Под влиянием этих и некоторых других факторов в современной России стали поднимать голову фашисты и анархисты, нашел свою нишу самый оголтелый национализм, усилился в разнообразных формах религиозный фанатизм, получили распространение другие проявления экстремизма.
Особую опасность, вплоть до проявлений тщательно организованного международного терроризма, представляет собой религиозно-политический экстремизм, связанный с агрессивными формами исламского фундаментализма. Акты криминального насилия (как физического, так и психического) нередко совершаются под кличем «Аллах Акбар!». Раздаются призывы ревностно, игнорируя требование законов, включая уголовно-правовые запреты, служить очередному новоявленному «Иисусу Христу» и т.п.
Связи экстремизма и преступности весьма интенсивны и проявляются по-разному. Наиболее значимы те из них, которые имеют генетический характер. Фашистская, национал - шовинистическая, религиозно-фанатическая, мистическая и иная экстремистская идеология во многих случаях выступает в роли непосредственно действующих субъективных причин опасных преступлений: умышленных, в том числе ритуальных, убийств, террористических актов, массовых беспорядков, поджогов, актов вандализма и т.д. Масштабы этих преступлений, причиняемый ими ущерб резко возрастают в случаях, когда организованный экстремизм использует под своими знаменами толпы одураченных людей, что случается нередко.
Некоторые проявления экстремизма как таковые (без сопутствующих преступлений) прямо признаются преступными либо получают иную, достаточно острую уголовно-правовую оценку. В частности, уголовно наказуемыми являются публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельностью, возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства и другие деяния, предусмотренные статьями 280, 282, 2821, 282? УК РФ.
Уголовный закон относит к числу наиболее порицаемых некоторые мотивы преступлений, связанные с проявлениями экстремизма. Например, в соответствии со ст. 63 УК РФ обстоятельством, отягчающим наказание за любое преступление, является его совершение по мотивам национальной, расовой, религиозной ненависти и вражды. Аналогичный мотив фигурирует в качестве квалифицирующего признака в составе убийства (ст. 105 УК РФ) и некоторых других преступлений против личности.
Часть преступности связана с экстремизмом через его последствия. Это, прежде всего, преступность среди беженцев и вынужденных переселенцев, многие из которых превратились в безработных, бездомных, социально неустроенных людей вследствие экстремистских проявлений националистического толка.
По-разному вплетаются в систему детерминации преступности, многих ее форм и видов такие характерные признаки поведения носителей политического, национально-этнического, религиозного и ирного экстремизма, как кастовость, стадность, поиски внешнего врага, идолопоклонство, иррационализм, приверженность к разнообразным предрассудкам, массовая истерия и демагогия.
В 2003 г. зарегистрировано 157 преступлений экстремистской направленности (ранее они отдельной строкой в уголовной статистике не выделялись). К ним относятся преступления, предусмотренные ст.ст. 280, 282, 2821, 2822, 357 УК РФ; преступления против жизни и здоровья, совершаемые по мотивам национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды (убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, истязание); а также некоторые другие деяния, если они имеют подобную мотивацию (ст.ст. 148, 149, 213, 214, 243, 244 УК РФ).
Экстремизм, несомненно, будет терять почву по мере перехода страны к стабильной жизни, устойчивому развитию по восходящей, преодоления кризисных явлений социально-экономического, политического, духовно-нравственного и иного свойства. Не стало в обществе таких крайностей (по выражению А.И. Солженицына, «дикостей, которых нигде нет в мире» - «Общая газета», 1998, № 21), как многомесячная невыплата зарплаты, - и у шахтеров отпали поводы для «рельсовых войн» (подобных тем, которые потрясли Россию в мае 1998 г.). Однако полностью решить проблему экономическими, социальными и тому подобными мерами не удастся. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что экстремизм получил определенное распространение и в экономически развитых, в целом социально благополучных, политически стабильных странах, например в ФРГ. Следовательно, требуются целенаправленные усилия организационно-управленческого, правового, идеологического и иного характера по ограничению данного социально негативного явления, связанного с преступностью.
