Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Камская государственная инженерноэкономическая академия
Кафедра "Философия"
Контрольная работа
по дисциплине "Социология"
на тему: "Европейская и американская социологические школы:
общее и особенности"
Выполнил: студент группы 4197с
заочного отделения
Невматуллина Р.С.
Проверил: к. п. н., преподаватель
кафедры "Философия"
Худайкулов Н.Н.
Набережные Челны - 2008
Содержание
Введение
Глава1. Американская социологическая школа
Глава 2. Европейские социологические школы
2.1 Германия
2.2 Франция
2.3 Социология за ЛаМаншем
2.4 Российская социологическая школа
Список литературы
Историю социологии можно разделить на два периода. Первый характерен для социальных теорий, которые еще не выделились в отдельную науку. Второй период начинается в средине ХIХ века, когда французский ученый Огюст Конт основал самостоятельную науку об обществе, назвав ее "Социологией". С этого времени до конца ХХ века происходит зарождение самостоятельной науки социологии. Большую роль в это время сыграл английский социолог Г. Спенсер, который развивал теорию социальной эволюции. Большую роль сыграли работы немецких социологов Ф. Тенниса, который обратил внимание на различие общины и общества, и Г. Зиммеля, который обосновал особенность социального познания. Для довоенного периода характерно возникновение эмпирической социологии, развитие разнообразных социологических школ. Большую роль в это время сыграли работы Э. Дюркгейма, М. Вебера, П. Сорокина и др. В послевоенный период благодаря трудам Талкотта Парсонса возникла социологическая теория "структурно-функционального анализа", на основе которой проводились исследования несколько послевоенных десятилетий. В настоящее время формируется современная социологическая теория, в которой важную роль играют труды английского социолога Э. Гидденса и французского ученого Пьера Бурдье. Для развития социологии Украины и России характерно участие социологов в решении актуальных общественных задач. Одним из первых социологов ХIХ века были мыслители народнической ориентации. Они развивали идеи самобытности российской истории и невозможностью мерить ее западными образцами. Поздние славянофилы М. Данилевский и К. Леонтьев пророчили закат западной цивилизации и расцвет российского общества. Видными социологами были П. Лилиенфельд, Э. ДеРоберти. Наиболее известным социологом на грани веков был М. Ковалевский, украинец по происхождению. В работах "Современные социологи" и "Социология" он развивал идеи социального прогресса и исследовал факторы социального развития. Видным социологом был Питирим Сорокин, который развивал эмпирические исследования. Большую роль в российской социологии ХХ века сыграла марксистская социология (Струве, Плеханов, Ленин). Яркой личностью начала ХХ века был украинец Богдан Кистяковский, автор работ "Общество и индивид", "Российская социологическая школа". Рассмотрим подробнее развитие социологического знания. Представления об обществе существовали с древних времен. Философы Древней Греции Платон и Аристотель разрабатывали теорию общества. Платон (427-347 до н.э.). Первыми трудами по общей социологии считают "Государство" и "Законы". Платон создавал модель идеального общества, где существует всеобщий контроль государства над всеми сторонами жизни общества. Он полагал, что государством должны управлять философы или люди, которые руководствуются философией, т.е. мудрые люди, знающие меру. Аристотель (384-322 до н. э). Этические и социально политические воззрения Аристотель раскрываются в "Этике" и "Политии". Аристотель провозглашает примат частной собственности. В основе общества - разумный эгоизм его членов и нравственность. Основой стратификации выступает досуг, как время для себя. Аристотель считал, что стабильным государство может быть, если в нем большинство людей принадлежит к среднему классу, т.е. имеют достаток достаточный для достойного существования. В Средневековье господствовали религиозные теории общества. Так, Августин Блаженный противопоставлял общество земное и небесное. В эпоху возрождения развивалось антропологические понимание мира. Считалось, что человек должен рассчитывать на свои силы, волю и знание. Возникли утопические взгляды на общество в работах Томаззо Кампанеллы и Томаса Мора. Они считали, что общинная жизнь является идеальной для человека. Н. Макиавелли (1469-1527) считал государство высшим проявлением человеческого духа, а служение ему целью, смыслом и счастьем жизни. Главная цель государства - обуздание эгоистических интересов людей. В учении Николо Макиавелли предлагалась технология эффективного лидерства, развивалась теория организационного поведения. Он родоначальник теории элит, лидерства, политической социологии. В XVIIвеке образцом науки считались математика, механика, астрономия. Возникло понимание о социальной физике, в рамках которой общество рассматривалось, как