Годы Первой мировой войны (1914 - 1918) подтвердили кризис европейской социалистической мысли, дав в то же время толчок для ее дальнейшего развития. Как и многие другие социалисты, Плеханов не смог совместить в условиях войны приверженность пролетарскому интернационализму с патриотизмом. Если во время русско-японской войны 1904 - 1905 гг. Плеханов выступал за поражение царской России в интересах приближения революции, то теперь он занял социал-патриотические позиции "вынужденного оборончества", обоснованием которого стали утверждения, что победа кайзеровской Германии и ее союзников замедлила бы экономическое развитие, положила бы конец процессу европеизации России, увековечив "старый порядок" и отбросив завоевания пролетариата. Однако все эти аргументы, ссылки на заинтересованность международного пролетариата в перспективах новой полосы активной борьбы с самодержавием после победного (для России и ее союзников) завершения войны не могут заслонить фактический, пусть даже "временный", отход Плеханова от пролетарского интернационализма в прежнем марксистском понимании. О возможностях новой, национально-патриотической революции в России Плеханов стал говорить, и то достаточно осторожно, только с осени 1915 г., при этом выступая против инициатив о сепаратном мире, за продолжение войны. Основной публицистической трибуной для него стала газета "Призыв", издававшаяся с октября 1915 г. на русском языке в Париже. В годы войны углубился кризис марксистской ортодоксальности Плеханова, выход из которого им так и не был найден.
Февральская революция 1917 г. (ее по оценке Плеханова "осуществила страна" в целом) открыла ему дорогу для возвращения из 37-летней эмиграции: в ночь с 31 марта на 1 апреля (13 - 14 апреля) он прибыл в Петроград. Последующие события, возрастание революционного максимализма опровергали надежды на воплощение в жизнь двухстадиальной модели революции в ранее предлагавшимся им варианте. Призывы о необходимости компромиссного соглашения между предпринимателями и рабочими, примирения и единения общественно-политических сил во имя "закономерного" буржуазно-демократического развития свободной России и спасения ее от внешнего врага не находили поддержки в массах. Плеханов не поспевал за динамичным развитием событий, серьезно влиять на которые ни он, ни его единомышленники по малочисленной социал-демократической группе "Единство" не могли. Революционер-практик из Плеханова не состоялся, да и серьезных возможностей в то время у него для этого не было. Резко отрицательно он отнесся к захвату власти большевиками в октябре 1917 г. В "Открытом письме к петроградским рабочим", датированном 28 октября, он утверждал, что рабочий класс "…еще далеко не может, с пользой для себя и для страны взять в свои руки всю полноту политической власти. Навязать ему такую власть, значит, толкать его на путь величайшего исторического несчастья, которое было бы, в то же время, величайшим несчастьем и для всей России" (Плеханов Г.В. Год на родине. Полное собрание статей и речей, 1917 - 1918 гг. Paris, 1921. Т.2. С.246; курсив Плеханова. - А. С.). Реальный ход истории во многом разочаровывал Плеханова. Это не дает, однако, никаких оснований утверждать, ссылаясь на так называемое "Политическое завещание Г.В. Плеханова" (опубликовано в "Независимой газете" 30 ноября 1999, признано большинством авторитетных специалистов апокрифом), что в последний год жизни он выступил против стержневых положений марксизма, поставив тем самым под вопрос и содержание своей предшествующей деятельности как мыслителя и революционера.
Ленин.
Ленин Владимир Ильич* (настоящая фамилия Ульянов, псевдоним Н. Ленин с января 1901) (10 апреля 1870, Симбирск - 21 января 1924, деревня Горки, Московская губерния) - один из основателей РСДРП, идеолог большевизма, политический деятель. Из семьи инспектора, затем директора народных училищ Симбирской губернии, потомственного дворянина. После окончания гимназии (1887) поступил в Казанский университет, но в том же году - после участия в студенческой сходке - был вынужден его оставить. В 1891 г. экстерном сдал экзамены за курс юридического факультета Петербургского университета.
Революционно-социалистический радикализм Ленина формировался постепенно. Показательно, что в 1887 г., когда был казнен старший брат Александр за участие в подготовке покушения на императора Александра III, его внимание почти не занимала политическая проблематика. Однако семейная драма, наряду с чтением "демократической литературы", послужила толчком для невосприятия власти и восприятия революционных идей. Так, молодого Ленина привлек тезис Н.Г. Чернышевского, что всякий правильно думающий и порядочный человек должен быть революционером, который во главу ставит не личные, а общие интересы. Интеллектуально одаренного Ленина не могли миновать идеи не только народничества (зимой 1888/1889 в Казани он посещал кружки народовольческой направленности), но и марксизма с его революционным пафосом и претензиями на высокую научность. По собственному признанию он "начал делаться" марксистом в начале 1889 г. после усвоения I-го тома "Капитала" К. Маркса и "Наших разногласий" Г.В. Плеханова, а завершил марксистское самоопределение в 1892 - 1893 гг. Проживая с конца августа 1893 г. в Петербурге, Ленин ярко проявил себя как социал-демократический пропагандист и организатор. Его первое пребывание за рубежом приходится на май - сентябрь 1895 г. Будучи посланцем петербургских марксистов, Ленин в Швейцарии установил связи с группой "Освобождение труда"; познакомился с европейскими социалистами, в частности с П. Лафаргом во Франции и В. Либкнехтом в Германии.
