Смекни!
smekni.com

Сравнительный анализ работ Э. Дюркгейма и П.А. Сорокина на тему самоубийства (стр. 2 из 5)

Из этого следует, что можно обозначить данный тип самоубийства как эгоистично-аномическое самоубийство. Дюркгейм, объясняя это, отмечал: "Существует два фактора самоубийств, обладающих по отношению друг к другу особым сходством, - это эгоизм и аномия. Даже почти неизбежно бывает так, что у эгоиста замечается наклонность к беспорядочности; так как он оторван от общества, последнее уже не может регулировать его внутреннего мира.

Наоборот, дезорганизаторская тенденция не может не содержать в себе зачатка эгоизма, так как нельзя восстать против всяких социальных уз, будучи в сильной степени социализированным человеком".

Дюркгейм подчеркивает, что "самоубийцы и того, и другого типа страдают тем, что можно называть "болезнью бесконечности", но в обоих случаях эта болезнь принимает неодинаковые формы. В первом случае мы имеем дело с рассудочным умом, который испытывает болезненное изменение и чрезмерно гипертрофируется, во втором случае дело идет о чрезмерной и нерегулируемой чувствительности. У одного [эгоиста] - мысль, возвращаясь все время к самой себе, теряет наконец всякий объект, у другого - не знающая границ страсть не видит впереди никакой цели; первый теряется в бесконечности мечтаний, второй - в бездне желаний".

В общем, все случаи самоубийства среди душевнобольных или лишены всякого мотива, или же определяются совершенно вымышленными мотивами. В соответствии с современными концепциями, принятыми в отечественной психиатрии, самоубийство рассматривается как следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемых ею микроконфликтов. При субъективном ощущении неразрешимости конфликта обычными способами, избирается самоубийство. Одним из важнейших факторов, мешающих нормальной жизнедеятельности индивида, является наличие у него психического заболевания, которое создает трудности адаптации к социальной среде не только для самого больного, но и для некоторых членов его семьи. На долю психически больных приходится приблизительно третья часть от общего числа случаев завершенных суицидов. В состоянии психоза больные совершают псевдосуициды, являющиеся по существу несчастными случаями, в основе которых суицидальные императивы или другие бредовые идеи (больному кажется, что он умеет летать, или, что он находится не на последнем этаже многоэтажного дома, а на веранде в саду и т.п.). Однако психически больные, чаще всего больные шизофренией, могут совершать самоубийство или покушение на него не только под влиянием психической патологии в процессе обострения заболевания, но и в период ремиссии под влиянием тех же самых "мотивов неблагополучия" или "мотивов конфликта". Наиболее распространенным мотивом неблагополучия является осознание больным серьезности и необратимости своего заболевания, опасение ухудшения своего состояния, грозящей деградации личности. Суициду иногда предшествует тщательное изучение больным литературы по психиатрии и самодиагностирование. Мотивационная направленность суицидов в рамках психопаталогии дифференцирована ничуть не меньше, чем в сфере нормы. Даже суицидальные тенденции глубоко депрессивных больных, достигающие подчас масштабов подлинного влечения к смерти, могут иметь как ауто- , так и гетерорефлексивную проекцию (термину ауторефлексии придается значение, аналогичное самосознанию, относящееся к процессам имитирования логических операций. Гетерорефлексией обозначается межличностная психоимитация.) Весьма распространенная разновидность импульсивно-аффективных реактивных суицидов может иметь как ауто-, так и гетерорефлексивную мотивацию. Это относится и к так называемым "безмотивным" суицидам.

Социологическая теория самоубийства, предложенная Дюркгеймом, рассматривает самоубийство в основном как результат разрыва интерперсональных связей личности, отчуждения индивидуума от той социальной группы, к которой он принадлежит.

§2. Сравнительный анализ работы Э. Дюркгейм "Самоубийство" и П.А. Сорокин "Самоубийство как общественное явление"

Знакомство русской аудитории с работой Э. Дюркгейма "Самоубийство" состоялось вскоре после ее опубликования во Франции: в 1912 г. Его идеи широко пропагандировались известным русским социологом Питиримом Сорокиным в самый разгар очередной эпидемии самоубийств в стране (1910-1914) [9; 10].

