Смекни!
smekni.com

Духовно-нравственный облик социального работника (стр. 2 из 5)

Сила воли в практической деятельности социального работника играет чрезвычайно важную роль. Развитие волевых качеств специалиста происходит в процессе профессиональной деятельности, глубокого осознания своего долга. Воля социального работника проявляется в умении доводить начатое дело до конца, не пасовать перед трудностями, мобилизовываться для решения поставленных задач, преодолевая себя и свои слабости. Сила воли специалиста оказывает позитивное влияние на клиентов, преодолевая их неуверенность, нерешительность, разочарованность. Волевое воздействие социального работника помогает клиенту поверить в свои силы, повысить самооценку, изжить отношение к себе, как к неудачнику, не способному изменить жизнь к лучшему, повысить личностный потенциал и социальную активность.

Эмпатия является необходимой чертой личности социального работника. Способность к сопереживанию и сочувствию развивается в процессе накопления специалистом жизненного и профессионального опыта. Для людей, обратившихся за помощью в социальные службы, проявление сочувствия, сострадания, сопереживания к ним со стороны социальных работников играет первостепенную роль. Даже высокопрофессиональное выполнение обязанностей без проявления сочувствия и сострадания вызывает чувство неудовлетворения у клиентов. Напротив, социальному работнику, неравнодушному, искренне и глубоко проявляющему участие в жизни клиента, прощаются изъяны в профессионализме. Такие специалисты производят более благоприятное впечатление и пользуются доверием и любовью клиентов.

Стремление к самосовершенствованию у социального работника в процессе профессиональной деятельности должно проявляться постоянно. Это качество необходимо любому человеку, но в деятельности социального работника играет особенно важную роль. Постоянный самоанализ своей деятельности и поведения, нравственный поиск смысла жизни и своего места в ней, стремление к высшим ценностям способствует росту профессионализма, духовности и моральности социальных работников. Стремление специалиста к профессиональному и духовно-нравственному совершенствованию является наглядным примером для клиента и благоприятствует развитию его моральных качеств, социальной активности. Если же социальный работник не уделяет самосовершенствованию должного внимания, в таком случае он не может рассчитывать на уважительное отношение клиента. Его личностный потенциал будет не раскрытый, что негативно скажется на качестве его работы.

Творческое мышление необходимо социальному работнику для оптимального взаимодействия с клиентом, так как в социальной практике встречаются самые разнообразные клиенты и ситуации, Каждый конкретный случай требует от специалиста гибкого, неординарного отношения, учитывающего все особенности решаемой проблемы. Нестандартное и добросовестное отношение к выполнению своих обязанностей позволяет социальному работнику достигать наивысших результатов в своей работе. Отсутствие творческого мышления снижает эффективность деятельности специалиста. В этом случае, действуя шаблонно и однообразно, не учитывая своеобразия клиента и ситуации, социальный работник может вызвать обиду и разочарование людей.

Как видно, роль личностных качеств социального работника чрезвычайно велика в его профессиональной деятельности. Духовные ценности общества и профессии оказывают большое влияние на формирование и развитие духовно-нравственных качеств специалиста. В то же время практическое проявление высокой духовно-нравственной культуры социальных работников оказывает благотворное влияние на моральный климат социума, способствует повышению уровня общественной морали.

2. Гуманистическая сущность социальной работы

В большинстве стран с различными специфическими социально-культурными и экономическими условиями труд социальных работников не является высокооплачиваемым. Поэтому гуманистические убеждения и идеалы, альтруистическая направленность личности играют роль главного побудительного мотива при выборе профессии социального работника.

Термин «гуманизм» используется многими авторами достаточно широко. Иногда его используют в качестве синонима доброты и милосердия. Для того, чтобы более полно понять значение и смысл гуманизма, рассмотрим его происхождение и содержание.

Гуманизмом в конкретно-историческом смысле слова называют мощное литературно-философское и культурное движение, развернувшееся в XIY-XYI веках, в период Возрождения. В условиях кризиса феодализма, актуализации всесторонних преобразований в европейских странах сформировалось, на основе идейного наследия античных мыслителей, новое мировоззрение, в центре которого был человек, его взаимоотношение с обществом. Общественному вниманию был предложен человек, свободный от сословных и социальных ограничений. Было провозглашено, что сам по себе человек свободен от ограничивающего, искажающего воздействия социальной среды.

