Смекни!
smekni.com

Типология социальных общностей по степени устойчивости и по величине и другим критериям (стр. 1 из 4)

Минский государственный высший авиационный колледж

Реферат

по предмету

Основы социологии и политологии

по теме

Типология социальных общностей по степени устойчивости и по величине и другим критериям

Выполнил курсант 1го курса

Халиманович А.В.

Проверил: Потройный А.М.

Минск 2011


Содержание:

Введение

Глава 1. Человек и общество

Глава 2. Общество как система многообразных отношений и взаимодействий людей

Глава 3. Общество как необходимое условие самореализации личности

Глава 4. Основные сферы общественной жизни и их взаимодействие

Глава 5. Цивилизация

Глава 6. Цивилизованное общество

Глава 7. Социальная структура общества

Глава 8. Большие и малые социальные группы

Глава 9. Классы и страты

Глава 10. Этносы, нации, поколения

Список используемой литературы


Введение

«Самый лучший человек тот, который живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, самый худший сорт человека - который живет чужими мыслями и своими чувствами. Из различных сочетаний этих четырех основ, мотивов деятельности - все различие людей. Люди, живущие только своими чувствами, - это звери». Л.Н. Толстой

Со второго семестра мы начали изучать основы социологии и политологии.

Предмет поистине уникальный: нам дается возможность вникнуть в суть понятий типа «общество, нация, слой, каста, раса, семья, коллектив, общность, индивидуальность, группа» и многие другие.

Мне всегда были интересны эти понятия, но я не знала, в чем разница, например, группы от слоя. Наш преподаватель, Потройный Анатолий Михайлович, на своих лекциях объяснил мне и моим одногруппникам все нюансы этой непростой системы взаимоотношений между людьми. Сами мы бы наврядли смогли разобраться в этих отношениях.

За какие-то пару лекций я научилась трезво смотреть на мир и на окружающих меня людей. Я нашла работу, но не знала ничего о взаимоотношениях в группах людей, которые стали моими наставниками. Слушая лекции преподавателя, я запоминала некоторые из его реплик, а затем старалась перенести их на окружающих меня людей – и мне это удалось. Я стала замечать все нюансы в общении, я нашла общий язык со старшими людьми. Я научилась понимать суть политики, ее систему. Я стала задавать серьезные вопросы, чего раньше за мной не замечалось.

В целом, сам предмет учит если не жить, то, по крайней мере, учит правильно смотреть на вещи и правильно вести себя в обществе.

Из предложенных преподавателем тем для рефератов, я выбрала «Типология социальных общностей по степени устойчивости и по величине и другим критериям». Эта тема интересна мне тем, что в ней я рассматриваю, что такое общество, на какие слои оно делится, из каких групп состоит, каковы взаимоотношения в обществе, проблемы.

Глава 1. Человек и общество

«Из двадцати человек, говорящих о нас, девятнадцать говорят плохое; двадцатый говорит хорошее, но делает это плохо». А. Ривароль

Общество выступает самостоятельным объектом изучения таких наук, как философия, социология, политология, культурология, история, экономическая теория и др. Среди множества самостоятельных взглядов на природу социальности, лежащую в основании общественных связей и отношений, можно выделить несколько фундаментальных концепций. К их числу относятся, прежде всего, трактовки понятия общество.

Общество – в широком смысле - выделившееся из природы системное образование, исторически изменяющаяся форма жизнедеятельности людей, которая проявляется в функционировании и развитии социальных институтов, социальных общностей, а также отдельных индивидов; в узком смысле общество – это исторически конкретный тип социальной системы (например, аграрное, индустриальное и постиндустриальное общество) или отдельный социальный организм (например, белорусское общество),

По мере эволюции и содержательного усложнения представлений о сущности человека в обществознании утвердились три основные трактовки взаимоотношений и способов взаимосвязи природы и социума:

1) общество рассматривается как объективная действительность, то есть как неотъемлемая часть природы, подчиняющаяся действию всеобщих природных законов, существующая вне и независимо от субъективного человеческого восприятия.

В рамках данного подхода выделяются следующие интерпретации понятия общества: натуралистическая (при которой общество расценивается как неотъемлемый элемент природы), механицистская (при которой общество изучается с позиций механицизма, через призму функционального соотношения части и целого в социальных структурах) и организмическая (общество исследуется как саморазвивающаяся система, как эволюционирующий организм).

