Теперь переходим к анализу Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Настоящий закон подтверждает право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений, основывается на том, что Российская Федерация является светским государством, признаёт особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, обязывает относится с уважением к христианству, исламу, буддизму, иудаизму и другим религиям, составляющим неотъемлемую часть исторического наследия народов России, обязывает считать важным содействие достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания.
Хотелось бы особо подчеркнуть то, что настоящий закон имеет колоссальные преимущества над правовым актом, действовавшим в постперестроечное время правового нигилизма (закон РСФСР "О свободе вероисповеданий" 1990). Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» чётко структурирован, разделен на четыре главы.
Глава первая «Общие положения» закона очень подробно раскрывает основные права граждан России и права граждан других государств в области свободы совести и свободы вероисповедания.
Глава вторая «Религиозные объединения» даёт определения религиозному объединению, религиозной группе, религиозной организации. В ней же регламентируется порядок регистрации и порядок оформления отказа в регистрации религиозной организации, предоставления права иностранной религиозной организации открытия своих представительств, порядок приостановления деятельности религиозного объединения, ликвидация религиозной организации и запрет на деятельность религиозного объединения в случае нарушения ими законодательства.
Глава третья « Права и условия деятельности религиозных организаций» регламентирует внутренние установления религиозных организаций, религиозные обряды и церемонии, благотворительную и культурно-просветительскую деятельность религиозных организаций, порядок профессионального религиозного образования, право собственности религиозных организаций, пользование имуществом, являющимся собственностью государства, граждан и их объединений, трудовые правоотношения в религиозных организациях, предпринимательскую деятельность религиозных организаций.
Глава четвёртая «Надзор и контроль за исполнением законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях» регламентирует порядок надзора и контроля (возлагается на органы прокуратуры РФ) и ссылаясь на уголовный кодекс устанавливает уголовную ответственность за нарушение данного закона.
По мнению автора работы наиболее сильные и хорошо проработанные главы закона это первая и частично вторая, последующие требуют доработки.
При доработке закона необходимо создать экспертный совет при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации. В него должны войти специалисты по международному праву, социологи, имеющие опыт деятельности в сфере регулирования религиозных отношений, ведущие богословы основных конфессий, действующих в Российской Федерации и конечно представители Информационно-консультативного Центра Свмч. Иринея епископа Лионского.
Задача экспертного совета ввести на основании норм современного международного и российского права более жёсткие рамки в главу вторую при регистрации религиозных организаций и на основании проверки их деятельности не только у нас в стране но и за рубежом.
Всё чаще псевдо религиозные организации переносят свою деятельность в российскую глубинку где религиозная и правовая грамотность ещё хуже чем в крупных городах. Часто эти организации меняют нашумевшие в судах и в прессе названия на более скромные и невнятные. Поэтому ещё одна задача экспертного совета ввести в главу третью положение о проверке вероучительных книг или других подобных произведений. Предмет проверки- это выявления запрещённых к регистрации псевдорелигиозных организаций в нашей стране в связи с их противоправной деятельностью у нас в стране и за рубежом. На основании консультаций с представителями Информационно-консультативного Центра Свмч. Иринея епископа Лионского ввести в закон определения: деструктивный культ, тоталитарная секта. Ввести в закон основные признаки подобных организаций. Перечень таких организаций утвердить законодательно и постоянно при необходимости его дополнять.
Главу четвёртую закона необходимо дополнить введением понятия ответственности религиозных организаций в сфере духовного экстремизма, манипуляции сознания и ввести соответствующие наказания в уголовный кодекс. Квалифицировать преступления в сфере духовного экстремизма, манипуляций сознанием как преступления небольшой тяжести, средней тяжести и тяжкие в зависимости от степени воздействия на людей и общественные процессы.
Заключение
Тоталитарные секты — в первую очередь социальная и культурологическая проблема, а лишь затем психиатрическая и юридическая... Чем больше люди будут знать о них, тем сложнее их будет обмануть.
Роберт Джей Лифтон
Слишком часто деятельность деструктивных культов остается незамеченной до тех пор, когда помогать становится уже поздно.
