Понятие творчества неразрывно связано с эффективностью именно она является двигателем прогрессивного развития общества. Так как, творчество заключает в себе элементы более или менее рисковой деятельности, предполагающие новые нестандартные пути решения проблем, новые неординарные подходы в получении, обработке, использовании, хранении той или иной информации, сейчас на первый план выходит интенсификация всех процессов, происходящих в обществе, в том числе это касается и социокультурных процессов. Вот почему мы говорим, что рисковая деятельность из потенциальной возможности становится потенциальной необходимостью для качественно нового скачка в культурном развитии на данном историческом этапе.
Общество очень осторожно относится к тем видам творческой рисковой деятельности, которые являются абсолютно новыми, ранее неизвестными, т. к. они заключают в себе абсолютно новые непредсказуемые последствия, которые иногда, как кажется, угрожают даже безопасности человечества, ставят его на грань выживания (например, внедрение ядерных технологий в получение электроэнергии, компьютеризация общества, развитие спутниковых коммуникационных сетей и др.). Творчеству абсолютно трудно становится пробить себе дорогу, когда стабильность и нестабильность находятся в устойчивом состоянии, а элементы риска еще не имеют такой выраженной необходимости, т.е. застой и рутина еще препятствуют творчеству вырваться из их оков. Но все равно рано или поздно возникают условия качественного изменения ранее существующей информации, для обработки и использования которой появляется необходимость возникновения новых сфер деятельности человека, порой с непредсказуемыми результатами и тогда это становится неизбежным. Но где найти меру между опасностью, непредсказуемой деятельности и безопасностью для жизни человечества. Где та «золотая середина», которая позволит не довести прогресс до абсолюта, до абсурда, не вывести за грань самоуничтожения. Ведь уже сейчас мы в результате нашей «прогрессивной» деятельности довели свою экологию до грани, т.е. мы рубим сук, на котором сидим. Необходимо найти уровень разумного риска человеческой деятельности, когда непредсказуемое может привести к непоправимому. Таким образом, риск в процессе обновления информации, обработки и усвоения ее, для творческого развития, для внедрения инноваций, должен быть не только необходимым, но и иметь разумные пределы, не переходящие меру. А отсюда возникает условие минимальной затраты энергии на защиту человечества для выживания цивилизации. Опять человечество балансирует на грани между пользой и опасностью, которая возникает стихийно в результате новой рисковой деятельности человека и опять критерием должна выступить разумная мера, минимальный риск.
Но человеческое общество находит сейчас этот критерий, эту разумную меру, методом проб и ошибок, иногда даже не исправляя и не учась на своих ошибках, примером этого является чернобыльская катастрофа, после которой и социум и окружающая среда настолько изменились, что начался как бы новый отсчет времени, другими словами в недрах стабильности, застоя возникли такие факторы нестабильности, которые при превышении меры, привели к интенсивному переходу в нестабильность, культура резко пошла на спад, на первый план вышла массовая культура с ее низкопробной духовностью, низменными потребностями, как атрибут хаоса.
Как же определить в этих условиях разумность риска, как управлять стихийными процессами, возникающими при этом. Ведь в большинстве случаев человечество, зная о масштабах опасности, губительном влиянии на него различных опасных факторов, все равно стремится превышать разумную меру. Так например, зная об огромной опасности курения, употребления наркотиков люди тем не менее, не отказываются от этих губительных привычек и продолжают переходить меру разумного. Сейчас в мире в геометрической прогрессии растет не только число курильщиков и наркоманов, но и так называемых пассивных курильщиков, т.е. людей которые сами не курят, но испытывают на себе такое же губительное влияние, как и люди которые сами курят. Отсюда возникает угроза всему генофонду человечества, т. к. никотин, наркотики в первую очередь пагубно влияет на детей, делают их калеками. И в конце концов наступит ситуация, которая выйдет из под контроля, что приведет к значительному превышению разумной меры и наступят качественно – новые изменения в социокультурном процессе, которые вызовут к жизни абсолютно новые творческие потребности, возможно появится целый новый пласт культуры с его новыми средствами и формами, направленными на решение этих острых насущных проблем. Возможно, обновится и появится совершенно новая информация, которая выведет человечество на новый, более высший уровень развития. Таким образом, в оценке рисковой деятельности культурный социум также балансирует между стабильностью и нестабильностью. Но здесь возникает еще одна проблема, скорее тенденция, что чем больше появляется информации о той или иной опасности для человека, тем больше становится уровень превышения разумной меры, т.е. собственной безопасности. Например, строительство атомных электростанций в сейсмоопасных зонах, превышение уровня холестерина в пище современного человека, которое ведет к опасности сердечно-сосудистых заболеваний. И здесь тоже идет балансировка между стабильностью и нестабильностью, между разумной и неразумной мерой риска, между опасным и безопасным поведением, надо сказать, что культура в этом плане находится в традиционном состоянии, т.е., равнодушного наблюдателя, а значит в состоянии застоя. Достаточно сказать, что сейчас трудно посмотреть такой, где бы не пропагандировалось курение. Но в недрах этой стабильности уже вызревают элементы нового, нестабильного, которое, в конце концов, активизирует культурные творческие силы нового поколения, которые создадут качественно новые культурные достижения, позволяющее решить эти проблемы. Уже сейчас появляются новые рок группы репертуар которых направлен против загрязнения окружающей среды, против курения и наркотиков. Молодые художники тоже создают произведения, которые силой своего искусства заставляют задуматься молодое поколение о той огромной опасности, которую заключают в себе курение и наркотики. Только тогда произойдут новые изменения в социокультурной жизни человечества, только тогда культура в этом плане выйдет из застоя, когда все культуры объединятся для решения этой проблемы. Вот тогда и произойдет переход от стабильности, через рисковую деятельность к нестабильности и установится равновесие.