2) общество рассматривается как субъективная действительность. Социум, в этой трактовке, представляет собой систему смыслов и значений, употребимых и актуальных в нем.

3) общество рассматривается как субъект-объектная действительность. Социальная система, согласно этому подходу, включает в себя тесно взаимосвязанные материальную и духовную подсистемы. Общество, иначе, объединяет собой людей, их общности (социальные группы, классы и слои) и социальные институты. Человек – венец эволюции, действительный творец своей истории, самостоятельный участник всемирно-исторического процесса, деятельностное начало в природе.

Эволюция природы и общества показывает их неразрывную связь. Очевидно, что общество не может существовать вне природы и взаимодействия с ней, ибо:

- оно возникает в результате самого развития природного мира, выделившись из природы в ходе антропогенеза;

- общество нуждается в постоянном потреблении природных ресурсов для своего развития;

- темпы и особенности общественного развития во многом определяются спецификой природной среды, климатических и географических условий.

Общество вместе с тем оказывает и огромное влияние на природу, так как, адаптируясь к условиям своего существования, оно существенным образом видоизменяет природные ландшафты и недра, создает «вторую природу», преобразует окружающий мир в соответствии с собственными запросами.

общество социальный самореализация личность

Глава 2. Общество как система многообразных отношений и взаимодействий людей

«Здравомыслящий человек не позволяет другим управлять собой, но и сам не стремится управлять другими; он хочет, чтобы всем правил один только разум». Ж. Лабрюйер

Современная наука изучает общество как сложную саморазвивающуюся систему с точки зрения его структурной организации, то есть взаимоотношения составляющих его основных подсистем и элементов; а также с позиций выявления факторов социальной динамики через описание основных этапов, причин, форм, характера и типов социальных изменений.

В социальную систему входят:

· экономическая подсистема – производственно-распределительные связи и отношения (производства, обмена, распределения и потребления), основанные на распределении труда и распределении людей в рамках социальной структуры общества по профессионально-кастовому признаку. В нее входят социальные слои (страты), сословия, цехи, профессии и т.д.;

· политическая социальная подсистема – это управляющая подсистема с соответствующими органами руководства (от вождя племени до парламента и президента республики), политическими организациями и общественными объединениями. В рамках этой подсистемы также выделяют различные социальные группы: прежде всего управляющие и управляемые – от государственного управления до управления в семье или в первичном производственном, учебном коллективе. Высшие «этажи» этого управления и приобретают характер политической подсистемы;

· социальная подсистема (включающая в качестве подуровней правовую, религиозную, духовную и др.) – это довольно сложная форма социальных связей и отношений, основанная на этнических, демографических, национальных, культурно-образовательных, религиозных и иных связях между людьми, представляющая собой естественный процесс формирования разнообразных социальных групп и общностей людей. От характера взаимоотношений людей внутри этих общностей зависит социальный климат, состояние вражды или взаимопомощи, определяющих поведение людей в обществе, их совместные или индивидуальные действия.

Все эти три социальные подсистемы существуют не изолированно, а взаимно дополняют и пронизывают друг друга: таким образом, социальная подсистема проникает в производственную и управляющую сферы, и наоборот, Например, один учебный коллектив могут составлять люди разных национальностей, возраста, пола и конфессий с проявлением особых, порой специфичных, форм внутреннего самоуправления.

Глава 3. Общество как необходимое условие самореализации личности

«Действовать, создавать, сражаться с обстоятельствами, побеждать или быть побежденным - вот в чем вся радость, вся жизнь здорового человека». Э. Золя

Человек приобретает свои личностные качества только в социальной среде, только благодаря активному взаимодействию с другими людьми в процессе социализации. Самореализация личности в культуре происходит благодаря ее активной жизнедеятельности, конкретным поступкам и коммуникации с социальным окружением. Социальная коммуникация (общение) – это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Благодаря социальной коммуникации человеком осуществляется индивидуальный выбор и ранжирование между собой социокультурных программ поведения, деятельности и общения, формирование социальной позиции и отстраивание собственного статусно-ролевого набора.

Понятие социального статуса характеризует:

1) место человека в обществе;

2) его оценку со стороны других людей (что выражается в различных показателях – авторитете, престиже, привилегиях, уровне доходов, наградах, званиях, славе и т.д.).