Функции социальных институтов:
Явные функции являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей.
1) Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института.
2) Регулятивная функция. Функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путём выработки шаблонов поведения.
3) Интегративная функция. Процесс сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институциональных норм, правил, санкций и систем ролей.
4) Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. Каждый социальный институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей, однако, этих «новых» нужно социализировать к ценностям данного института.
5) Коммуникативная функция. Информация, произведённая в институте должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением социальных норм, так и во взаимодействиях между институтами.
Латентные функции скрыты от глаз, не заявляются.
Пример: к явным функциям школы относится приобретение грамотности и аттестата зрелости, подготовка к ВУЗу, усвоение базисных ценностей общества. Но у неё есть также и скрытые функции: приобретение определённого социального статуса, который позволит взобраться на ступеньку выше неграмотного, завязывание прочных дружеских связей и т.п.
Пример: было бы наивно утверждать, что люди едят чёрную икру потому. Что хотят утолить голод, и покупают роскошный «кадиллак» потому, что хотят приобрести хорошую машину. Очевидно, что эти вещи приобретаются не ради удовлетворения явных насущных потребностей. Производство предметов несёт в себе и скрытую функцию – оно удовлетворяет потребность людей в повышении собственного престижа.
18. Экономическая социология: понятие, сущность
Экономическая социология — направление социальных исследований, предполагающее анализ экономической деятельности с позиций социальной теории.
Существует несколько направлений в экономической социологии: старая экономическая социология (Карл Маркс, Макс Вебер, Зомбарт, Йозеф Шумпетер, Эмиль Дюркгейм и другие) , новая экономическая социология, она же неоинституциональная экономика (Рональд Коуз, Марк Гранноветер, Нил Флигстайн, Дж. Коулман, В. Радаев, Дуглас Норт, Кеннет Эрроу (Кenneth Arrow), Джордж Стиглер (George Stigler), Армен Алчиан (Armen Alchian), Гарольд Демсец (Harold Demsetz), Оливер Уильямсон (Oliver Williamson), В. Зелицер и целый ряд других), а также отечественная новосибирская школа экономической социологии (Т. И. Заславская, Р. И. Рывкина, З. И. Калугина, Т. Ю. Богомолова, П. С. Ростовцев, Е. Е. Горяченко, Г. Кирдина, О. Э. Бессонова и целый ряд других) и белорусская экономико-социологическая школа (Г.Н. Соколова, О.В. Кобяк и др.).
Эта дисциплина изучает всю совокупность социально-экономических процессов, касаются ли они рынков или государства, домохозяйств или отдельных людей.
Это направление использует самые разные методы сбора и анализа данных, включая социологические методы. И самое главное, это особый подход, опирающийся на специфические представления о действии человека, развитии хозяйства и общества.
Экономическая социология сторонится модели человека, предложенного традиционной экономической теорией. «Экономический человек» слишком эгоистичен и изолирован от других людей, непомерно рационален и информирован. Он действует как автомат, подчиненный логике экономического интереса. В то время как экономическая социология не превращает человека в социологический автомат, столь же бездумно подчиняющийся предписанным нормам. Человек в экономической социологии способен переключаться с одной логики действия на другую, проявляя одновременно волю и гибкость. Это человек, способный на стратегию — последовательные и рефлексивные действия, простраивание собственного будущего. При этом «наш» человек не висит в безвоздушном пространстве. Он включен в сплетение формальных и неформальных сетей, входит в качестве начальника или подчиненного в разные организации, действует в составе социальных групп, принадлежит к локальным и национальным общностям.
На данный момент можно выделить следующие течения новой экономической социологии:
· Социология рационального выбора
· Сетевой подход
· Новый институционализм
· Культурноисторический подход
· Этнографический подход
Социология рационального выбора основывается на теории социального обмена и экономических теорий рационального выбора. Концепция рационального действия индивидов переносится на поведение всей системы, состоящей из тех же самых индивидов. Идея перенести принципы методологического индивидуализма на уровень корпоративных акторов родилась в ответ на неспособность экономистов объяснить такие хозяйственные явления, как возникновение паники на бирже или отношения доверия в обществах взаимного кредитования.
Направление экономической социологии, формирующееся в рамках сетевого подхода, обнаруживает содержательную связь со структурной теорией обмена Марселя Мосса и Клода Леви-Стросса. В данной теории современное хозяйство представляется как совокупность социальных сетей — устойчивых связей между индивидами и фирмами, которые невозможно втиснуть в рамки традиционной дихотомии «рынок — иерархия». Эти сети формальных и неформальных отношений позволяют находить работу, обмениваться информацией, разрешать конфликтные ситуации, выстраивать доверие. Экономические отношения, таким образом, тесно выстраиваются с социальными.
Новый институционализм в социологии появляется в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Сетевые связи между индивидами и фирмами представляются как множественные, многозначные, подвергаемые хозяйственными агентами различным интерпретациям и оценкам. Под институтами здесь понимаются не абстрактные нормы и ценности, а формальные и неформальные правила, которые регулируют практики повседневной деятельности и поддерживаются этими практиками. В рамках американской социологии новый институционализм развивается по двум основным направлениям: культурно-ориентированному и властно-ориентированному. Во Франции активно развивается новый французский институционализм.
19. Семья как социальный институт и малая социальная группа
Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.Классическое определение семьи гласит, что семья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью. Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.Конечно, между понятиями “брак” и “семья” существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого, а иногда и настоящего, они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей. Методологической основой понимания причин, побуждающих людей объединяться в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия, выступают потребности человека.Структура потребностей человека, согласно модели американского психолога А. Маслоу, делится на: 1) Физиологические и сексуальные потребности; 2) Потребности в безопасности своего существования; 3) Социальные потребности в общении;4) Престижные потребности в признании; 5) Духовные потребности в самореализации;Сущность семьи рассматривается, прежде всего, через ее функции. Понятие “функции семьи” отражает систему взаимодействия семьи и общества, а так же семьи и личности. Под функциями семьи понимается способ проявления активности жизнедеятельности семьи и ее членов.1. Репродуктивная функция семьи Эта функция выполняет две задачи: общественную — биологическое воспроизводство населения, индивидуальную — удовлетворение потребности в детях. В ее основе — удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз.2. Социально-биологическая функция семьи В итоге естественно-биологические потребности человека вудовлетворении сексуального влечения, реализации семейного инстинкта, стремление самца к господству, биологический инстинкт зависимости ребенка от матери — все это формируется в социально-биологическую функцию семьи.Функция социализации личности Семья включает в себя всю систему общественных отношений — брачных и родственных, правовых и социальных, хозяйственно-бытовых и экономических, нравственных и этических, психологических и эмоциональных. Благодаря этому семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения. Экзистенциальная функцияЭто функция социальной и эмоциональной защиты своих членов.Известно, что сущность любого явления особенно ярко проявляется вэкстремальной ситуации. В минуту опасности большинство людей стремится быть рядом со своими семьями. Экономическая и хозяйственно-бытовая функция Суть этой функции с общественной точки зрения заключается вподдержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества, в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других.Социально-статусная функцияЭта функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.Рекреативная функцияОна направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Эта функция недостаточно изучена, но ученые располагают достоверными фактами, доказывающими положительноевлияние семьи на здоровье супругов.Досуговая функцияОна осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга.