Смекни!
smekni.com

Информационное общество (стр. 1 из 2)

Содержание

Введение

1. Глобализация и причины кризиса современной цивилизации

2. Информационная цивилизация

Список литературы

Введение

Тема реферата «Информационное общество» по дисциплине «История мировых цивилизаций».

История мировой цивилизации является новой дисциплиной, которая по своему синтетическому и эвристическому потенциалу способна выступить основой гуманитарного образования в целом. Система гуманитарного образования предусматривает приобретение студентами целостных знаний о социокультурном развитии человечества. Его понимание должно стать своеобразным каркасом гуманитарного знания как такого, поскольку без общего виденья этого процесса невозможным становится и системное осознание отдельных феноменов культуры. Изучение истории философии, религии, литературы или изобразительного искусства нуждается в том, чтобы человек имел представление о развитии и инвариантных характеристиках как отдельных цивилизационных систем, так и общечеловеческой цивилизации в целом. Потому история мировой цивилизации должна быть обязательной составляющей современного гуманитарного образования.

Философы и историки не раз высказывали мысли о кризисе европейской культуры и цивилизации. В концепциях Данилевского, Шпенглера, Ницше, Тойнби, Вебера звучала тревога о кризисе цивилизации с начала ХХ века. Казалось, что с поражением фашизма кризис миновал, однако он обрел новую форму – лавинообразное нарастание глобальных проблем. А это признак беспрецедентного кризиса цивилизации. Причем не отдельных сторон бытия, а основных форм жизнедеятельности европейской индустриально-технологической цивилизации. Одновременно это и кризис современного человека вообще, способа его самореализации.

1. Глобализация и причины кризиса современной цивилизации

Попытаемся разобраться в причинах глобального кризиса.

Философско-мировоззренческая критика основ современной цивилизации, поставившей в центр бытия обладание и покорение природы, началось давно. Такая критика возникла не из-за осознания опасности экологической ситуации, глобальных проблем, а из-за того, что философы видели измельчание личности.

Наиболее остро вопрос о будущем нынешней цивилизации встал перед теми исследователями, которые впервые во всем объеме осознали глубину и масштабы надвигающегося экологического кризиса.

Стержнем исторического развития сегодня сделалась проблема человека в следующих его измерениях:отношение человека и природы, человека и человека, личности и общества. Если эта проблема не будет решена по существу, то ХХI век просто не состоится.

Тот факт, что истоки кризиса уходят в глубь истории европейской культуры был отмечен и проанализирован П.Флоренским и Н.Бердяевым. Флоренский отметил, что «уже давно, вероятно с ХVI в., мы перестали охватывать целое культуры. В этих условиях попытка обогатиться покупается жертвою цельной личности». Следствием этого явилось расщепление личности, форм ее самореализации на отдельные виды деятельности. При этом расщеплению подвергаются формы не только трудовой деятельности, но и деятельности духа. Как отмечает Флоренский: «Содержание науки чужой специальности давно уже стало недоступным не только просто культурному человеку, но и специалисту-соседу. Однако и специалисту той же науки отдельная дисциплина ее недоступна». Все это дает основание ему усомниться в правильности самого курс цивилизации. Такой курс привел к ситуации, когда культура не объединяет, а разъединяет людей, а это свидетельствует о тупике цивилизации.

Ситуация в конце ХХ в. осложняется тем, что для дальнейшего развития производства – основной цели общества – требуется все более глубокая специализация, более широкая информатизация, проникновение технических средств в самые интимные стороны человеческой деятельности вообще и производства и потребления. Такая тенденция опасна тем, что специализация плохо совместима с необходимостью цельного восприятия мира культуры. В подобной атмосфере человека формирует не действительность во всей ее полноте и разнообразии, а СМИ и массовая культура. Человек становиться все более легко управляемым и даже манипулируемым.

Теперь обратимся к критике философско-мировоззренческих основ европейской культуры, данное Бердяевым в работе «Новое средневековье». Бердяев отметил, что «кризис современной культуры начался давно. Войны, революции, внешние катастрофы только обнаруживали вовне внутренний кризис культуры». До недавнего времени кризис проявлялся в самых разных формах, общим знаменателем которых является бездуховность, выражающаяся в безразличии промышленно развитых государств к нищете в странах третьего мира, гибели миллионов детей в них от причин, которые можно было бы предотвратить.

Экологическая ситуация заставляет сосредоточить внимание на проблемах выживания, сохранения природных основ бытия; по-новому ставить вопрос о свободе и демократии, особенно когда цивилизация предпринимает первые шаги к самозащите. Новая ситуация сужает представления о человеческой свободе – так как выдвигается новая задача – обеспечение жизни на земле. Отсюда, подчинение всех действий человека заданной задаче. Здесь налицо противоречие заданных ценностных установок с их опорой на индивидуальность и свободу личности.

