Социальные роли и социальные нормы относятся к социальному взаимодействию
Социальные статусы, права и обязанности, функциональная взаимосвязь статусов относятся к социальным отношениям.
Социальное взаимодействие описывает динамику общества, социальные отношения - его статику.
Ролевой набор - совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемый с одним статусом.
Социальные институты классика социологии определяли как «фабрики воспроизводства» социальных отношений и связей, т.е. под институтами подразумеваются определённые типы отношений между людьми, которые постоянно востребованы обществом и поэтому возрождаются вновь и вновь. Примерами воспроизводства таких неистребимых связей являются церковь, государство, собственность, семья и др.
Институты появляются в обществе как продукты социальной жизни. Как же это происходит? Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят различные приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через повторение и оценку превращаются в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система санкций. Так, обычай назначать свидание, будучи элементом института ухаживания, развивались как средство выбора партнёра. Банки – элемент института бизнеса развивались как потребность в накоплении, перемещении, займах и откладывании денег и в результате превратились в самостоятельный институт. Время от времени члены общества или социальной группы могут собирать, систематизировать и давать легальное подтверждение этим практическим навыкам и образцам, в результате чего институты изменяются и развиваются.
ПРИЗНАКИ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ
ИНСТИТУТЫ | СИМВОЛЫ | ОСНОВНЫЕ РОЛИ | ФИЗИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ | КОДЕКСЫ ПОВЕДЕНИЯ |
ИНСТИТУТ СЕМЬИ | кольца, обручение, контракт | отец, мать, ребенок | дом, квартира, мебель | семейные запреты и допущения |
ИНСТИТУТ ПОЛИТИКИ | флаг, гимн, герб | законодатель, судья, избиратель | общественные здания | конституция, законы |
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ | фабричная марка, деньги | работодатель, покупатель, продавец | фабрика, офис, магазин | контракты, лицензии |
ИНТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ | диплом, степень | учитель, ученик | школа, библиотека, стадион | правила учащихся |
ИНСТИТУТ РЕЛИГИИ | крест, алтарь, библия | пастор, прихожанин | собор, церковь | вера, заповеди, посты |
11. Понятие личности. Социологическая концепция личности
Человек – это основной элемент социальной структуры, без которого не может быть ни социальных взаимодействий, ни социальных общностей, ни социальных институтов.
Проблемы человека и личности являются в системе современного социологического знания одними из важнейших. Разумеется, у социологии нет монополии ни изучению и интерпретацию данных проблем (различные науки, религия, искусство, художественная литература).
Не касаясь специально проблем человека в искусстве и религии, обратимся к сфере научного знания. Обращаясь к проблеме человека, социология взаимодействует, прежде всего, с другими общественными и гуманитарными науками, что способствует их взаимообогащению. И раскрыть богатство понимания вопросов, связанных с «человеком» возможно только на основе целого ряда категорий, таких как, «человек», «индивид» или «индивидуальность», «личность».
Человек отображает общие черты, свойственные человеческому роду. Оно (понятие) включает и биологическую, и социальную характеристики.
Индивид – это отдельный человек, единица человеческого рода, выполняющий характерные признаки целого рода. Понятие «индивидуальность» означает то особенное, неповторимое, самобытное, что отличает этого человека от других (включая как унаследованные, так и выработанные особенности).
Личность представляет собой устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества, как продукт общественного развития.
Это понятие акцентирует внимание на определённой целостности его внутренних соц-псих. качеств, характеризующих особенности его субъективного отношениях к миру. Именно эта сторона отображена в термине германских и романских языков «persona», т.е. роль, которую индивид должен играть в «социальной драме».
В социологии понятие личности используется в двух значениях:
· Во-первых, личность – это нормативный тип человека, соответствующий требованиям общества, его ценностно-нормативным стандартам (стереотип поведения: коллективизм, деловитость, весёлый нрав и т.п.).
· Во-вторых, личность – это член социальной группы, общества, коллектива, т.е. посредством своей деятельности, включённый в различные виды социальных систем.
