Смекни!
smekni.com

Социологическая школа (стр. 2 из 2)

1.3 Концепция Толкотта Парсонса

Образцы социологического анализа культуры содержатся в работах Толкотта Парсонса (1902—1979), американского социолога, одного из создателей так называемого структурно-функционального направления в социологии. Упрощенно его теория культуры сводится к следующему: все духовные и материальные достижения людей, которые мы объединяем понятием «культура», являются результатом общественно обусловленных действий на уровне двух систем: социальной и собственно культурной. Им была создана теория социального действия, в котором культура занимает одну из четырех подсистем человеческого действия наряду с организмической (биологической составляющей действия), личностной (индивидуальные психические черты, потребности, эмоции, воля), социальной (социальные роли, функции, поведенческие ожидания). Культура в этой системе выражена в ценностях, предпочтениях, представлениях, сформированных культурным опытом. Каждая из подсистем имеет свои функции: биологическая направлена на адаптацию, личностная - на постановку жизненных целей, социальная- на интеграцию в сообщество, культурная "отвечает" за поддержание культурного образца. При этом реализация этих функций осуществляется посредством исторически сложившихся социальных институтов: экономических, политических, правовых, религиозных и т. п. Разумеется, это довольно узкое понимание культуры, когда она интерпретируется как часть социальной системы, но в этом и суть структурно-функционалистского взгляда на культуру. Тем не менее, идеи Т. Парсонса оказали существенное влияние на неоэволюционизм и были использованы исследователями в качестве методологической основы для макродинами ческих исследований культуры.

1.4 Концепция Питирима Сорокина

К представителям социологической школы принадлежит и наш бывший соотечественник, русско-американский социолог и историк Питирим Александрович Сорокин (1889 - 1968). Сорокин представил человечество единым организмом, имеющим универсальные для народов институты тех или иных ценностей — в разные периоды истории центры творческих устремлений человечества перемещаются в географическом пространстве; но, при этом, не рвётся нить преемственности культурного строительства.

Разделяя теорию духовной элиты как ведущей силы общества, Сорокин подчеркивал неразрывную связь процессов, происходящих в обществе, с общим развитием культуры. В работе «динамика общества и культуры» (1937 - 1941) и др. он рассматривал историю человечества как смену в разной степени целостных социо-культурных суперсистем, объединенных определенным единством ценностей и значений. Исторический процесс виделся ему не как прямое поступательное движение, а как «циклическая флуктуация», т. е. идущая законченными циклами смена перетекающих друг в друга типов культуры, каждый из которых имеет в основе собственное отношение к действительности и методам ее познания. П. Сорокин выделял три типа культуры:

1) Чувственный тип представляет собой ценности первобытных людей, выражающиеся в ранней мифологии и способах жизни родовых групп; в нем преобладает эмпирически-чувственное восприятие и оценка действительности преимущественно с утилитарной и гедонистической точки зрения, т. е. преобладает «истина чувств» и «истина наслаждений»;

2) Идеациональный тип - когда идеальные сущности вроде Брахмы, Дао и прочих наделены способностью сверхразума, тесно связанного с бытием человечества; где преобладают поклонение некоему Абсолюту - Богу (или Идее), т.е. «истина веры» и истина самоотречения;

3) Идеалистический тип – основан на принципах непознаваемости человеком надмирной Многоликой Бесконечности, которая вбирает в себя все мыслимые и немыслимые формы жизни. Кроме того, что эта Бесконечность существует сама по себе, она также вмещает в себя и первые две суперсистемы. Являясь, таким образом, системой интегральной, она представляет некий синтез «чувственного» и «идеационального» типов, где чувство уравновешивается интеллектом, вера наукой, эмпирическое восприятие - интуицией. По выражению Сорокина, «человеческими умами будет руководить истина разума».

Своеобразие каждого из предложенных типов культуры воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии, структуре общественных отношений и определенном типе личности. Их радикальное преобразование и смена обычно сопровождаются кризисами, войнами и революциями. Анализируя историю европейской культуры и искусства статистическими методами, П. Сорокин относил к периодам расцвета «чувственной» культуры греко-римскую цивилизацию с III в. до н. э. по IV в. н.э., т.е. периода ее разложения и упадка, а также всю западную культуру последних пяти веков - с эпохи Возрождения до нашего времени. К «идеациональному» типу относилась раннесредневековая культура христианского Запада (с VI по XIII в.), а к «идеалистическому» - культура эпохи Возрождения.

Кризис современной культуры, лишенной абсолютных идеалов, веры в Бога, и в целом устремленной к чувственному наслаждению и потреблению, П. Сорокин связывал с развитием материалистической идеологии и экспериментальной науки в ущерб духовным ценностям, что довольно четко ощущается многими людьми в сегодняшнем мире. Как человек верующий, П. Сорокин видел выход из нынешнего кризиса и неизбежном восстановлении «идеациональной» культуры с ее религиозными идеалами.

Список используемой литературы

1. Берестовская Д.С. Культурология: Учеб. пособие. - Симферополь, 2003.

2. Есин А. Б. Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в систематическом изложении: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.

3. Казанцева С. А. Культурология. - М.: Издательство «Экзамен», 2005 .

4. Кононенко Б.И. Основы культурологии: Курс лекций. - М., 2002.

5. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Н.Г. Багдасарьян, Г.В. Иванченко, А.В. Литвинцева и др.; Под ред. Н.Г.Багдасарьян.—.4-е изд., испр.— М.: Высш. шк., 2002.

6. Культурология: Розин В.М. Учебник. -- 2-е изд., перераб. и доп. -- М.: Гардарики, 2003.

7. Мамонтов С.П. Основы культурологии: М.: Олимп, 1999.

Размещено на http://www.