Отсюда делается вывод: человечество сможет отойти от края пропасти, если пересмотрит свои мировоззренческие установки.

В 1992г. В Рио-де-Жанейро – конференция ООН по окружающей среде и развитию на уровне глав государств и правительств, которая сделала важный вывод: путь, приведший промышленно развитые страны к благосостоянию, не может быть всеобщим. Земля просто не выдержит, и гибель цивилизации неизбежна в самом ближайшем будущем.

31 мая – 2 июня 2002г. состоялся форум в Санкт-Петербурге «Петербургская весна». Идея форума: «Человек. Новое понимание трансформации». Заслуживает внимания доклад доктора геолого-минералогических наук, профессора Руднева. Он подчеркнул, что экологическая катастрофа Земле не страшна, т.к., если погибнет человечество, это еще не катастрофа. На земле бывали катастрофы, когда погибало 80-90% живого вещества. Так что сегодня уничтожается не природа. Самоуничтожаемся мы, человечество. А природа воскреснет, потому что она вечна. И даже не заметит нашего исчезновения, как не заметила исчезновения динозавров. Придут другие, которые выживут после экологической катастрофы, например, крысы, и создадут свою «крысиную цивилизацию». Чтобы этого не произошло, экологический императив должен сопровождаться нравственным императивом, и не менее жестким, чем экологический.

1-4 сентября 2002г. в Йоханнесбурге состоялся очередной саммит Земли. Как его охарактеризовал бывший российский премьер-министр Черномырдин: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». На саммит приехали представители 106 государств и международных организаций, делегатов собралось около 40 тыс. Правда, не было президентов США и России. Участники конференции в ЮАР были поделены на три основных лагеря: США, представители европейского общества, Япония и примыкающие к ним Россия и группа из 77 развивающихся стран.

В повестке дня значились две проблемы:

- охрана окружающей среды;

- план помощи богатых государств бедным.

Представители развитых стран предпочли концентрировать своё внимание именно на экологии.

На основании выступления составлена таблица «Хозяйственной деятельности человека»:

Показатели Начало ХХ века Конец ХХ века (80-90 гг.)
Валовой мировой продукт, млн. дол. 60 20000
Мощности мирового хозяйства, ТВт 1 10
Площадь пахотных земель, млн. га 750 1500
Численность населения, млрд. чел. 1,6 5
Потребление пресной воды, км3 360 4000
Потребление чистой первичной продукции биоты, % 1 40
Площадь залесенных территорий, млн. га 57,5 50,1
Прирост площади пустыни, млн. га - 156
Сокращение числа видов, % - 20
Площадь нарушенной хозяйственной деятельности суши (без учета площади Антарктиды), % 20 60

По данным Института мировых ресурсов, из 7,5 млн. км2 исчезнувших лесов 2 млн. км2 приходится на два последних десятилетия.

Представителей третьей группы интересовал только второй вопрос - экономическая помощь США и европейских стран, или так называемого «золотого миллиарда» беднейшим странам люнеты. Безусловно, их можно понять. Наплевать им на исчезновение видов, если в их странах умирают от голода. Для справки: почти 1 млрд. человек на Земле голодает, в то время, как в США каждый четвертый страдает от ожирения.

Лидеры, каждый со своими интересами, собравшись на саммит Земли, попытались построить Вавилонскую башню. Но, увы! Выступившие единым фронтом общественные и экологические организации заявили, что саммит Земли провалился.

Один из самых важных результатов многочисленных исследований по экологической ситуации в мире – это вывод о том, что если человечество хочет избежать экокатастрофы, оно должно выработать новую парадигму прогресса.

В сложнейшей ситуации общество может выбирать лишь из двух путей:

1) сплочения всех людей, народов, государств независимо от социальной системы, уровня образования, вероисповедания ради жизни на Земле;

2) борьба за природные ресурсы, использование материалов и финансовые возможности в попытке обеспечить для своей страны экологически чистые пространство, продукты, энергию.

От человеческого общества зависит, станет ли Земля ареной битв, или же люди покажут, что они действительно разумны и способны объединиться во имя жизни.

В этой связи необходимо остановиться на тезисе Самуэля Хантингтона о грядущем «столкновении цивилизаций» в мировой политике. Его статьи вызывали такой же резонанс, как и статья Фукуямы «Конец истории» в свое время. Тезис Хантингтона можно сформулировать так: «Принципиальный конфликт в глобальной политике будет происходить между нациями и группами отдельных цивилизаций», следующая мировая война, если она состоится, будет войной цивилизаций». По мнению Хантингтона, к концу ХХ века цивилизации, как субъекты мировой политики, пришли на смену нациям-государствам цивилизациями он называет культурные сообщества, отличающиеся друг от друга историей, языком, традициями, религия ми.