В противовес аскетическим религиозным догматам возрожденческий гуманизм отстаивал право человека на счастье в реальной жизни, а не в потустороннем мире. Причем земные, телесные радости полноправно входили в понятие счастья. Полнота бытия человека не мыслилась без женской красоты и плотской любви, вкусной пищи, дружеского общения. Основным регулятором человеческого поведения признавался свободный разум, а не репрессивная, запретительная церковная мораль. Человек рассматривался как средоточие мира, творец земного бытия, как мера всего сущего. Гуманизм этой эпохи утверждал права, свободы и достоинство личности, характеризовал их как естественные условия функционирования цивилизованной общественной жизни. Значение такого рода гуманизма подкреплялось верой в естественный прогресс общества, основанный на развитии экономики, индустриального производства просвещения и образования.

Идеи возрожденческого гуманизма лежат в основе традиций европейского рационализма эпохи Просвещения и последующих периодов, которые обогащали основанное на разуме понимание природы человека и его взаимоотношении с обществом. Признание естественных, прирожденных человеку прав, послужило идейной основой как для антифеодальных революционных движений, так и для формирования гуманистической традиции, гуманистического мировоззрения в широком смысле слова.

Следует отметить, что являясь составной частью идеологии и мировоззрения личности и общества, гуманизм имеет конкртно-историческое содержание, которое определяется социально-экономическими условиями и характером общественных отношений. Как духовно-культурное явление, гуманизм составляет главное содержание цивилизационного процесса, проявляясь в виде этической нормы, социального идеала, духовной ценности, свободы воли, взаимопомощи и сотрудничества, уважения к правам и достоинству личности, равенства и равноправия, справедливости и т.д.

Для всех гуманистов было присуще уважение к достоинству человека, забота о благе людей, их всестороннем развитии, стремление создать благоприятные условия для жизни человека в обществе и защиты его прав. Их объединяли идеи свободы человеческой личности, равенства и братства, право на удовлетворение жизненно важных материальных и культурных потребностей людей на право развития их «естественной природы», физических и духовных способностей.

К середине ХХ века в основных законах большинства стран и международных документах права человека, провозглашенные гуманистами, получили правовое признание. В связи с этим следует упомянуть Общую декларацию прав человека, принятую в 1948 году Организацией объединенных наций, Европейскую Конвенцию по защите прав человека и основных свобод, Международные пакты о гражданских и политических правах, а также об экономических, социальных и культурных правах человека.

Социальная работа является тем социальным механизмом, который трансформирует потенциально провозглашенные права в актуально реализуемые. Смысл социальной работы состоит в компенсации тех или иных социальных ущербов, выравнивании возможностей различных индивидов, семей, групп в пользовании своими социальными правами.

Основным показателем цивилизованности общества всегда являлись отношение к человеку, наличие у него определенных прав и свобод, уровень духовности и содержание духовных ценностей. В каждой цивилизации имелось свое понимание гуманизма, которое воплощалось в социальную жизнь присущими ей средствами и механизмами.

Таким образом, гуманизм – это исторически изменяющаяся система взглядов, признающая самоценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.

С позиций современного гуманизма, благо человека является критерием оценки всех социальных явлений действительности, а сам человек может быть для другого человека только целью, но не средством, предметом для манипуляции или подавления. Гуманистическое мировоззрение отражает социальную действительность не с точки зрения сущего, а с точки зрения должного: гуманизм как бы предъявляет обществу и каждому отдельному человеку высокие требования, соответствовать которым непросто и в социальном плане, и в личностной практике. Гуманизм является мощным духовным фактором, соединяющим личность и общество. Но источником развития общества он становится лишь в том случае, когда превращается в убеждения всех людей, деятельность которых направляется на создание более совершенного по своему содержанию бытию. Гуманизм предполагает наличие у каждой личности определенных социальных и духовных качеств: высокой сознательности, широких знаний, культуры, профессионализма, ответственности, нравственности и др.