После возвращения из-за границы Ленин вместе с Ю.О. Мартовым участвовал в создании нелегального петербургского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса", содействовавшего распространению марксизма в среде рабочих и активизации стачечного движения (в декабре Ленин был 1895 арестован; по приговору суда с мая 1897 по февраль 1900 находился в ссылке в селе Шушенское Минусинского округа Енисейской губернии). Уже с середины 1890-х гг. проявилось стремление Ленина стать интеллектуальным лидером социал-демократов в России, оно утверждалось, в частности, в ходе активной полемики с "либеральными" (реформаторскими) народниками, "легальными марксистами" и "экономистами". До эмиграции Владимиром Ильичом были написаны крупные работы: "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?" (1894), "Развитие капитализма в России" (1899). Еще находясь в ссылке Ленин не исключал возможность, что революционной работой придется руководить из-за границы.
В последующем, вынужденное пребывание за рубежом заняло значительный временной отрезок в его биографии, подтверждая, что "революционная борьба часто бывает невозможна без эмиграции революционеров" (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.30. С.270). Первая эмиграция продолжалась с июля 1900 по ноябрь 1905 г. (жил в Швейцарии, Германии, Великобритании). Вторая полоса эмиграции приходится на декабрь 1907 - апрель 1917 г. (жил в Швейцарии, Франции, Австро-Венгрии); Ленин посещал и другие европейские страны. Пребывание в эмиграции Ленин всегда рассматривал как составную часть революционной работы в России, интересы которой первичны; его общественная мысль была обращена, прежде всего, к российским реалиям.
Особенность Ленина как мыслителя в том, что теория - в отличие, например, от Плеханова - никогда не довлела над ним; его мысль менее скована, она подвижна, восприимчива к движению истории, новизне перемен в России и за рубежом. Ленинской мысли не свойственно излишнее теоретизирование, она преимущественно направлена на решение задач политической практики, революционной борьбы. Ленин неизменно подчеркивал приверженность марксизму, он всегда, включая годы эмиграции, отстаивал его целостность и революционное содержание от разного рода ниспровергателей и "ревизионистов". Вместе с тем признание марксизма единственно верной революционной теорией не означало, что его отдельные положения не могут уточняться, дополняться и даже пересматриваться, и в этом отношении Ленин проявлял достаточную смелость. Для Ленина характерно новое прочтение марксизма, исходившее из его понимания не только особенностей развития России, но и общемировой переломной, во многом противоречивой, обстановки начала XX в. Если при анализе общественной мысли в России использовать понятие "русский марксизм", то следует признать, что его теоретиком и идеологом был Ленин. При этом "русский марксизм" предстает как радикальный вариант прочтения марксизма, нацеленный на непосредственное воплощение в жизнь революционных идеалов. "Русский марксизм" Ленина - это марксизм революционной страсти и активного революционного действия.
В начале первой эмиграции Ленин значительное внимание уделял сплочению российских социал-демократов, подготовке программы РСДРП, других документов ко II съезду партии. Ведущую роль в решении этих задач сыграла общероссийская марксистская газета "Искра", одним из инициаторов издания которой был Ленин (издавалась с декабря 1900, при участии Ленина до № 52; редакция в разное время в Мюнхене, Лондоне, Женеве, Вене). "Искра", согласно формуле Ленина, сумела стать "не только коллективным пропагандистом и агитатором", но и "коллективным организатором". В "искровский период" были определены стержневые положения концепции социал-демократической партии российского пролетариата. Они изложены в книге Ленина "Что делать?" и "Письме к товарищу о наших организационных задачах" (1902). Исходная установка состояла в построении не просто революционной по своей доктрине и программатике партии, а партии политического авангарда рабочего класса, нацеленной на прямые революционные действия, "делающей революцию". В качестве элитного ядра партии должна была выступать жестко централизованная, конспиративная организация профессиональных революционеров, которую дополняет сеть местных партийных организаций, объединяющая людей идейно выдержанных и на деле участвующих в революционной работе. Партия должна была компенсировать малочисленность и относительную незрелость рабочего класса России в качестве субъекта сознательной революционной борьбы. Поэтому партия, по мысли Ленина, должна вносить в пролетарскую среду революционное "сознание извне", мировоззрение и идеологию, выработанные социалистической интеллигенцией, быть не столько выразительницей во многом стихийной борьбы, а силой, направляющей, руководящей, которая ведет рабочий класс, а желательно и всех "трудящихся и эксплуатируемых", за собой. В связке "рабочий класс - партия" роль ведущего субъекта, определяющего основные параметры революционной борьбы, Ленин всегда отводил партии, а в самой партии профессиональным революционерам. Отсюда его знаменитая формула: "…дайте нам организацию революционеров - и мы перевернем Россию!" (Там же. Т.6. С.127). Не случайно, что оппоненты, прежде всего "экономисты", а позднее и меньшевики, усматривали в ленинской концепции партии умаление самодеятельности рабочего движения и обвиняли Ленина - во многом справедливо - в волюнтаристском стремлении построить партию как заговорщическую, бланкистскую организацию.