Смекни!
smekni.com

Теория социального действия М. Вебера и ее методологическое значение для последующего развития социологии (стр. 1 из 3)

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

Экономический факультет

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Социология»

На тему: «Теория социального действия М.Вебера и ее методологическое значение для последующего развития социологии»

Выполнил студент

экономического факультета

Брежнева Яна Сергеевна

Санкт-Петербург 2010


Содержание

I. Введение

II. Социологические исследования М.Вебера

III. Теория социального действия

IV. Заключение

V. Список литературы


I. Введение

Макс Вебер (1864-1920) принадлежит к числу тех универсально образованных ученых, которых, к сожалению, становится все меньше по мере усиления дифференциации социальных наук. Вебер был крупнейшим специалистом в области политической экономии, права, социологии, философии. Он выступал как историк хозяйства, политических институтов и политических теорий, и что особенно важно, как логик и методолог, который разрабатывал принципы познания социальных наук.

По собственному признанию Вебера, большое значение в формировании его мышления имели работы Карла Маркса, побудившие к исследованию проблем возникновения и развития капитализма. Он относил Маркса к тем мыслителям, которые оказали наиболее сильное воздействие на социально-историческую мысль 19-20 веков.

Первые работы М.Вебера – «К истории торговых обществ в средние века» (1889), «Римская аграрная история и ее значение для государственного и частного права» (1891) – сразу выдвинули его в ряды крупных ученых. В этих трудах он проанализировал связь государственно-правовых образований с экономической структурой общества. В них, особенно в «Римской аграрной истории», были намечены общие контуры его «эмпирической социологии» (веберовское выражение), которая теснейшим образом связывалась с историей.

Умер Вебер в 1920 году, не успев осуществить всего задуманного. Посмертно был издан его фундаментальный труд «Хозяйство и общество» (1921г), где подводились итоги его социологических исследований, а также сборники статей по методологии и логике социально-исторических наук, по социологии религии, политике и др.

М.Вебера следует рассматривать в качестве одной из ключевых фигур, обращение к которым во многом открывает перспективу плодотворного обсуждения вопросов, направленных на укрепление позиций социологической науки. Это особенно актуально в связи с затянувшимся кризисом, затрагивающим в итоге ее статус в современном мире. При всей фундаментальности позиции М.Вебера в социологии, его отношения с научным сообществом социологов никогда не были безоблачными. Его творческая деятельность и научное наследие, как показывает история, практически всегда оставалось предметом постоянных дискуссий «с ним» и «о нем».


II. Социологические исследования М.Вебера

В качестве исходного пункта социологического исследования Вебер рассматривает поведение индивида. «Цель нашего исследования, - пишет он, - доказать, что «понимание» составляет, по существу, и причину того, что понимающая социология рассматривает отдельного индивида и его действие как первичную единицу, как «атом» (если считать допустимым это само по себе сомнительное сравнение)». По той же причине для социологического исследования индивид представляет собой у Вебера и верхнюю границу осмысленного поведения, поскольку, именно индивид является его единственным носителем.

Однако, как известно, поведение индивида изучает и психология. В этой связи, возникает вопрос: в чем же отличие психологического и социологического подходов к изучению индивидуального поведения?

Социология, считает Вебер, рассматривает поведение личности лишь постольку, поскольку личность связывает со своим действием определенный смысл. Таким образом, социологическое понятие действия вводится им через понятие смысла. Как отмечает Вебер, «действием называется человеческое поведение в том случае и постольку, если и поскольку действующий индивид или действующие индивиды связывают с ним субъективный смысл», т.е. социология должна быть «понимающей» постольку, поскольку действие индивида осмысленно. Что касается психологии, то для нее этот момент не является определяющим. «Чем однозначнее действие ориентировано по типу рациональной правильности, - пишет он – тем менее смысл его может быть понят с помощью каких-либо психологических соображений». Однако подобное утверждение не являлось для Вебера очевидным и доказательным и при каждом удобном случае он тратил много усилий на различного рода оговорки, ограничения и уточнения, чтобы развести психологический и социологический подходы к исследованию поведения человека.