Стивен Хассан
Западное общество, благодаря собственному горькому и тяжёлому опыту, всё же приобрело определённый иммунитет к новосозданным сектам и культам. Более или менее соответствующее действительности представление о сектантстве и о большинстве тоталитарных сект прочно утвердилось в сознании граждан США, Европейского Союза, Японии и других стран. Рост численности сект практически остановился, и в разных странах стали думать о том, как бы ограничить их деятельность в законодательном порядке.
Именно в этот момент рухнул железный занавес и необъятные просторы России предстали перед новоявленными пророками и учетелями, как громадное миссионерское поле. В силу известных обстоятельств наша страна была практически закрыта от влияния внешнего мира, поэтому, когда границы открылись и по закону сообщающихся сосудов вытесняемые из своих стран сектантские проповедники хлынули в Россию, у наших граждан не оказалось никакого иммунитета к завлекательным обещаниям, громким и красивым словам, да и даже к людям которые подходят на улице и начинают очень доверительный и очень настойчивый разговор.
Между тем подлинная свобода выбора невозможна без свободы информации. Лишь будучи полностью информированным, человек может сделать по-настоящему правильный выбор. Мы привычно воспринимаем фразу, что знание освобождает, часто не вдумываясь в ёе смысл. Но он совершенно очевиден. Более того, приобретая знание, мы е только обретаем свободу, но и оберегая себя от многих ошибок и разочарований. И человек, ведающий, что творит, и несущий последствия своих поступков, является по настоящему ответственным и свободным человеком. Когда покупатель делает покупку в магазине, он желает получить как можно больше информации о товаре, за который отдаёт свои деньги. Когда избиратель идёт к урне для того, чтобы избрать своего представителя в органы власти на 4 года, он желает узнать как можно больше, чтобы сделать информированный выбор и не жалеть 4 года о своей ошибке. Но насколько же больше должен знать человек, когда принимает решение о принятии им той или иной религии. Решение, которое он принимает в этот момент, будет сделано раз и на всю вечность – и горе тому кто это не знает.
Правительство ФРГ в листовке, которая раздается школьникам, выделяет следующие 17 признаков тоталитарных сект:
1. В группе ты найдешь именно то, что до сих пор напрасно искал. Она знает абсолютно точно, чего тебе не хватает.
2. Уже первая встреча открывает для тебя полностью новый взгляд на вещи.
3. Мировоззрение группы ошеломляюще просто и объясняет любую проблему.
4. Трудно составить точную характеристику группы. Ты не должен размышлять или проверять. Твои новые друзья говорят: «Это невозможно объяснить, ты должен пережить это — пойдем сейчас с нами в наш Центр».
5. У группы есть учитель, медиум, вождь или гуру. Только он знает всю истину.
6. Учение группы считается единственно настоящим, вечно истинным знанием. Традиционная наука, рациональное мышление, разум отвергаются, поскольку они негативные, сатанинские, непросвещенные.
7. Критика со стороны не принадлежащих к группе считается доказательством ее правоты.
8. Мир катится к катастрофе, и только группа знает, как можно спасти его.
9. Твоя группа — это элита. Остальное человечество тяжело больно и глубоко потеряно: ведь оно не сотрудничает с группой или не позволяет ей спасать себя.
10.Ты должен немедленно стать членом группы.
11.Группа отграничивает себя от остального мира, например одеждой, пищей, особым языком, четкой регламентацией межличностных отношений.
12.Группа желает, чтобы ты разорвал свои «старые» отношения, так как они препятствуют твоему развитию.
13.Твои сексуальные отношения регламентируются извне. Например, руководство подбирает партнеров, предписывает групповой секс или, наоборот, полное воздержание.
14.Группа наполняет все твое время заданиями: продажей книг или газет, вербовкой новых членов, посещением курсов, медитациями...
15.Очень сложно остаться од ному, кто-то из группы всегда рядом с тобой.
16.Если ты начинаешь сомневаться, если обещанный успех не приходит, то виноват всегда окажешься сам, поскольку ты якобы недостаточно много работаешь над собой или слишком слабо веришь.
17.Группа требует абсолютного и беспрекословного соблюдения своих правил и дисциплины, поскольку это единственный путь к спасению.
Листовка заканчивается предупреждением: «Если хотя бы один признак кажется тебе знакомым, будь осторожен!» Хотелось бы что бы и у нас в стране появились бы подобные пособия для молодых людей и не только для них. Хотелось бы чтобы государство заботилось о духовной безопасности своих граждан.