Смекни!
smekni.com

Современные деструктивные культы и тоталитарные секты. Нормы российского права в области регулирования религиозных отношений (стр. 7 из 13)

1.5 «Международное Общество сознания Кришны» (МОСК)

«Международное Общество сознания Кришны» (МОСК) очень активно действует в современной России. Российское отделение секты называется «Центр обществ сознания Кришны в России». МОСК можно охарактеризовать как псевдоиндуистскую синкретическую прозелитствующую постмодернистскую неоязыческую тоталитарную секту.

Распространено мнение, что кришнаиты — хорошие, открытые ребята. Конечно, странные: бреют головы, оставляя запорожский «оселедец» на затылке, ходят в оранжевых занавесках и уж слишком пристают на улице со своими книгами, угодливо заглядывая в глаза, но зато они вегетарианцы и мухи не обидят. Что на них все так «наезжают»? К тому же они — мученики: при советской власти их сажали, а они страдают только за свой пацифизм.

Каждый из вас видел кришнаитов на улицах городов, по телевидению, они давно стали привычной частью нашей жизни. Их любят снимать, они экзотичны и «украшают» собой нашу серую действительность. И правда, если поговорить с этими ребятами, то многие из них производят впечатление чистых и искренних людей. Не сомневаюсь, что многие из рядовых кришнаитов такими и являются. Но вопрос, как всегда, не в личных качествах того или иного сектанта, потому что эти люди — жертвы, а в принципах самого учения. И, конечно, в людях, жертвами которых стали эти ребята, а также в создателях учения: история показала, что по приказу своих руководителей рядовые кришнаиты, не задумываясь, шли на преступления. Кришнаитские книготорговцы, которых вы встречаете на улицах, — жертвы обмана, но они (вольно или невольно) стремятся обмануть и вас.

Обман состоит, например, в том, что кришнаиты представляются как последователи древней (5-тысячелетней) ведической традиции, а также как члены 500-миллионной (или 700-миллионной, или даже миллиардной — своя рука владыка) армии индуизма. Но, во-первых, ведические писания начали складываться около 1500 г. до Р.Х., то есть лишь около 3500 лет назад. Во-вторых, индуистский священный текст, на который они ссылаются, — «Бхагавадгита» — вообще не принадлежит к ведам. «Махабхарата», частью которой является «Бхагавадгита», — это сравнительно новый индийский эпос, окончательно сложившийся лишь к середине первого тысячелетия по Р.Х., а кроме того, кришнаитская книжка «Бхагавад-Гита как она есть» — не более чем адаптированный американизированный пересказ подлинника с комментариями к нему. И в-третьих, сами западные кришнаиты имеют не больше отношения к традиционному индуизму, чем мальчик, воткнувший себе в волосы перья и раскрасивший лицо акварельной краской, к настоящим апачам и могиканам. Известный российский индолог Ирина Глушкова, сотрудник Центра индийских исследований Института востоковедения РАН, писала по этому поводу: «Между Индией наших кришнаитов и реальной Индией такая же разница, как между порошком «Зуко» и соком живого плода».

Не слишком чистоплотны и приемы, при помощи которых кришнаиты, которых вы видели на улицах, распространяют свою литературу. Их испытанный метод: «Здравствуйте! Вы мне очень понравились, у вас очень интеллигентное лицо — или: «Вы мне кажетесь очень разумным человеком. Мы хотим предложить вам подарок». И дают книжку в цветастой обложке. Человек берет книжку в руки. Он очень растроган, что ему лично дарят подарок, да еще такую привлекательную на вид книгу! Он благодарит щедрого и очень дружелюбного незнакомца, проявившего к нему, как кажется, неподдельный интерес.

И тут ему говорят: «Не могли бы вы сделать пожертвование на наше благотворительное общество?» Человек спрашивает: «Какое пожертвование?» Ему говорят: «Ну, 200 рублей». — «Как, эта книжка стоит 200 рублей?» — «Нет, книгу мы вам подарили, но вы сделайте пожертвование на благие цели». Здесь уже налицо момент психологического насилия: невозможно отказаться, ведь подарок уже принят. А жестко его вернуть вроде неудобно: «Ведь незнакомец был таким вежливым, да еще назвал меня умным и интеллигентным! Не могу же я теперь поступить неинтеллигентно!» Так человек платит 200 рублей за книгу, которую он и за пятерку не купил бы.

Рассмотрим историю МОСК. Она началась в 1966 году с прибытия в Нью-Йорк пожилого монаха-индуса по имени Абхай Чаран Де (1896-1977). Кришнаиты уверяют, что принадлежат к древней индийской традиции. На самом деле начало их традиции было положено в 1966 году этим монахом-саньясином, «скромно» именовавшим себя: «Его Божественная Милость» Шри Шримад Свами Бхактиведанта Шрила Прабхупада.

