Смекни!
smekni.com

Реформирование муниципального клубного института как фактор повышения качества жизни населения региона (стр. 2 из 3)

Финансовой основой деятельности муниципального клуба, по нашему мнению, может выступить целевой капитал [2, с. 121], сформированный за счёт пожертвований (юридических или физических лиц), внесённых в виде денежных средств. Поскольку по правовому статусу клубное учреждение является некоммерческой организацией, то согласно принятому 30 декабря 2006 г. Федеральному закону № 275 «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», то она вправе объявить о публичном сборе денежных средств на формирование целевого капитала.

Обозначенные в законе сферы использования целевого капитала: образование, наука, здравоохранение, культура, физическая культура и спорт, искусство, архивное дело и социальная помощь (поддержка) как нельзя близки гуманистическому характеру деятельности муниципального Клубного учреждения, приоритету общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

При этом формирование целевого капитала и использования дохода от целевого капитала на иные цели не допускается. За целевым использованием целевого капитала в соответствии с финансовым планом некоммерческой организации следит Совет по использованию целевого капитала. Члены Совета формируются из числа представителей некоммерческой организации (собственника целевого капитала), жертвователей (размеры пожертвований которых составляют более 10 % балансовой стоимости имущества, составляющего целевой капитал), граждан и представителей юридических лиц, имеющих заслуги перед обществом (авторитет или заслуги в области деятельности, соответствующей целям деятельности некоммерческой организации).

И хотя не все жертвователи могут входить в состав Совета по использованию целевого капитала, но они вправе требовать отмены пожертвования и даже расформирования целевого капитала в случае грубых нарушений некоммерческой организацией и в случае использования целевого капитала не по назначению и не в интересах некоммерческой организации. Управление имуществом, составляющим целевой капитал, осуществляет управляющая компания, которая получает оговорённое вознаграждение, в интересах некоммерческой организации на основании договора доверительного управления.

Внося пожертвования в целевой капитал, компания принимает тем самым социальные обязательства, которые выгодны для бизнеса, поскольку некоммерческая организация клубного учреждения улучшает качество рабочей силы, предотвращает социальную напряжённость на территориях присутствия и т.п.

Кроме перечисленных основных целей, программа социального партнёрства бизнеса может преследовать и другие цели, например, улучшать имидж компании в целом, способствовать поддержанию постоянной связи с общественностью, стимулировать население чаще использовать производимый продукт (услуги), заставляя их постоянно помнить о нём (них) и другие второстепенные цели (например, повышать популярность руководства компаний-попечителей на выборах в органы власти различного уровня).

Основная цель возрождения традиционных общественных институтов – муниципальных клубов, по нашему мнению, обозначена центром притяжения общественной жизни, гражданской инициативы, общественного самосознания. Муниципальный клуб не должен ограничиваться рамками организации свободного времени всех слоёв населения, но и оказывать влияние на развитие общественной жизни всего сообщества.

И здесь мы вновь приведём исторический опыт введённых Петром I в 1718 г. ассамблей, посещение которых было обязательным (вёлся учёт гостей, и тех, кто не явился, ожидало взыскание [1, с. 360–361]). Ассамблея, как «вольное собрание или съезд в доме», проводилась «не только для забавы, но и для дела»: чтобы вести разговор «о всякой нужде», узнавать, «что где делается», при этом «карты на таких ассамблеях не терпятся и не подаются». Таким образом, петровские ассамблеи были призваны просвещать и воспитывать тогдашних дворян и способствовать преодолению их разобщённости. Позднее ассамблеи превратились в дворянские увеселительные балы, традиции которых позднее перешли к клубам, в которых зарождались очаги формирования и распространения общественного мнения.

Сегодня места общения людей, где складывается общественное мнение, и каналы его распространения разнообразны: это формальные и неформальные группы, узкие и широкие организации различного назначения. Это редакции периодических изданий и группирующиеся вокруг них авторы. Это и многое другое в равных соотношениях в зависимости от исторических условий и от количества таких мест.

Мы же в настоящей работе акцентируем внимание на роли муниципальных клубов в качестве площадки по формированию общественного мнения на мезоуровне. Такому парадоксальному взгляду есть логико-историческое обоснование.

