи заявки на аборт.
Сам способ ограничения абортов и контрацепции оказался неэффективен, так как привел к росту числа криминальных абортов и высокой смертности матерей.
В настоящее время показатели абортов во Франции составляют 27 абортов на 1000 женщин.
В целом, благодаря принимаемым мерам по поддержке семей с детьми достаточно трудная демографическая ситуация во Франции медленно выправляется.
Модель социальной поддержки семьи во Франции достаточно продуктивна, но для применения подобного опыта в нашей стране нет достаточной материальной, юридической, организационной, научно-методической базы.
Как и многие другие страны, после Второй Мировой войны Норвегия пережила «бэби-бум».
Однако этот всплеск продолжался здесь дольше, чем в большинстве других стран, и в начале 1970-х годов по-прежнему составлял 2,5Начавшийся примерно с середины 1980-х годов рост рождаемости во всех скандинавских странах привлек внимание политиков и ученых из других стран, что было обусловлено тем, что в других странах Европы рождаемость падал до самых низких уровней.
Многие связывали последующий спад рождаемости тем, что поколения женщин, родившиеся после войны, попали в другую структуру возможностей – развитие средств контрацепции, возможности абортов позволили женщинам выбирать, когда рожать ребенка и сколько иметь детей.