Человек в процессе своей социокультурной деятельности часто вынужден принимать решения, связанные с той или иной степенью риска, обладая абсолютной сознательной свободой выбора. «Быть или не быть!» – этот Гамлетовский вопрос рано или поздно задает себе каждый человек. И только от него зависит выбор этого решения, который, конечно же, будет связан с определенной степенью риска и с непредсказуемостью последствий. Значит главная проблема научится управлять своими желаниями и возможностями, соблюдая разумную степень меры.
Социальные процессы носят характер вероятности, поэтому и являются более или менее непредсказуемыми, что зависит от конкретных возможностей данного социума, когда из их множества нужно выбрать только одну наиболее эффективную, а для индивида такой выбор будет называться выбором по желанию. Происходит взаимное влияние человека на окружающий мир и, наоборот, благодаря чему человек и становится активной, деятельной личностью. Итак, в процессе выбора человек руководствуется, прежде всего, тем, что ему нужно, стараясь отметать все случайное или хотя бы уменьшить его.
Человек в своей жизни очень часто сталкивается с ситуацией, когда выбора не остается, в силу неожиданно сложившихся обстоятельств, т.е. он заранее не мог предвидеть того, что случится. Вот тогда возникает риск, который можно назвать неосознанным, вынужденным, необходимым, который приводит к нестабильности. Это риск, когда человек поставил на кон самое важное для него, например, рискует земледелец, посеяв зерно в холодную землю, когда под угрозой может быть весь его урожай. Тогда, он обязательно должен продумывать степень возможного риска и найти меру, т.е., «золотую середину»
Риск может проявляться и в культурной деятельности человека, когда например, для создания каких-либо культурных достижений человек вкладывает огромные средства, в том числе и духовные, не зная заранее, каков будет результат и востребовано ли будет его творчество. Если же оно будет востребовано и накоплено в культурной общечеловеческой информации, ели этот человек своим творчеством оставит свой след в истории, то тогда речь идет об оправданном риске. Но оправдан он будет или нет, человек-творец заранее не знает никогда. Но в этом и заключается загадка творческого человека, что, не зная наперед судьбы своих произведений он, рискуя, их все равно создает.
Если недостаточно информации для определения степени риска, то тогда возникает состояние нестабильности в рисковой деятельности с непредсказуемым результатом этой деятельности. Наличие же информации о степени риска, позволяет предсказать результат и возможные его последствия.
Таким образом, рискуя человек, всегда ожидает какой-то опасности, потерь, утрате важных для человека ценностей. Но, тем не менее, он осуществляет свой единственно правильный выбор, надеясь на лучшее. Если же риск оказался неоправданным, то необходимо опять вернутся к той мере, через которую человек перешел, так хотя бы снова может наступить гармония, а значит опять будет устойчивое равновесие. Нестабильность – это всегда риск, а нестабильность всегда взаимопроникает в стабильность и наоборот, т.е. нет чистой абсолютной стабильности и нестабильности, они всегда половинчаты. Творчество, возникшее в культуре, которая находит себе место в накопляемой человечеством информации, всегда прогрессивна. Но культура может быть, как в состоянии стабильности, так и в состоянии нестабильности, когда меняются культурные ценности, обычаи и традиции.