1. Социальная система является обществом только в том случае, если она не входит в качестве составной части в более крупное общество.
2. Браки заключаются между представителями данного объединения.
3. Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями.
4. Объединение имеет территорию, которую считает своей собственностью.
5. Оно обладает собственной системой правления.
6. У него собственное название и собственная история, т. е. такая история, в которой многие ее взрослые члены видят объяснение со своим собственным прошлым.
7. У него имеется своя собственная культура.
Э. Шилз осознаёт, что многие из этих признаков могут быть отнесены к определённым социальным образованиям: племенам, государствам и т.д. И поэтому он формулирует системообразующий признак общества: «Для того чтобы быть обществом, социальная система должна обладать своим собственным внутренним «центром тяжести», то есть она должна иметь свою собственную систему власти в рамках своих собственных границ, кроме того, она должна иметь свою собственную культуру».
Упоминанием о культуре как дополнительном факторе, определяющим существование общества, является важным в концепции Э. Шилза. Он подчёркивает, что те или иные «коллективы образуют общество в силу своего существования под общей властью, которая осуществляет свой контроль над территорией,обозначенной границами,поддерживает и насаждает более или менее общую культуру».
3. ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ
Все мыслимое и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, ученые разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляют типологию.
В социологии существует множество типологий в зависимости от критерия типологизации.
Согласно первой типологии все общества делятся на простые и сложные. Критерием типологизации служат особенности социальной структуры общества – число уровней управления и степень социального расслоения.
Простые общества характеризуют относительно небольшие размеры объединений, низкий уровень разделения труда, развития техники, приоритет кровно-родственных связей, полное социальное, экономическое и политическое равенство.
Социальное равенство означает отсутствие классов, социальных слоев и сословий, деление общества на богатых и бедных.
Экономическое равенство означает одинаковое отношение к средствам производства (орудиям труда и земле) и продукту (пище). Все находится в коллективной собственности рода, племени.
Политическое равенство означает отсутствие деления на управляющих и управляемых, господствующих и подчиненных.
Сложные общества – это многочисленные социальные образования, включающие в свой состав от сотен тысяч до сотен миллионов человек. В сложных обществах личные, кровно-родственные отношения заменяются безличностными, неродственными. Благодаря относительно высокому уровню развития орудий труда в сложных обществах появляется прибавочный продукт, устанавливаются товарно-денежные отношения. На этой почве развивается социальное, экономическое и политическое неравенство, возникают классы, касты, сословия, слои, возникает государство, в котором функционирует специализированный и широко разветвленный аппарат управления. Возникшее стихийно социальное неравенство закрепляется экономически, юридически, политически и религиозно. Толчок к появлению сложного общества дало зарождение государства. Простые общества относятся к догосударственным образованиям.
Если в качестве главного признака выбирается наличие письменности, то общества делят на дописьменные и письменные. Хотя письменность возникла около 10 тысяч лет назад, до сих пор некоторые племена не знакомы с ней. Изобретение письменности свидетельствует о достижении народом высокого уровня культуры. Не знающие письменности народы называют дикими, отсталыми, нецивилизованными.
Третья типология построена на выделении различных форм хозяйственной деятельности, основанных на способе добывания средств существования. Самый древний способ охота исобирательство. Общество, жизнедеятельность которого построена на охотеисобирательстве, является самым древним обществом. Поскольку висторических истокахоноуходит в период первобытного стада, его называют еще протообществом. Более высокая стадияхозяйственной деятельности скотоводство (пастушество) и огородничество.Скотоводство выросло из охоты на основе приручения (одомашнивания) диких животных.Огородничество выросло изсобирательства на основевыращивания продуктов на небольших участках земли.
Небольшие огороды со временем уступили место обширнымполям, примитивные деревянные мотыги— деревянному, а позже железному плугу, и на этой основе сформировались аграрные общества, в основехозяйственной деятельности которых лежит земледелие и скотоводство. Безсомнения, специфику аграрному обществу придает земледелие, именно оно создает возможность превращения избыточного продукта, характерного для общества скотоводства и огородничества, в прибавочный продукт. При земледелии одна семья способна обеспечить себя за один-два месяца, остальное рабочее время идет на производство прибавочного продукта, значительная часть которого отчуждается в пользу государства и правящего класса. Таким образом, именно при земледелии впервые завсю историю появляется эксплуатация человека человеком.С земледелием связываетсязарождение государства,городов, интенсивное социальное расслоение и письменность.