В настоящее время для этого создана необходимая законодательная база. Прежде всего она включает Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности», который имеет выраженную превентивную направленность. В соответствии со статьями 2, 3 данного закона к основным принципам противодействия экстремистской деятельности относится ее предупреждение, а выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих этой деятельности, является основным направлением данного противодействия.
С принятием указанного закона и связанных с ним законодательных нововведений (изменений и дополнений в УК РФ, в Закон «О прокуратуре Российской Федерации») значительно расширен арсенал средств правового воздействия на лиц, совершающих экстремистские действия, в том числе чреватые угрозой совершения преступлений, предусмотренных статьями 136, 148, 205, 239, 278, 279, 280, 282, 282, 282 и других УК РФ. К ним относятся предостережения и предупреждения лицам и организациям о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, предупреждения о недопустимости распространения экстремистских материалов через СМИ, приостановление деятельности общественного или религиозного объединения экстремистской направленности, ликвидация по судебному решению экстремистских объединений и другие меры в основном превентивного характера.
1.3 Изучение преступности в социальном контексте
Изолированный анализ преступности, ее вычленение из контекста всего многообразия социальных явлений допустимы лишь в определенных пределах, как один из методических приемов криминологического изучения. Такой прием дает важное, но ограниченное знание.
Другой аспект изучения преступности - это ее анализ в координатах экономических, социальных, политических и культурных характеристик страны, региона. В том числе в связи с правонарушениями непреступного характера и иными негативными социальными отклонениями.
Соответственно данные уголовной, судебной статистики сопоставляются со многими другими статистическими и иными сведениями, в том числе о состоянии социального контроля, деятельности правоохранительных органов.
Социальная характеристика региона при криминологическом исследовании устанавливается путем анализа данных о населении и типе поселения. Выделяются следующие группы населения:
1. по полу, ибо с полом связаны различные социальные функции людей, особенности их социального положения и поведения (например, женщины отличаются меньшей насильственной криминальной активностью по сравнению с мужчинами, и в поселениях с преобладанием женского населения уже поэтому меньше бывает насильственных преступлений);
2. по возрасту (14-15, 16-17, 18-24, 30-49 лет, 50 лет и старше), так как каждому возрасту свойственны свои формы преступного поведения (для несовершеннолетних характерно совершение очевидно общеуголовных преступлений: краж, грабежей, разбоев, изнасилований, хулиганства, для лиц старше 50 лет - преимущественно преступлений в сфере экономической деятельности, по службе и ряда иных);
3. по национальности. Русский писатель Тендряков образно сказал, что «национальность - это стереотип поведения», и действительно; в каждой нации и народности живут свои обычаи, традиции. При совершении преступлений люди соответствующей национальности, если они сформировались в рамках этих обычаев и традиций, демонстрируют такие варианты криминального поведения, которые особенно строго не осуждались бы близкими им лицами и не были бы чреваты изгнанием из соответствующей среды. Сказываются и сформированные с детства привычки, установки. Формы преступного поведения также бывают связаны с теми отрицательными явлениями непреступного характера, которые распространены в той или иной национальной среде. Там, где распространено пьянство, чаще совершаются насильственные, ситуативные корыстные преступления ради немедленного получения средств для приобретения спиртных напитков либо их самих;
4. по вероисповеданию. Криминологически значимо, например, то, что мусульмане не употребляют спиртных напитков. Следовательно, преступность на почве пьянства в соответствующем регионе будет менее выражена. Зато ими допускается употребление наркотиков со всеми вытекающими отсюда криминальными и криминогенными последствиями, а также в последнее время все большее внимание правоохранительных органов привлекает к себе деятельность некоторых тоталитарных сект, в которых практически совершаются преступные нарушения прав и свобод граждан;
5. по семейному положению (число лиц, состоящих в браке, число семей, разводов и т. п.). Для преимущественно молодежных поселений (новых городов в Сибири) была характерна преступность, свойственная несовершеннолетним и молодежи. В этом аспекте значима численность несовершеннолетних, в том числе проживающих в неполных семьях, только родительских семьях или в тех, которые объединяют три поколения: бабушек, дедушек, родителей и детей. В последних лучше организован контроль за поведением детей.