Смекни!
smekni.com

Особенности культурной идентичности грузин, проживающих в городе Екатеринбурге (стр. 1 из 7)

Федеральное агентство по образованию государственное учреждение высшего профессионального образования

Уральский государственный университет им. А.М.Горького

Факультет политологии и социологии

Курсовая работа на тему:

"Особенности культурной идентичности грузин, проживающих в городе Екатеринбурге"

Исполнитель:

студентка 302 группы

Дундуа Кристина

Научный руководитель:

Профессор кафедры

прикладной социологии

Грунт Елена Викторовна

Екатеринбург

2010 г.


Содержание

Введение

1. Теоретико-методологические основы изучения культурной идентичности

1.1 Понятие идентичности и некоторые ее виды

1.2 Подход Э. Эриксона к понятию "идентичность"

1.3 Межкультурные контакты

1.4 Идентичность и глобализация

Заключение

Список литературы


Введение

Актуальность темы исследования

Пожалуй, ни одно из психологических понятий не страдает такой неопределенностью, как понятие идентичности. Что же было характерно в самых общих чертах для того научного контекста, в рамках которого происходило становление проблематики идентичности?

Отметим общеизвестное: данная область исследований возникла в русле общепсихологических и социально-психологических исследований личности.

Современное общество основывается на высокотехнологичной культуре, которая становится важнейшим фактором функционирования социальных институтов, деятельности всех субъектов социального взаимодействия. Одной из основных проблем современности является опасность утраты смысловых универсальных оснований общечеловеческой культуры и, следовательно, возможности достижения взаимопонимания между различными сообществами людей. В современном российском обществе индивид испытывает затруднение в выборе идентификационных ориентиров, поскольку традиционные основы культуры в динамично меняющемся обществе подвергаются воздействию культурных образцов, отражающих иные системы ценностей и социальных норм. Возникают конфликты культурных констант, которые проявляются в поведении и мышлении людей, социальных общностей.

Наиболее отчетливым становится противоречие между тенденцией к глобализации в повседневных социальных и культурных практиках людей и сохранением, поддержанием культурной идентичности тех или иных сообществ. Антиглобалистские выступления стали ответом на вызовы глобализации, но не менее значимы в современных условиях процессы, характеризующиеся стремлением людей сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность своей обыденной культуры, психического склада, осознать принадлежность к определенному народу, социокультурной группе.

Модификация социально-экономической и политической структуры российского общества непосредственно сказалась на ослаблении социализирующей и идентификационной функций базовых социальных институтов — семьи и образования.

Степень изученности темы в литературе

Идентичностью называют самотождественность, или, как это понятие определяет С. Хантингтон, "смысл себя" (Huntington 2004: 12—13). Однако это определение мало используется в социологической литературе, следствием чего является частое отождествление идентичности с понятием культуры, с социальной ролью, а также отсутствие теории идентичности и некий публицистический "произвол" вокруг этой темы. Интерес к идентичности связан с изменением или кризисом прежней идентичности, с ростом мультикультурализма или, точнее, распространением политики мультикультурализма.

Для отечественной социологической мысли проблематика идентификации является достаточно новой. В начале 90-х годов XX века появился целый ряд публикаций по проблемам идентификации россиян в реформируемом обществе. Необходимо отметить большую роль в концептуализации ряда аспектов идентификации в российском обществе таких исследователей, как Л. Г. Ионин, В. А. Ядов.

При достаточной степени изученности идентификации как таковой проблема культурной идентификации и культурной идентичности активно обсуждается в научной литературе последнего десятилетия. В рамках работ по идентичности молодого поколения слабо представлены исследования, посвященные культурной идентичности студентов тех или иных регионов России. Предметом моего исследования являютсяособенности культурной идентичности грузин, проживающих в г. Екатеринбурге

Объектом изучения в моем исследовании являются представители грузинской диаспоры в городе Екатеринбурге.

Целью моего исследования является изучение культурной идентичность грузин в г. Екатеринбурге. В своей работе я перед собой поставила следующие задачи:

1) Выяснить с какой культурой они себя отождествляют

2)Изучить ценности культуры, нормы, правила.

3) Определить различия или сходство культур

4) Изучить факторы, влияющие на формирование культурной идентичности

5) Выяснить причины переезда в другую страну

6) Выяснить, появились ли проблемы при переезде.

7) Выяснить какие именно проблемы возникли и кто помог в их решении

8) Выяснить, поддерживают ли представители грузинской культуры традиции, нормы и правила своей культуры


1. Теоретико-методологические основы изучения культурной идентичности

1.1 Понятие идентичности и некоторые ее виды

Идентичность (лат. identicus — тождественный, одинаковый) — осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и эго состояний.

Данная структура формируется в процессе интеграции и реинтеграции на интрапсихическом уровне результатов разрешения базисных психосоциальных кризисов, каждый из которых соответствует определенной возрастной стадии развития личности. В случае позитивного разрешения того или иного кризиса, индивид обретает специфическую эго-силу, не только обусловливающую функциональность личности, но и способствующую ее дальнейшему развитию. В противном случае возникает специфическая форма отчуждения — своеобразный "вклад" в спутанность идентичности. Однако необходимо иметь в виду, что в условиях, например, тоталитарного общества, негативная идентичность индивида может иметь объективно витальный характер как в личностном, так и в социальном аспектах, выражаясь в принятии роли правозащитника, диссидента, реформатора.

Надо сказать, что касается эмпирической валидизации психосоциальной концепции в целом и исследования идентичности, в частности, это существенно осложняется широтой и многомерностью психологической реальности, описанной Э. Эриксоном. В этой связи в зарубежной психологической науке неоднократно предпринимались попытки адаптации понятия "идентичность" к инструментальным методам исследования, что зачастую сводило его к частным и вторичным проявлениям.

При этом чрезвычайно важной представляется его идея о том, "что данная гипотетическая структура проявляется феноменологически через наблюдаемые паттерны "решения проблем. Если несколько расширить данный подход и добавить, что идентичность феноменологически проявляется не только через "паттерн решения проблем" (что, само по себе, безусловно, справедливо), но и через иные наблюдаемые и измеряемые аспекты функционирования индивида как на социальном, так и на внутриличностном уровне, мы получаем определенную возможность опосредствованного эмпирического исследования идентичности без искусственного препарирования самого понятия.

Вместе с тем, статусная модель идентичности, предложенная Д. Марсиа, хотя и привлекательна для многих исследователей, особенно в области возрастной психологии, именно своей "удобоваримостью", с точки зрения инструментального измерения данного феномена, вызывает много вопросов в смысле соответствия реальности, описываемой данной моделью, подлинному содержанию понятия "идентичность" в его изначальном виде. Сюда же можно отнести и предлагаемые этими и другими авторами типологии идентичности как "точки тестирования", отражающие определенную фазу динамического процесса развития.

Сам Э. Эриксон, говоря о взаимосвязи личной истории индивида и социума в рамках понятий идентичности и кризиса идентичности, замечает, что "... было бы явно неправильно переносить на изучаемое нами некоторые термины индивидуальной и социальной психологии, часто применяемые к идентичности или к расстройствам идентичности, такие как представление о себе, образ "я", самоуважение — с одной стороны, и конфликт ролей, утрата роли — с другой, хотя на данный момент объединение усилий — лучший метод исследования этих общих проблем. Но данному подходу не хватает теории развития человека, которая попыталась бы подойти ближе к явлению, выясняя его истоки и направление".

Характерно, что уже в позднейших исследованиях представителей все того же символического интеракционизма наметилась тенденция к интеграции понятий личностной и социальной идентичности.

В этой логике личностная и социальная идентичности выступают уже не как различные части или аспекты единой идентичности, а как разные точки в процессе развития последней.

В отечественной психологии в настоящее время наблюдается своеобразный бум исследований, связанных с проблематикой идентичности. За последние пять лет в нашей стране был защищен ряд диссертаций, проблематика которых так или иначе связана с психосоциальным подходом. В результате этих исследований выявлен целый ряд особенностей психосоциального развития личности в российском обществе, конкретизирована взаимосвязь индивидуального развития и базисных социальных институтов, изучена роль идентичности в процессе адаптации индивида в условиях социальных изменений, особенности формирования и интеграции в целостную структуру профессиональных, этнических и иных значимых идентификаций индивида.