РЕФЕРАТ:
ПРОБЛЕМА АБСОРБЦИИ РУССКИХ ИММИГРАНТОВ В ИЗРАИЛЕ
Проблема абсорбции иммигрантов в Израиле – многогранная и многоплановая тема, требующая всестороннего комплексного исследования. В данной статье затрагиваются лишь наиболее центральные вопросы адаптации массовой иммиграции в Израиль из бывшего СССР и стран СНГ с конца 1989 г.до середины 1999 г. В рамках данного исследования автор пытается проанализировать: причины иммиграции; узловые проблемы абсорбции и адаптации русскоязычных иммигрантов; показать их место и роль в социально-политической и культурной жизни израильского общества.
На протяжении многих десятилетий до и после создания Государства Израиль, концепция «собирания евреев всего мира» («кибуц галуйот») находится в основе политического и социального развития страны, влияя на все процессы, происходящие в израильском обществе. Суть этой концепции отражена в основных официальных документах Израиля: предоставление каждому еврею права на возвращение в Израиль и автоматическое приобретение израильского гражданства. Право на возвращение было сформулировано в Базельской программе Первого сионистского конгресса (1897 г.) и, позднее, изложено более детально в ст. 6-й Мандата на Палестину, предоставленного Великобритании Лигой Наций в 1922 г. Согласно этому документу, Великобритания брала на себя обязательства поощрять еврейскую иммиграцию, способствовать «прочному поселению евреев», а также должна была «установить такие политические, административные и экономические условия, которые обеспечат создание еврейского национального очага»1.
Впоследствии право евреев на иммиграцию и обязательства Израиля перед иммигрантами неоднократно подчеркивались и закреплялись в различных законодательных актах страны: Декларации независимости (1946 г.), Законе о возвращении (1950 г.) и др.2. Закон о возвращении предоставлял каждому еврею или еврейке, за небольшим исключением (кроме лиц, действия которых направлены против еврейского народа, либо несут опасность здоровью граждан или угрожают безопасности государства) право на иммиграцию в Израиль и предоставление гражданства3. В ст. 1-й Закона о возвращении подчеркивалось: «Каждый еврей или еврейка имеют праве на иммиграцию в Землю Израилеву»4. Впоследствии в поправке к этому закону, сделанной в 1970 г., эта формулировка была расширена, в связи с необходимостью разрешить проблемы иммиграции советских евреев, состоящих в смешанных браках. В поправке давалось определение, что евреем считается человек, родившийся от матери-еврейки или женщины, принявшей иудаизм и не исповедующей другой религии5. В результате право на иммиграцию и равные права в Израиле получили не только приезжающие евреи, но также их супруги, дети, внуки, а также супруги детей и внуков.
Еврейская иммиграция в Палестину, а затем в Израиль может быть разделена на два основных периода: до и после образования Государства Израиль. Внутри каждого из них существовали спады и подъемы. Каждая из иммиграционных волн, имея характерные особенности, вносила свой вклад и придавала новый импульс развитию страны.
В конце 80-х годов Израиль ощутил массовый подъем иммиграции из бывшего СССР, а затем из стран СНГ – самый большой по масштабам начиная с 50-х годов и оказавший огромное влияние на все аспекты развития израильского общества. По данным Центрального статистического бюро Израиля: с 1989 по 1999 г. в рамках Закона о возвращении в Израиль прибыло 903,1 тыс. репатриантов, в том числе 771,5 тыс. человек из бывшего СССР/СНГ. Наибольшее число иммигрантов приехало с 1989 по 1995 г. – 710 тыс. человек, в том числе из бывшего СССР/СНГ – 609,9 тыс. человек (подавляющее большинство), что увеличило численность населения страны примерно на 13 %.
В течение 1989-1996 гг., несмотря на массовый поток иммигрантов, происходили колебания в динамике численности олим. Так, например, после наибольшего притока иммигрантов в 1990 г. отмечалось некоторое снижение числа приехавших и, в первую очередь, из России, что отчасти определялось изменением экономической и политической ситуации, возрождением еврейских культурных традиций, образования, языка, литературы и т. д. По данным таблицыпрослеживается география иммиграции по республикам бывшего СССР и стран СНГ, а также наблюдается снижение числа иммигрантов из России после 1991 г. и постепенный рост репатриантов из Украины. В последующие годы характерно стабильное нарастание потока иммигрантов из Украины (в 1995 г.) – 36%, из России – 24%; в 1996 г. – соответственно 40,3 и 28,3%.
Для алии 1995-1996 гг. характерно увеличение иммигрантов из периферийных, а не столичных городов. Снизилось число иммигрантов из Москвы (где проживает самая крупная еврейская община – около 200 тыс. человек) – в 1995 г. 1872 иммигранта; из Санкт Петербурга (община 120 тыс. человек) – 1348. Аналогичная ситуация сложилась в этот период в Украине – сокращение на 23% иммиграции из крупных городов (Киева, Одессы) и ряда других и одновременно рост на 14% иммиграции из периферийный городов.