В досектантской биографии Прабхупады немного найдется эпизодов, сравнимых по скандальности с жизнью Хаббарда, Муна или Джозефа Смита. Внешне все было более или менее благопристойно. Но вся жизнь основателя секты, приобретшей за 35 лет своего существования одну из самых криминальных репутаций, является иллюстрацией одной всеобъемлющей, поглощающей его страсти — неуемного честолюбия, вытекающего из необузданной, воистину дьявольской гордыни. Достаточно взглянуть на его фотографию (ее можно найти в любом кришнаитском издании), чтобы это стало очевидным. По словам Прабхупады, его гуру завещал ему проповедовать учение Кришны на Западе. Однако в молодости Абхай Чаран не стремился сразу воплощать в жизнь заповедь своего учителя; он был бизнесменом, коммивояжером, торговцем фармакологическими препаратами. Этим занятиям он посвятил большую часть жизни. Он очень надеялся разбогатеть — но все его финансовые предприятия кончались крахом. Убедившись, что бизнес не приведет его к желанной цели, Абхай вспомнил заповедь своего учителя и уже на склоне лет начал издавать по-английски журнал о кришнаизме, который назывался «Назад к Богу». Прабхупада порождению принадлежал к течению индуизма, поклоняющемуся единому богу Кришне. Кришнаиты называют себя монотеистами, но с этим можно согласиться лишь при очень беглом взгляде на них — да и то только отчасти.

Поклоняются они богу, которого называют Кришной (на санскрите «черный», «темный» или «темно-синий» — говорящее имя). Движение поклонения ему как верховному божеству начал в Индии в XVIвеке проповедник Чайтанья. Последователи Чайтаньи ходили по улицам индийских городов, били в бубны, впадали в оргиастический экстаз — и всех призывали поклоняться богу Кришне. Прабхупада заявляет, что он происходит из той линии учителей, которые напрямую восходят к этому мистику XVIвека. Ниже мы увидим, насколько обосновано такое заявление.

Учение ОСК будто бы основано на «Бхагавадгите», которая является частью древнеиндийского эпоса. Но на самом деле наши псевдо-кришнаиты изучают не собственно «Бхагавадгиту», а ее переложение на английский язык, которое было сделано Прабхупадой и снабжено его комментариями. Что касается комментариев, то это особая тема, но серьезные ученые-индологи указывают на то, что вышедшая из-под пера Прабхупады «Бхагавад-Гита как она есть» — это не перевод, а вполне современный (можно сказать постмодернистский) пересказ подлинной «Бхагавадгиты», разбавленный терминами и концепциями западной поп-культуры и поп-философии.

Итак, когда люди поселяются в кришнаитском ашраме (общине), они должны начать следовать строгому индуистскому (в понимании Прабхупады), а на самом деле типично сектантскому бытовому коду поведения. Необходимо от всего отказаться: не только от своей собственности, но и от своего тела. Думающий больше предписанного о своем теле еще недостоин Кришны, мысли о теле мешают развивать в себе сознание Кришны. Естественно, всю свою собственность нужно не выкидывать и не раздавать бедным, а отдать «Обществу сознания Кришны». При всем своем личном аскетизме и настоятельном требовании перенимать в своей жизни индийский быт, Прабхупада ради повышения прибыли после первоначальных запретов благословил все-таки своих последователей собирать деньги на улицах в костюмах и париках (сейчас это уже норма). Напомню, что, по всей видимости, он знал и о совершающихся преступлениях и тем не менее, если это приносило деньги, готов был на все закрывать глаза.

Можно признать, что ОСК имеет некоторое отношение к индуизму, сравнимое, например, с отношением «Свидетелей Иеговы» к христианству. Какая-то отдаленная связь у иеговистов с христианством через их происхождение из адвентистских кругов есть, но назвать их из-за этого христианами весьма затруднительно. То же самое можно сказать и об отношении наших кришнаитов к индуизму. Сами традиционные индуисты относятся к ним достаточно настороженно, потому что для них индуистом может быть только человек, рожденный в Индии, а неиндус, обращенный в индуизм, а уж тем более сам посвятивший себя в брахманы, — это нонсенс. Соответственно, западных кришнаитов не пускают во многие индусские храмы, связанные с «земной жизнью» Кришны.

В России кришнаиты активно внедряются во все органы и организации, которые занимаются религиями, и пытаются наладить контакт со всеми структурами власти, зачастую небезуспешно. В частности, они принимали участие в разработке нынешнего закона о свободе совести, и к их мнению многие разработчики закона прислушивались гораздо более внимательно, чем к мнению представителей Православной Церкви. Отечественные кришнаиты очень любят спекулировать на своей «индийскости» и при появлении в печати малейшей критики в свой адрес начинают шантажировать неминуемым ухудшением отношений с «главным стратегическим партнером России» — Индией. К сожалению, зачастую этот шантаж действует. Впрочем, это можно считать самым невинным из всего того арсенала лжи и подлога, к которому прибегали кришнаиты.