Содержание
Исторические этапы эволюции теоретического знания в области социальной работы
Стандарты профессий
Учебные заведения
Структура, укрепляющая гражданское право
Профессиональная этика социального работника
Положительные и теневые аспекты специальности
Массовость и уникальность профессии
Источники и литература
профессия социальный педагог
Исторические этапы эволюции теоретического знания в области социальной работы
Происхождение социальной работы как профессии идентифицируется с возникновением благотворительных обществ, с которыми связываются и первые ступени ее теоретического обоснования. В ранних теоретических трудах по вопросам социальной работы во второй половине XIX - начале XX в. обычно рассматривалось эффективное воздействие субъекта социальной помощи на способность личности поправить, улучшить свои социально-бытовые и финансовые дела, особенно - в контексте семейного благополучия , определенных обязательств.
Помощь семье обычно представлялась как известный моральный долг общества и государства, а также личности. Теоретические построения, научное осмысление проблем социальной работы касалось в этой связи вопросов методологии обоснования справедливости тех или иных мер социальной помощи, поиска оптимальных вариантов действий социальных служб, которые должны опираться на достоверные данные, корректные методы изучения условий жизни людей, социального развития общества и отдельных слоев населения.
В историческом плане к наиболее известным школам в теории социальной работы относятся диагностическая и функциональная.
Диагностическая школа непосредственно связана с колледжем Смита в Нью-Йорке, где с 1918 г. осуществляется подготовка социальных работников. В это время назрела необходимость в специалистах, способных работать над преодолением эмоциональных проблем ветеранов первой мировой войны и членов их семей.
Первые практические шаги в области теоретического осмысления социальной работы были предприняты феминистками во многих странах мира - Алисой Соломон в Германии, Марией Гахери во Франции, Елизаветой Фрай в Англии, Джейн Адамс в США. Но наибольших успехов в области теоретических исследований добивается Мэри Ричмонд, описавшая сущность метода индивидуальной социальной работы. Ее подходы формировались в логике картезианско-ньютоновской парадигмы науки на основе механистической биологии, бихевиористической школы психологии и на основе психоанализа З.Фрейда.
М. Ричмонд рассматривала бедность как болезнь, неспособность индивида самостоятельно организовать свою независимую жизнь. Клиент выступал в роли своеобразного больного, и задача социального работника сводилась к “социальному врачеванию” индивида, находящегося в неудовлетворительном состоянии, и подготовке подопечного к возможности самостоятельно решать свои проблемы.
М. Ричмонд считала, что в социальной работе самое важное - грамотно поставить социальный диагноз и взять его за основу при выборе метода помощи. Она подчеркивала важность оценки каждого случая в отдельности, исходя из его внутренних условий. Диагноз должен носить научно обоснованный характер в отличие от общих моральных критериев, которыми в основном руководствовались в то время благотворительные организации. Социальный диагноз предполагал оценку как личности клиента, так и его социального положения.
Дополняя основной тезис социальных работников, заключавшийся в высвобождении и развитии ресурсов человека и его социального окружения, М. Ричмонд рассматривала социальную помощь как комбинацию мер, результатом которых являются изменения как самого индивида, так и социальной среды.
Социальные мероприятия М. Ричмонд на основе подходов психоанализа подразделяла на две взаимодополняющие друг друга категории: косвенный метод “лечения” и непосредственный метод.
Косвенный метод состоит в воздействии на среду, в возможности посредством изменения социального окружения влиять на жизненную ситуацию клиента в благоприятном для него направлении. Непосредственный метод заключается в прямом воздействии на самого клиента при помощи предложений, советов, уговоров, а также рациональных дискуссий с целью вовлечения клиента в выработку и принятие решений. С помощью установления партнерских отношений социальный работник мог воздействовать на клиента как в плане принятия решения, так и последующих конкретных действий в интересах самого клиента. Помимо разработки моделей взаимодействия на основе психоаналитической теории, определялись принципы взаимодействия социального работника и клиента, которые М. Ричмонд называла “принципами ментальной гигиены”: симпатизировать клиенту, отдавать ему предпочтение, поощрять его, строить с ним совместные ясные планы действий. Впоследствии эти принципы будут взяты в качестве основы этического кодекса социального работника.
Дальнейшее осмысление и развитие данного подхода связано с исследованиями В. Робертсона и Г. Хамильтона. Представители диагностической школы социальных работников утверждали, что для определения лечения необходимо собрать как можно больше объективных данных о клиенте и о его ситуации.