Во-первых, возникший в г. Москве 6 июня 1772 г. Английский клуб имел в своём составе так называемую разговорную комнату или «говорильню», как её называли в то время. В этой комнате сначала собирались после обеда «потолковать кое о чём, поспорить», не более 5-6 неиграющих членов клуба [2, с. 111–117]. Общественное мнение, складывающееся в дворянских клубах, не преподносило никому ничего непредвиденного, так как идеологические его основы оставались неизменными. Объективная роль таких клубов в обществе была главным образом стабилизирующей. Клубы, вросшие в российскую действительность, символизировали устойчивость бытия, государственного и повседневного, и воспринимались в качестве именно таких учреждений-символов.

И снова обратимся к классику М.Ф. Достоевскому, выразившему достаточно тривиальную мысль в романе «Преступление и наказание»: «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти» [3, с. 63]. Современные реалии российской действительности как никогда усилили потребность горожан в общении, неизбежно сопряжённом с обменом мнениями по волнующим общество вопросам. Сегодня таким популярным каналом обмена мнениями стал Интернет, в обществе устоялся идиоматический оборот «сходить в Интернет»: общение в сети, форумы, чаты и проч. Но ничто не заменит в обществе живое, человеческое общение в центрах проведения досуга.

Для формирования муниципальных клубных центров – так называемых «площадок» мнений по самому широкому кругу вопросов общественной жизни и выработки общих системных взглядов по сложнейшим вопросам сегодняшней и будущей жизни России, в управлении клубами требуется отойти от формализма и шаблонности содержания и форм работы.

Муниципальный клуб в нашем понимании – это основанное на общении объединение граждан, созданное и управляемое муниципалитетом для того, чтобы регулярно контактировать с членами клуба и предлагать ценный для них пакет привилегий с целью повышения гражданской и социальной активности на основе эмоциональных взаимоотношений.

Членами клуба могут быть не только отдельные люди, но также семьи или целые компании. Контакты и общение внутри клуба могут иметь разные формы – от самых простых форм общения до сложных в организации мероприятий (например, контакты в рамках клубных вечеров и т.д.).

Но для того чтобы клуб действительно стал «центром притяжения» общественности, следует обратить внимание на то, что клуб – это в первую очередь люди, а не стены помпезных архитектурных зданий. Чтобы сложилось многоликое клубное сообщество личностей, которым интересно быть вместе, несмотря на разность профессий, вкусов, необходима инициатива его членов, которые предлагали бы свои идеи развития клубной жизни и силы для их реализации. «Член клуба – не зритель в театре … он полноправный участник подготовки и проведения всех клубных мероприятий» [2, с. 240].

Для достижения цели повышения гражданской и социальной активности муниципальный клуб предлагает своим членам пакет привилегий, имеющий для населения высокую ценность [3, с. 82]. Члены клуба должны ощущать ценность предлагаемых привилегий. Если привилегии ценны только с точки зрения муниципалитета, то они ничтожны. Именно привилегии служат ключом к активности членов клуба. Например, муниципальный клуб является, согласно законодательству, некоммерческой организацией, может проводить благотворительные программы, призванные поддержать отечественную культуру и образование. Выступая примером бескорыстного гуманизма и для придания членам клуба и обществу в целом правильных нравственных ориентиров, правление клуба может выбрать такие формы и методы благотворительной работы, которые приносят конкретную пользу. Например, поддержка одарённых студентов учебных заведений, которые становятся стипендиатами Муниципального клуба. Конечно, сам факт получения стипендии приятен для студентов, но не менее значимым для них становится и то, что их успехи замечены обществом, что в них, как в будущих специалистов, верят.

Безусловно, первоочередная задача клуба – внушить членам клуба приверженность к клубным целям и идеалам. Достичь этой цели возможно достижением устойчивых эмоциональных взаимоотношений с членами клуба. Эмоциональные взаимоотношения – намного более прочная основа для завоевания продолжительной приверженности, чем различные материальные блага. Поэтому пакет клубных привилегий должен сочетать в себе материальные и нематериальные виды поощрения. Кроме того, общение в рамках клуба само по себе может расцениваться как привилегия.

Дело в том, что даже у клуба, первоначально имеющего в наличие небольшое преимущество, связанное с долей на рынке, данное преимущество может автоматически возрастать, так как наблюдаются внешние сетевые эффекты (когда полезность продукта для потребителя возрастает по мере увеличения числа пользователей). Действительно, чем популярнее клуб, тем более полезным он кажется посетителям, тем больше желающих в него попасть. Повышается сильное «стремление к совместимости с выбором других потребителей» [1, с. 82].