Смекни!
smekni.com

Типология социальных общностей по степени устойчивости и по величине и другим критериям (стр. 2 из 4)

У каждого человека имеется не один, а сразу несколько статусов или их признаков, образующих статусный набор индивида. Статусы могут быть или главными, или второстепенными. Особая роль, конечно же, отводится главному статусу, определяющему основную направленность, содержание и характер ее деятельности, стиль жизни, его манеру поведения, круг его общения, выбор им социального окружения и т.п. Социальный статус может быть предписанным (прирожденным) или достигаемым в процессе жизнедеятельности и усвоения общественных норм. Предписанным (или прирожденным) является такой статус в обществе, который человек занимает не зависимо от своих усилий, воли или желания, над которым он, более того, не имеет контроля. Например, по расовому признаку – негр; по титулу – барон, граф, князь; по половому признаку – мужчина или женщина. Достигаемым статусом в противоположность прирожденному называют статус, получаемый человеком благодаря собственным усилиям, реализации собственного потенциала, настойчивости в достижении цели. Например, социальный статус ученого, мастера спорта, сотрудника органов внутренних дел РБ.

Каждый из статусов имеет в обществе оценку авторитетности и престижности. Авторитет включает:

1) влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т.д.;

2) признание за индивидом права на принятие ответственного решения в условиях совместной деятельности. Престиж – социально санкционированная форма признания значимости тех или иных статусов или социальных ролей.

Социальная роль – это форма социального, нормативно определенного поведения индивида, способ его взаимодействия с другими индивидами, включающий в себя совокупность социальных прав личности, сопровождающихся определенными ожиданиями по отношению к лицам, занимающим определенные социальные позиции. Иначе говоря, социальная роль – это социальная функция индивида, связанная с набором норм, в соответствии с которыми ее исполнитель должен вести себя в определенных ситуациях.

В ходе индивидуального освоения личностью значимых социальных норм и правил ею осваивается и весь доступный набор социальных ролей. Именно так, посредством социальных ролей, индивид и включается в культуру, становится полноправным членом общества. Со своей стороны, общество ведет себя активно, предъявляя к субъектам социальных ролей определенные санкции (моральные или юридические) по отношению к конкретным типам социального поведения.

Таким образом, следует отметить, что общество:

1) вырабатывает систему ожиданий определенных форм социального поведения в виде должного, обязательного поведения, а также систему ожиданий желательного или возможного поведения;

2) дает оценку выполнения или невыполнения конкретных социальных ролей и их сценариев;

3) осуществляет санкции за благоприятные или неблагоприятные последствия действий в рамках требований к определенным социальным ролям в виде одобрения, поощрения, вознаграждения либо же осуждения и наказания и др.

Выполняя те или иные социальные роли, люди перемещаются в социальном пространстве как по иерархической лестнице (приобретая соответствующие социальные статусы или переходя на новые ступени жизненного цикла), так и в географическом (экономическом, социально-политическом) поле самой социальной среды. Для характеристики природы и типов этих социальных перемещений в социологии используется понятие «социальной мобильности». Социальную мобильность связывают, прежде всего, со стратификационными изменениями в обществе, когда люди изменяют место и форму социальной деятельности в силу перехода в другой социальный слой. Но можно говорить о социальной мобильности в чистом виде как о приоритетной стратегии в изменении статусно-ролевых наборов личности.

Социальная мобильность по определению П. Сорокина, может быть двух основных видов: вертикальной и горизонтальной. Вертикальная мобильность предполагает переход из одного социального слоя в другой как по восходящему вектору, так и по нисходящему (например, карьерный рост; превращение из ребенка в юношу, взрослого человека или старика). Она определяется самим социальным поведением индивида, проявлением его творческих способностей и деловых качеств. Горизонтальная мобильность предполагает изменение социальных признаков индивида в рамках одного социального слоя.

Глава 4. Основные сферы общественной жизни и их взаимодействие

Основными сферами жизнедеятельности общества являются: материально-производственная, социальная, политическая и духовная. Ведущей сферой, естественно, является материально-производственная (основанная на экономической деятельности), определяющая собой все остальные, так как материальное производство обеспечивает условия для жизнедеятельности и развития всего общества. Политическая сфера жизнедеятельности общества связана с реализацией властных отношений на уровне государственного управления, с реализацией организационно-управленческой функции социальной системы. Она представляет собой сложную, развивающуюся, исторически конкретную систему государственных и негосударственных общественных институтов, социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения.

