Первый рабочий клуб был создан в г. Петербурге и носил двойное название: «Собрание (клуб) русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга». Название «клуб» употреблялось и в самом тексте устава, где перечислялись направления деятельности организуемого общества: открытие библиотеки и читальни, создание духовного и светского хора, музыкальных кружков, устройство концертов, семейных и литературно-вокальных вечеров, собраний для обсуждения нужд рабочих и самообразования, бесед религиозно-нравственного характера, лекций, в частности по рабочему вопросу и т.п. Членам клуба и гостям запрещалась игра на деньги, употребление спиртных напитков, появление в помещениях собрания (клуба) в нетрезвом виде [7, с. 215–216]. Таким образом, рабочие клубы начала ХХ в. предоставляли разумное проведение свободного от работы времени.
Содержание деятельности и всем своим обликом клубы, объединявшие низшие слои общества, не могли не отличаться от клубов, в которых участвовали представители привилегированных и материально обеспеченных социальных групп и профессий. На цели, преследуемые такими организациями, в первую очередь указывали их названия: «Образование», «Знание», «Знание – свет», «просвещение», «Источник света и знания» и т.п. Популярны были также названия-вывески «Общество разумных развлечений» или «Разумный отдых», но в работе и таких клубов развлекательный элемент был выражен слабо.
Ограничивающий эпитет «разумные» часто сводил наполнение досуга посетителей клуба к решению всё тех же образовательных задач, к просвещению – общему и политическому.
Скромные возможности рабочих клубов в России, их внешний облик определялись, прежде всего, материальным положением их членов. Принимались в клубы и безработные, поскольку «в клубе безработный, может быть, забывает жгучий голод и холод».
Главная же особенность рабочих клубов состояла в острой проблеме нехватки свободного времени: время на посещение клуба выкраивалось с трудом (как правило, по вечерам, после работы). Отсюда и приоритет приобретения знания: признаваемое полезным оттесняло на второй план просто полезное, сугубо развлекательное, хотя никто не возражал против проведения экскурсий и устройства концертов.
Для части рабочих клубы были привлекательнее из-за слабости профсоюзов, неспособных в условиях постоянных преследований улучшать материальное положение хотя бы своих членов. По той же причине среди состоящих в клубах рабочих удельный вес работниц, хуже всего оплачиваемой категории рабочих, был выше, чем в других организациях. Это были обычно молодые девушки, которых больше привлекали танцевальные вечера, чем лекции, – об этом прямо говорилось в отчётах клубов.
Клубы проводили и лекции, и вечеринки. Но главным содержанием их работы были всё же популярные лекции, иногда с последующим обсуждением, для этого приглашали лекторов-интеллигентов [7, с. 222].
Традиции дворянских и купеческих клубов, равно как и клубов интеллигенции, не вызывали в рабочих клубах ни малейшего интереса или желания что-то перенять. У большой части рабочих клубов не было для таких заимствований и материальных возможностей при минимальных членских взносах (ниже, чем в профсоюзах) и, соответственно, наёмного обслуживающего персонала.
Тем не менее, после революции 1917 г. стали образовываться клубы при профсоюзах и на крупных предприятиях из рабочих и низших служащих. С призывом создать политические рабочие и солдатские клубы выступил Исполком Петроградского Совета, поместивший уже 9 марта в «известиях» статью «Рабочие клубы». С параллельным призывом обратилась 13 марта к читателям большевистская «Правда». Новые клубы рассматривались в этих статьях как преемники дореволюционных рабочих клубов и противопоставлялись клубам «буржуазным». Связь их с социалистическими партиями теперь можно было не скрывать, и более того, эта связь объявлялась необходимой [4, с. 131–134].
Преемственность понималась и в смысле сохранения в работе таких клубов культурно-просветительской составляющей как главной или одной из главных. В тот период А.В. Луначарский начал «лихорадочно заниматься вопросами педагогики и школьного строительства на всех ступенях народного образования, а равно рабочими клубами…» [3, с. 141].
Клубное строительство первого советского десятилетия способствовало продвижению культуры «вширь», естественно, под неусыпным идеологическим контролем. Но придать каждому клубу благополучие дореволюционных клубов, которых было гораздо меньше, ни государство, ни профсоюзы не могли. Газеты 20-х гг. сообщали, что клубы находятся в тяжёлом материальном положении, и предлагали те или иные спасительные рецепты, вроде замены дорогих и непрочных венских стульев скамейками, которые трудно будет сломать. Эти как раз газетные сообщения подсказали Илье Ильфу и Евгению Петрову, молодым сотрудникам газеты «Гудок», пафосно-символическую концовку романа «12 стульев», несколько отличную от стилистики романа в целом, но отвечающую общественному настроению, преобладавшему в первом поколении советской интеллигенции в канун «великого перелома [4, с. 317–318]».
Напомним вкратце эту концовку: из восторженного рассказа ночного сторожа потрясённый Воробьянинов узнаёт, что сокровище мадам Петуховой, за которым он охотился с Остапом Бендером, стало недосягаемым. Чудесным образом оно превратилось в новое здание «необыкновенного клуба» взамен прежнего, «негодящегося» «клуба первого участка тяги»…
Начавшийся после октябрьской революции передел недвижимости привёл к тому, что у всех бывших клубных зданий нашлись новые хозяева, например, в бывшем Московском Английском клубе прочно обосновался Музей революции; Благородное собрание стало Домом союзов; здание Купеческого клуба досталось в 1919 г. Коммунистическому университету им. Я.М. Свердлова, потом Дому политпросвещения, а часть здания перешла в 1927 г. к ТРАМу – Театру рабочей молодёжи, который в 1938 г. превратился в Театр имени Ленинского комсомола (теперешний Ленком) [4, с. 98–104].
Только помещение бывшего Немецкого клуба, ставшего в начале Первой мировой войны Славянским, досталось советскому клубу – клубу профсоюзов работников коммунального хозяйства, в просторечии коммунальников. Клуб «уцелел», по-видимому, из-за того, что там, в 1920 г., дважды выступал Ленин.
Разветвлённая сеть советских клубных учреждений (домов и дворцов культуры, сельских, городских и районных клубов) была широко втянута в идеологическую и политическую деятельность, обеспечивавшую партийное влияние и руководство. Наиболее мощную материально-техническую базу среди них имели так называемые профсоюзные учреждения культуры, главной фактической функцией которых было представительство соответствующих предприятий, их партийной, профсоюзной и комсомольской организаций, проведение их мероприятий. Фактически этим же занимались и государственные учреждения культуры, только с большей ориентацией на местные государственные и партийные власти. Деятельность всех этих учреждений не могла осуществляться без своеобразного «спонсорства» и «благотворительности» со стороны промышленных предприятий, общественных организаций. Зачастую такая поддержка осуществлялась по разнарядке, а то и под прямым давлением со стороны партийных органов. Всё это сказалось на содержании культурно-просветительной деятельности, нашло воплощение в архитектуре, планировке, интерьерах учреждений культуры. Залы для массовых собраний и заседаний с жёстко закреплёнными сиденьями, обязательные доски почёта, ленинские уголки и т.п. до сих пор делают эти учреждения неуютными, официозными, малоприспособленными для живого творчества, отдыха, проведения полноценного досуга. Однако всё это было ярким проявлением и воплощением определённого типа культуры, определённого типа общественных отношений и определённой социальной технологии и социально-культурного менеджмента.
В начале 1990-х гг. было проведено административное насаждение коммерческой деятельности муниципальных клубов, что повлекло за собой деморализацию одной части профессиональной среды и рыночный ликбез явочным порядком – другой.
По нашему мнению, есть сферы деятельности, где уместны и эффективны исключительно административно-командные методы управления. Например, армия, когда человек выполняет не свою волю. Отсюда иерархия должностей, приказная система и т.д. Есть сферы, в которых эффективно отраслевое управление, когда необходима централизация средств, ресурсов и т.д. – например, тяжёлое машиностроение, и т.п. Есть сферы, где более уместен территориальный акцент – например, жилищно-коммунальное хозяйство. Что же касается сферы организации деятельности муниципальных клубных учреждений, то их развитие может заключаться исключительно в создании организационных и экономических условий саморазвития. И здесь не лишним будет изучить опыт внедрения клубной системы, активно взятой на вооружение менеджерами и маркетологами, стремящимися повысить конкурентоспособность своих компаний.
Библиографический список
1. Долгин, А. Культурная политика: каким должно быть государство [Электронный ресурс] – URL : http://www.polit.ru/lectures /2008/12/17/ dolgin.html, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
2. Достоевский, Ф.М. Преступление и наказание [Текст] / Ф.М. Достоевский. – М. : Эксмо, 2008. – 592 с.
3. Драйзер, Т. Сестра Керри [Текст] / Т. Драйзер. – М. : Худож. лит., 2007. – 383 с.
4. Ершов, А.Н. Качество жизни и местное самоуправление в условиях социальной модернизации [Текст] / А.Н. Ершов, Ю.Р. Хайруллин // Социологические исследования. – 2008. – № 8. – С. 63–70.
5. Жураковский, В. Эффективность деятельности НКО [Электронный ресурс] / В. Жураковский. – URL : http://gim.moy.su/publ/38-1-0-33, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
6. Зарицкий, Б.Е. Секреты «экономического чуда» [Текст] / Б.Е. Зарицкий, Э. Людвиг. – М. : БЕК, 2007. – 298 с.
7. Иванова, Н.А. Дворянская корпоративная организация в российском законодательстве конца XVIII – начала XX вв. [Текст] / Н.А. Иванова // Призвание историка. Проблемы духовной и политической истории России : сб. ст. к 60-летию проф. В.В. Шелохаева. – М. : РОССПЭН, 2011. – 395 c.
8. Ильф, И. 12 стульев [Текст] / И. Ильф, Е. Петров. – М. : Кристалл, 2009. – 320 с.