Все крупные работы Э.Дюркгейма, в которых им были изложены фундаментальные принципы "социологизма", переведены на русский язык. Как и его многолетний антагонист, Тард, Дюркгейм сотрудничал в Русской школе общественных наук в Париже и высоко ценил научный авторитет и знания Ковалевского. Уже одна из первых больших работ Дюркгейма "О разделении общественного труда" живо заинтересовала русских социологов, особенно субъективистов, так как именно факты разделения труда положил в основу своей социологической концепции Михайловский (кстати, один из первых рецензентов книги Дюркгейма). Оба социолога делали радикально полярные выводы из этого факта. Михайловский подчеркивал (и это позднее часто повторяли), что Дюркгейм несколько преувеличил степень бесконфликтности и органичности солидарности, возникающей на разделении труда.

Она может быть таковой, но может быть и иной. Критиковалось также его несколько схематическое представление об эволюционной замене "механической" солидарности "органической", чрезмерности его социологического реализма и известное пренебрежение психической стороной социальных явлений.

В дальнейшем русские социологи внимательно следили за защитой Дюркгеймом социологического реализма, за становлением "социологизма" и его методологическими возможностями, известную дань которым отдавали Де-Роберти и вслед за ним молодой Сорокин.

Однако подлинный фурор в русских научных кругах произвел этюд "Самоубийство". В России была собственная самостоятельная теоретическая и эмпирическая литература на эту тему (список, далеко неполный, был составлен Г. Гордоном и приложен к русскому переводу книги Дюркгейма), но синтезирующий подход Дюркгейма показался многим и свежим, и более глубоким. Книга имела массу самых разнообразных откликов и стимулировала новые исследования.

Далее мы в сравнительном аспекте рассмотрим взгляды Э. Дюркгейма и П. Сорокина на различные составляющие явления самоубийства.

У Дюркгейма и Сорокина во взглядах на проблему самоубийства чрезвычайно много общего, однако нам нет необходимости пытаться подогнать факты, описанные Сорокиным, под дюркгеймовскую концепцию. Однако, несмотря на то, что оба (Дюркгейм и Сорокин) связывают периодические возрастания числа самоубийств с социально-историческим феноменом..., французский мыслитель выступал против метафизических рассуждений о суициде... Его интересовали в качестве причин в первую очередь ясно очерченные группы фактов, поддающиеся эмпирическим констатациям. Сорокин же уводил мысль за пределы социальной среды в метафизическую реальность, при этом признавая большое влияние социальной среды.

2.1 Причины самоубийства

Мысль о взаимосвязи суицида и социальных причин впервые была высказана "отцом суицидологии", профессором социологии Э. Дюркгеймом, который отмечал, что "число самоубийств изменяется обратно пропорционально степени интеграции религиозного, семейного и политического общества".

Но в отличие от концепции Дюркгейма, отечественные суицидологи представляли самоубийство как один из вариантов поведения человека в экстремальной ситуации. Согласно этой точке зрения, суицидальный конфликт и самоубийство могут быть вызваны реальными причинами (у здоровых лиц) или являться результатом психического заболевания.главная общая причина роста самоубийств - это рост одиночества личности, ее оторванность от общества, в свою очередь представляющая результат нашего беспорядочно организованного общества.

Каковы же эти причины в своем конкретном виде?

Главная конкретная причина, по П.Сорокину [17], - это нужда, голод и безработица — следствие того же беспорядочного устройства общества, поэтому высший процент самоубийц дают именно безработные. Из всего числа самоубийц Петербурга за 1911 год лица без занятий составляют 23,12%. Эта цифра станет еще большей, если принять во внимание то, что крестьяне и рабочие кончают с собой главным образом из-за нужды. А данные показывают, что они составляют главный процент самоубийц.

Более точная статистика Петербурга за 1911 г. дала еще более красноречивые результаты; из общего числа самоубийц крестьяне составляют 78,14%, дворяне - 7,71%, мещане - 11,74%, купцы - 1,53%, духовенство -0,21%, иностранные поданные - 0,71%. Значит на 10000 человек каждой группы самоубийц приходится: крестьян - 10 чел., дворян - 6, мещан - 4, купцов - 8, духовенства - 2 чел.

Отсюда видно, что нужда - главная конкретная причина самоубийства. Крестьянин приходит в город, попадает в шумную, многолюдную толпу, становится "фишкой" и "номером"; глубокое одиночество и отсутствие поддержки в нужную минуту доводит одних до преступления и запоя, других -до отчаяния и смерти. И гибнут люди, проклиная общество и людей, не поддержали, не помогли, не утешили в нужную минуту, а прошли равнодушно мимо чужого отчаяния и горя.