Социологические концепции личности - ряд теорий, признающих человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных социальных факторов Многогранность процесса становления, развития и формирования личности породила различные концепции, которые по-разному подчеркивали те или иные аспекты этой проблемы.
В работах Ч.Х.Кули (1864-1929),Дж.Мида (1863-1931)нашла отражение теория зеркального "Я", в которой личность трактовалась как объективное качество, приобретенное человеком в процессе социальной жизни.
Я.Л.Морено (1892-1974),Т.Парсонс (1902-1979),Р.Липтон и др. уделяли внимание ролевой теории личности, согласно которой последняя есть функция от той совокупности социальных ролей, которое человек выполняет в обществе.
Значителен вклад в социологию личности сторонников статусной теории.
В отечественной социологии многое по проблемам развития человека, личности сделали ученые как в конце 19-начале 20 века, так и в советский период.
В дореволюционной период проблемы личности были проанализированы достаточно детально в трудах П.А.Лаврова (1823-1900), Е.В. де Роберти (1843-1915),П.А Сорокина (1889-1968). Интересные наблюдения о нравах, привычках, ориентациях крестьянина осуществил А.Н.Энгельгардт (1832-1893).Но особенно значительна роль Н.К.Михайловского (1842-1904),который предложил рассматривать личность в трех ипостасях: биогенном, психогенном и социогенном обличьи. Много внимания он уделил проблеме индивидуальности.
В советский период для развития теории личности и её социологической и социально-психологической интерпретации многое сделали Б.Г. Ананьев, В.Г.Алексеева-Харчева, Л.П.Буева, И.С.Кон, Л.А.Зеленов, А.Г Здравомыслов, В.Н.Лавриненко, А.В.Петорвский, Б.Д.Парыгин, К.К. Платонов, Г.Л.Смирнов, Е.В.Шорохова, Е.Б.Шестопал, И.Т. Фролов, В.А.Ядов и др.
К анализу социологических проблем личности полностью применимы слова известного американского социолога Ч.Р.Миллса (1916-1962), который писал, что "изучение социологии должно показать, как оценивать себя не как изолированную личность, а как человека в море человечества; помочь расположить себя в историю и перспективу, чтобы точнее понять и оценить те факторы, которые влияют как на ваше поведение, так и на поведение других людей".
12. Социальная структура личности
Личность можно рассматривать как целостность биологических, психологических и социальных компонентов.
2. Психологический компонент - совокупность эмоций, переживаний, волевые устремления, память, способности и пр.
3. Социальный компонент - совокупность субъективных и объективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе их разнообразной деятельности. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является её деятельность как самостоятельность и как взаимодействие с другими людьми. Все эти структурные элементы обнаруживаются в каждой личности, хотя и в разной степени. Каждая личность, так или иначе, участвует в жизни общества, обладает знаниями, чем-то руководствуется. Поэтому социальная структура личности постоянно изменяется. Личность получает новую информацию, новые знания. Эти знания при определённых условиях превращаются в убеждения, а они, в свою очередь определят характер поступков человека.
Структура любых сложных явлений, а к ним, безусловно, относитсячеловеческая личность, представляет собой совокупность, иерархию иопределенное взаимодействие различных элементов. Любая структура обладаетопределенной устойчивостью и в то же время подвержена различным изменениям- прогресс и регресс - вплоть до распада, который характеризуется понятиемдеструкции. Деструктивные явления в структуре личности приводят к разногорода отклонениям, получившим название девиантного поведения.
Социологическая структура личности включает совокупность объективных и субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые входит человек. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность как самостоятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием субъекта деятельности. Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности невозможен.
Ценностные ориентации выступают социальными установками личности, регулируют ее поведение. Они отражают фундаментальные интересы личности и определяют стратегическую направленность ее деятельности. Они проявляются как жизненная позиция индивида, его мировоззрение, нравственные принципы. Целостные ориентации формируются при усвоении индивидом социального опыта, освоении им общественных, политических, нравственных, эстетических идеалов и непреложных нормативных требований, предъявляемых к нему как члену социальной общности.