часть природы. Представители такой теории: Т. Гобс (1588-1679) - предложил теорию общественного договора и учение о гражданском обществе. В XVIIIв. просветители разграничили общество и государство, общество и культуру. Разработали идею прогресса, что легло позже в основание теории эволюции. Зарождается статистика. Э. Галлей, У. Петти заложили основы демографии. Появилась классическая работа Мальтуса "Очерк о народонаселении". Развивалась этнография как описание и сравнение образа жизни разных народов. Историки ввели понятие класса. Монтескье указывал на социальное значение географического фактора. Руссо считал, что прогресс противоречив, увеличение знания не увеличивает мудрость. Он автор теории отчуждения. Различались различные виды отчуждения: политическое, экономическое (неравенство); моральное (стараясь жить лучше, люди приходят к моральной нищете); психологическое (чувство одиночества); общекультурное (ложь, фальшь проникает в искусство, в отношения между людьми). В понимании общества возникло различение номинализма и реализма. Номинализм полагал, что общество - это лишь наименование некоего искусственного умозрительного объекта, который на самом деле не существует. Реализм полагал, что общество - это реальный объект. В учении социалистов (Анри де Сен Симон, "Очерк науки о человеке" - 1813 г.) содержалось предвосхищение развития социальной науки. В начале XIXв. французский ученый Алекс де Токвиль развивал теорию демократии в книге "Демократия в Америке". Он рассматривал проблемы соотношения свободы и равенства, индивида и государства. В XIXвеке возникли две ветви обществознания: исторический материализм (К. Маркс) и позитивизм, создатель которого - О. Конт.
В социально-политической истории английских поселенческих колоний в Северной Америке выделяются два характерных периода, которые в известной мере разграничивают и ход идейной полемики по вопросам права, общественного и политического устройства. Первый период приходится на начало XVII в. и простирается до середины XVIII в., а второй охватывает период войны за независимость, выработки конституции и первых шагов по ее реализации в жизни независимого государства (вторая половина XVIIIв.).
Колонизация Северной Америки англичанами осуществлялась в обстановке военного соперничества с Голландией, Францией и отчасти с Испанией. Она сопровождалась самоотверженной борьбой с угрозой голодной смерти и болезнями, а также неудачными попытками обратить в рабство индейцев. В числе первых поселенцев наряду с крестьянской и ремесленной беднотой находились предприимчивые торговцы и предприниматели-авантюристы, мечтавшие найти новые источники дохода в виде месторождений или - скоплений золота, как это было у испанцев. При всем несовпадении интересов и статуса колонистов-поселенцев их во многом объединяло желание обрести здесь "землю обетованную", т.е. такое место, где можно было бы жить вполном согласии с заповедями первых христиан - иметь чистую совесть, питаться плодами собственного труда и. т.д. Однако под влиянием социального неравенства и конфликтов эти устремления получили самые различные истолкования и формы реальной трансформации.
Одним из источников напряженности стал идейный и политико-организационный конфликт между англиканской церковью и протестантскими общинами, который был завезен из метрополии наиболее радикальными представителями последних.
Период борьбы за независимость (1775-1783 гг.) ознаменовался созданием Конфедерации штатов, однако с окончанием войны возникла потребность укрепить союз штатов и создать более эффективное федеральное правительство. Для реализации этой новой задачи в мае 1787 г. был создан конституционный Конвент. Он выработал проект федеральной Конституции, которая закрепила республиканский строй, ликвидировала все сословные привилегии, отменила дворянские титулы и звания, включила в себя систему обеспечения равновесия обособленных и взаимодействующих властей - законодательной, исполнительной и судебной. После того как Верховный суд закрепил за собой в 1803 г. право конституционного надзора, все основные стадии американской революции (война за независимость, выработка исходных начал нового государственного устройства и претворение их в жизнь) получили свое логическое завершение.
XIX в. насыщен особенно крупными политическими конфликтами и переменами в жизни американской нации - угроза развала федерального союза на восьмом десятке независимого существования, отмена, рабства, неравномерное и конфликтное развитие аграрного и индустриального секторов экономики, имперские амбиции и политика аннексий. Перемены и новации в области политической и правовой мысли были менее значительными. Общее направление перемен в этой области можно, сформулировать как переход от идей локковского индивидуализма и пуританского республиканизма к либеральному прагматизму в области юриспруденции и политической науки.