Социология должна ориентироваться на действие индивида или группы индивидов. При этом наиболее «понятным» является действие осмысленное, т.е. действие, направленное к достижению ясно осознаваемых самим действующим индивидом целей и использующее для этих целей средства, признаваемые за адекватные самим действующим индивидом. Описанный тип действия Вебер называет целерациональным. Вместе с тем, из специфической очевидности целерационального поведения не следует делать вывод о том, что социологическое объяснение ставит своей целью именно рациональное толкование. Учитывая ту роль, которую играют в поведении человека «иррациональные по своей цели» аффекты и «эмоциональные состояния», а также и то, что каждое целерационально понимающее рассмотрение постоянно наталкивается на цели, которые сами по себе уже не могут быть истолкованы как рациональные «средства» для других целей, то можно, как он считает, «с таким же успехом утверждать прямо противоположное». Тем не менее, поведение, которое более доступно рациональному толкованию в ходе социологического анализа, по Веберу, позволяет конструировать наиболее подходящий «идеальный тип» и социология в этом отношении пытается основываться прежде всего на рационально понятых связей действий. Таким образом, специфическим объектом социологического исследования он считает не любой вид «внутреннего состояния» или внешнего отношения к «объектам», т.е. такое отношение, которое имело или предполагало субъективный смысл, независимо от степени его выраженности (ясности).

Суммируя свою точку зрения на предмет социологического исследования, Вебер считает, что «специфически важнейшим для понимающей социологии является прежде всего поведение, которое, во-первых, по субъективно предполагаемому действующим лицом смыслу соотнесено с поведением других людей, во-вторых, определено также этим его осмысленным соотнесением и, в-третьих, может быть, исходя из этого (субъективно) предполагаемого смысла, понятно объяснено».

Вебер не выпускает из поля зрения социологии и аффективные действия, а также поведения, «эмоциональные состояния» как то: «чувство собственного достоинства», «гордость», «зависть» и т.д. Однако понимающую социологию здесь интересуют не чисто психологические данности. Она их дифференцирует по типам смысловой (прежде всего внешней) соотнесенности действия, а целерациональность служит ей в качестве идеального типа для того, чтобы оценить его иррациональность. Поэтому он считает «события, лишенные смысла, субъективно соотнесенного с поведением других, …не безразличны с социологической точки зрения. Напротив, именно в них могут содержаться решающие условия, а, следовательно, причины, определяющие поведение». При социологическом объяснении иррациональных моментов поведения понимающая психология может оказать серьезную помощь. Правда, такая возможность, по Веберу, ничего не меняет в методологическом отношении, т.е. психология может выполнять лишь подсобную роль и не более.

Пытаясь выделить специфический характер социологического видения социальных реалий, наделяя их «целерациональностью», рассматривая в качестве определенного «идеального типа», Вебер постоянно подчеркивает пределы познавательных возможностей, связанных с этими типами. Так, с одной стороны, понятые в смысловом отношении духовные связи, особенно целерациональны ориентированные мотивации, могут служить звеньями каузального ряда, объясняющими характер поведения (действия). С другой же – эти чисто «смысловые» интерпретации конкретного поведения как таковые даже при наибольшей очевидности «являются для социологии, лишь гипотезами каузального сведения». В этом отношении гипотезы нуждаются в самой тщательной верификации, осуществляемой совершенно такими же средствами, как верификация любой другой гипотезы. Смысл веберовских рассуждений, касающихся методологической стороны применения «идеальных типов», сводится к тому, что степень рациональной правильности поведения является для эмпирической дисциплины вопросом эмпирическим. Применительно к социологическому познанию Вебер все-таки делает оговорку, что такое познание «определяется отнесением к ценности» и именно «отнесение к ценности», хотя оно и не устраняет эмпирического характера объекта, «обуславливает характер применяемых идеальных типов и их функций».

III.Теория социального действия

С пониманием социального действия М.Вебер связывает предмет социологии: «Социология – пишет он, - есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие». И далее: «Действием мы называем действие человека (независимо от того, носит оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому приятию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. «Социальным» мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него».