Так В. Робертсон предлагает в центр внимания поставить не ситуацию клиента, а ценности и смыслы его индивидуального опыта и процесс помощи строить на основе данных доминант. Основной акцент перемещается на сбор информации о прошлом опыте клиента, его детстве, оценке личности, в то время как оценка ситуации становится вторичной...
Из теории Джона Дьюи было заимствовано понятие “самоопределение” - право клиента решать за себя. Таким образом, происходит переход к современному пониманию сущности социальной работы и отказ от авторитарных и формальных отношений между социальным работником и клиентом, представительницей которых являлась М.Ричмонд. Гуманистические подходы Маслоу и Хорни определили дальнейшее развитие функциональной школы социальной работы. Данная школа берет на вооружение теоретические конструкты о личности как системе, которая постоянно стремится к своему саморазвитию и позитивному росту.
Социальная работа как прфессиональная деятельность в Латвии основана с 2003 года., когда вступил в силу закон об Социальных услугах и социальной помощи.Этим законом для самоуправлений было принято судбное обязательство профессионализировать систему социальной помощи и социальных услуг так, чтобы до 1 января 2008 года в ней работали только обученные специалисты социальной работы с высшим образованием в соответствующей рабочей сфере. В этом законе были указаны четыре специалиста социальной работы – социальный работник, социальный реабилитолог, организатор социальной помощи и социальный работник по уходу.
Стандарты профессий
В 2002 году Министерство образования и науки утвердило стандарты профессий специалистов по социальной работе. С содержанием стандартов профессий социального работника, социального работника по уходу, социального реабилитолога и организатора социальной помощи можно ознакомиться на домашней странице Министерства образования и науки www.izm.gov.lv
В стандарте соответствующей профессии отражена сущность каждой профессии, определено необходимое образование, квалификация, знания, умения, профессиональные обязанности, а также характеризована соответствующая рабочая среда.
Учебные заведения
В Латвии существует не так много высших учебных заведений, которые предлагают студентам освоить профессию социального работника, реабилитолога, организатора социальной помощи. о тем не менее, такие имеются :
• Sociālā darba un sociālās pedagoģijas augstskola „Attīstība”
• Latvijas Universitāte – Socioloģijas fakultāte
• Rīgas Stradiņa Universitāte – Rehabilitācijas fakultāte
• Baltijas psiholoģijas un menedžmenta augtskola
• Liepājas pedagoģijas akadēmija
Высшая школа социальной работы и социальной педагогики «Attīstība» как самостоятельное высшее учебное заведение была основана в 1991 году в Риге. Первые социальные работники в Латвии закончили именно этот ВУЗ.
Структура укрепляющая гражданское право
Latvijas Pilsoniskā alianse («Альянс гражданского общества Латвии» или, сокращенно, eLPA) является независимым обществом, основанным в декабре 2004 года; цель альянса - укрепление гражданского общества в Латвии, поддержка общих интересов неправительственных организаций (НПО) Латвии и формирование благоприятной для деятельности обществ и учреждений среды.
eLPA активно действует как защитник интересов сектора НПО, следя за решениями, принимаемыми государственным аппаратом, принимая участие в собраниях государственных секретарей и в различных рабочих группах.
Альянс объединяет в себе 103 участника - это организации и частные лица, активно проявляющие себя в секторе НПО.
Профессиональная этика социального работника
Социальная работа, как особый вид профессиональной деятельности, обладает специфической, только ей присущей совокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления принципов и норм поведения специалистов.
Социальный работник действует в ценностно-ориентированном мире, где каждое действие, цель, мотив, средство достижения цели или даже намерение может получить оценку с точки зрения соответствия его моральным нормам, т. е. представлениям общества или микросоциума о добре и зле.
Цели. Высшей целью нравственности и деятельности может быть только благо клиента и общества. Цель, которую ставит перед собой социальный работник, в общем виде может быть выражена формулой: «способствовать решению проблем и улучшению условий жизнедеятельности клиента».
Мотивация. Действия социального работника включают в себя специфически нравственные мотивы его профессиональной деятельности: стремление делать добро, оказывать помощь нуждающимся, подчиненность чувству долга — человеческого и профессионального, потребность в достижении определенных идеалов, реализация ценностных ориентации. Для социального работника в силу его профессиональных обязанностей главным содержанием его профессии и значимым конечным результатом является достижение блага клиента, решение его проблем.