Сравнивая иммиграцию 80 – 90-х годов с иммигрантами 70-х годов, можно выделить ряд специфических особенностей. Следует учесть, что все иммиграции проходили в совершенно разные периоды внутриполитического развития страны выезда. Для 70-х годов характерно большое наличие среди иммигрантов активистов сионистского движения («узников Сиона», отказников и др.). Сионизм в бывшем СССР официально рассматривался как подрывная враждебная идеология, и до конца 80-х годов сионистская деятельность в СССР была запрещена. Иммигранты 70-х годов, в определенной мере, стремясь на «землю обетованную», выражали протест в связи с положением евреев в СССР (религиозные, политические, культурные ограничения и запреты), а также с проявлением антисемитизма в той или иной форме.
Конец 1989 г. ознаменовался началом распада СССР, многочисленными тенденциями противоположного характера: с одной стороны, демократизация общества, либерализация экономики, свобода слова и печати; возможность возрождать свои культурные, религиозные, исторические традиции; создавать систему еврейского образования и воспитания; с другой, – как в России, так и в других республиках бывшего СССР эти процессы сопровождались экономическими, политическими, национальными и этническими кризисами и конфликтами; ухудшением уровня жизни, нестабильностью обстановки и бесперспективностью.
В результате для иммиграции конца 80-х – 90-х годов характерно наличие большинства людей, стремившихся любой ценой покинуть свою страну, спасаясь от опасностей и безнадежности. В данной ситуации Израиль был для них страной, безоговорочно предоставлявшей свою помощь. Иммиграция происходила, прежде всего, не по сионистским убеждениям, а из-за сложных и трудных жизненных обстоятельств, с которыми репатрианты сталкивались у себя дома. В отличие от иммиграции предыдущей «волны» репатрианты представляли собой людей далеких от еврейской религии, культуры, традиций, языка, сионистской идеологии, истории своего народа, практически безразличных (особенно молодежь) к проблемам еврейского самосознания. У большинства отсутствовало чувство солидарности с евреями Израиля и многие состояли в смешанных браках, не признавались евреями по строгим канонам иудаизма.
Для иммигрантов последней «волны» характерен большой процент репатриантов из бывших советских республик – Украины, Молдавии, Грузии, в связи с ухудшением экономического и политического положения в этих регионах; практически полностью отсутствие сионистских или религиозных причин: подавляющее большинство иммигрантов – светские евреи, часть из них (по данным опросов) «соблюдают традиции». Одним из основных доводов репатриации в первую очередь было опасение и боязнь политической, экономической нестабильности и экологических катастроф в странах СНГ. Существенной причиной стало резкое ухудшение экономического положения, жизненных условий, массовая безработица в ряде регионов СНГ. По данным опросов среди причин отъезда, одной из центральной, выделялось стремление иметь «будущее для своих детей».
Характерно, что среди аргументов в пользу репатриации у иммигрантов 80 – 90-х годов, в гораздо меньшей степени звучали причины, связанные с проявлением антисемитизма, что было характерно для алии 70-х годов. В среде научной интеллигенции, по данным опросов, высказывалось острое желание реализовать на практике свои профессиональные знания и способности; внедрить уже имеющиеся планы, идеи, наработки, проекты и т.д.
В целом иммигранты 80 – 90-х годов были менее идеологизированы по сравнению с предыдущей волной, имели более четкий прагматичный подход, определявший причины и цели их переезда в Израиль. Особенность иммиграции последней «волны» – социально-психологическая связь и идеологические воззрения, тесно связанные с одной стороны, с концепциями коммунистического периода и, с другой – с последствиями столкновений постперестроечной идеологии с западными ценностями. Иммиграция конца 80 – 90-х годов была большим испытанием для Израиля: она привнесла в страну огромные человеческие ресурсы, оказала глубокое воздействие не только на его экономику, политику, культуру, но и на все общество в целом, создав своеобразный параллельный «русскоязычный мир».
Для иммигрантов из СССР/СНГ характерен высокий образовательный уровень: большое число дипломированных специалистов и ученых с научными степенями. Среди русскоязычных репатриантов 40,5% имеют общий стаж обучения 13 лет и более, тогда как у израильтян этот показатель значительно ниже – 24,2%. Если, например, 60% иммигрантов – с высшим образованием (научные сотрудники, инженеры, представители свободных профессий и др.), то у израильтян эта категория составляет – 28%7. В результате последней «волны» иммиграции, население Израиля не только увеличилось на 13%, но и на 41% возросло число научной интеллигенции, выведя Израиль а первое место в мире по числу ученых на душу населения: 133 – на 10 тыс. человек. По израильским статистическим данным профессиональная структура иммигрантов представляется следующей: 73 тыс. инженеров (вдвое больше, чем инженеров–израильтян), 15,2 тыс. врачей и дантистов (практически равнозначно количество врачей-израильтян) 16,1 тыс. медсестер, 33,6 тыс. учителей, 11,7 тыс. ученых, 15,1 тыс. музыкантов, артистов, писателей, журналистов и представителей других творческих профессий8.