С развитием общества, социальных связей и отношений, эффективность человеческой деятельности приобретает все большую зависимость от духовной сферы, от того, на каком уровне понимания, осознания проявляет человек свою активность, насколько творчески реализует собственный потенциал. Общественная жизнь становится реальным воплощением неразрывного единства материальной и духовной сфер, их взаимодействия и взаимообусловленного развития, что и воплощается в социальной сфере, сфере функционирования институтов социализации: образования, воспитания и культуры, в практических формах жизнедеятельности людей.

Историческое развитие человечества идет по единому восходящему пути – пути прогресса. Усиливается власть человека над природой, растут материальные блага, расширяются возможности личности. Но не все народы идут по этому пути одновременно. Они могут передавать друг другу историческую эстафету, временно отставать или сворачивать с этого пути, преодолевать трудности и изменять необходимость, совершая социальные революции. В целом этот путь неизменен, поскольку в его основе лежат единые закономерности. Они содержатся в структуре общественных формаций.

Структура общественной формации включает в себя два основных элемента: базис и надстройку. Базис – это материально-производственная сфера жизнедеятельности общества. Базис включает производительные силы и производственные отношения. К производительным силам относится субъект деятельности, средства деятельности, ее предмет и продукт. Производственные отношения – это особый тип коммуникации, складывающийся между людьми в процессе производства и по поводу собственности на средства производства.

Надстройка – это совокупность учреждений, организаций, институтов данного общества. Она включает в себя социальную, политическую, духовную подсистемы общества. На определенных этапах исторического развития надстройка обладает относительной самостоятельностью и может выступать инициатором новаций. Новые идеи, еще неясные для широких масс, обычно высказывают великие личности. В широкой исторической перспективе надстройка зависит от базиса.

Глава 5. Цивилизация

Понятие «цивилизация» (от лат. сivilis – городской, государственный, гражданский) имеет два основных значения. Во-первых, понятием «цивилизация» обозначается выход культуры из первобытного состояния. Именно в таком смысле употреблял это слово Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Он выделял периоды дикости, варварства и цивилизации в генезисе человеческого общества.

Ученые выделили комплекс черт, характеризующих новую по сравнению с доисторическим периодом организацию общества:

1) наличие государства, системы налогов и централизованного накопления средств;

2) развитие экономики на основе разделения труда и торгового обмена; наличие городов и монументальных общественных сооружений;

3) социальная стратификация общества;

4) наличие права как регулятора общественной жизни;

5) наличие письменности, развитого искусства и зачатков наук (арифметики, геометрии, астрономии, медицины).

Во-вторых, понятием «цивилизация» обозначаются неповторимые, отличные от других общества и культуры. Каждая цивилизация уникальна, своеобразие пронизывает все сферы общественной жизни и проявления человеческой активности. Принадлежность человека к определенной цивилизации существенно определяет характер его деятельности, общения и поведения.

Среди прочих определений цивилизации выделяются следующие ее трактовки:

· форма организации социальной жизни, характерная для высшего этапа общественной эволюции, построенная на принципах свободы, справедливости и равноправия (французские просветители);

· высший и в то же время заключительный этап общественного развития, для которого характерны явления застоя и общего регресса;

· устойчивое культурно-историческое сообщество людей, отличающееся общностью духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, сходством материально-производственного и социально-политического развития, особенностями образа жизни и типа личности, наличием в большинстве случаев общих этнических признаков и соответствующих географических рамок.

Глава 6. Цивилизованное общество

«Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек». В.А. Сухомлинский

Любое цивилизованное общество представляет собой комплекс взаимодействующих групп, обладающих различным статусом, особыми функциями в социальной иерархии. Тип социальной стратификации складывается под влиянием разнообразных предпосылок. К ним относятся такие факторы, как войны, миграции, «бытовая кастовость», имущественное неравенство, собственность на средства производства.