На смену аграрномуобществу пришло индустриальное общество,основная форма хозяйственной деятельности которого базируется на машинной технике. Индустриальное общество родилось в ХVIII векевследствие великой индустриальной революции (родинойкоторой была Англия)и великой Французской революции 1783- 1794 гг. Первойхарактерной чертойэтого общества является индустриализация — создание крупного машинного производства.
Индустриализация означает не просто использование машин, но постоянное внедрение достижений науки и техники в производство, открытие новых источников энергии, позволяющих машине выполнятту работу, которую прежде выполняли люди или тяглые животные. Появление технологических машин, использование сил природ в промышленности сопровождается стандартизацией деталей и узлов различных механизмов, что сделало возможным массовое производство. Изготовление стандартных компонентов технически устройств и сборка из них различных изделий резко повысили производительность труда и выдвинули промышленное производство на первый план в хозяйственной деятельности общества. Благодаря промышленности небольшая часть населения оказалась в состоянии кормить большинство населения, не прибегая к обработке земли. Сегодня в сельском хозяйстве США занято 5 % населения, Германии - 10%, Японии – 15%.
Второй отличительной чертой индустриального общества является высокая степень урбанизации - переселения людей вгорода и распространение городских ценностей жизни на все слои населения. Если в аграрных обществах города играли заметную, но не самодовлеющуюроль, то в индустриальном обществе они стали играть заглавную роль.
В индустриальном обществе широкое развитие получило разделение труда и узкая профессиональная специализация. Вместо нескольких десятков, в крайнем случае сотен специальностей доиндустриального общества появились тысячи и десятки тысяч профессий. Причемскорость, какой на смену старымпрофессиям приходили новые,возросла в десятки исотнираз.
В 70-х годах ХХ века насмену индустриальному обществу пришло постиндустриальное общество. В этом обществе жизнедеятельность людей строится по преимуществу на информационных технологиях:автоматизированные системы, повсеместная компьютеризация,преобладание сферы обслуживания над сферой производства— таковыхарактерные черты этого общества.
Четвертая типология строится на разделении общества на традиционноеи современное в соответствии с особенностями господствующих в них общественных связей и взаимодействий.
В соответствии е этойтипологией традиционное общество характеризуется:
1)естественным разделением и специализацией труда(преимущественно по половозрастному признаку);
2) персонализацией межличностного общения (непосредственноиндивидов, а недолжностных лиц);
3)неформальным регулированием взаимодействий (обычаи, нравы);
4) связанностью членов отношениями родства;
5) примитивной системой управления (правлением старейших, наследственной властью).
Современное обществохарактеризуется иными,более развитымисоциальными качествами:
1)развивающимся глубоким разделением труда (на профессионально-квалификационной основе,связанной с образованием и опытомработы);
2)ролевым характером взаимодействия (ожидания и поведение людей определяют общественным заказом исоциальными функциям индивидов);
3) формальной системой регулирования отношений и силой писанного права: законов, договоров и т.д.;
4) сложной системой социального управления (выделением институтов управления, специальных органов управления);
5) выделением множества социальных институтов (самовоспроизводящихся систем особых отношений, позволяющих обеспечить общественный контроль, неравенство, защиту своих членов, распределение благ, производства, общение).
Помимо приведенных типологизаций существуют типологии, исходя из теорий стадиального развития общества, взаимодействия и развития цивилизаций, общественно-экономических формаций и др.
Формационный подход к анализу общества.
Формационный подход принадлежит к марксистской школе обществознания. Под формацией понимается исторически определенный тип общества, рассмотренный в органической взаимосвязи всех его сторон и сфер. В структуре каждой формации выделялся экономический базис –совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. И надстройка – совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов и отношений, не охватываемых базисом. Производственные отношения (экономический базис общества) и производительные силы составляли способ производства. Формационный подход основывается на нескольких постулатах: