Все чаще в СМИ можно услышать о «кризисе семьи», связываемом непременно с увеличением числа разводов. Эта проблема наиболее актуальна сейчас, когда из года в год рождаемость в России, как и в других развитых европейских странах, неуклонно падает. В последнее время государство все больше уделяет внимания институту семьи, оказывает всяческую поддержку молодым семьям, осуществляет материальную помощь многодетным семьям. Неслучайно 2008 год был провозглашен годом семьи.
Но все же прочность брачных союзов продолжает падать. Цель курсовой работы – объяснить причины роста разводимости, выявить главные факторы, влияющие на этот процесс.
В ходе написания курсовой работы в качестве основного источника был использован историко-социологический анализ С.И. Голода, доктора философских наук, профессора социологического факультета СПбГУ. Его обширные исследования в области семьи и брака заслуживают особого внимания. В своих работах (также в качестве литературного источника в данной работе приведена одна из его статей в журнале Социс) он подробно описывает и анализирует институт семьи со времен царской России, переживая вместе с ним эпоху за эпохой вплоть до настоящего времени. К тому же взгляд автора на проблему развода оказался близок к моему собственному.
Описание структуры и другие свойства развода хорошо описаны в учебном пособии С.Ю. Гараниной, хотя наиболее полно в этом пособии раскрывается психология развода, которая немного не согласуется с темой данной курсовой работы. Большая часть статистических сведений взята из пятнадцатого ежегодного демографического доклада, в котором приведены данные демографических исследований вплоть до 2007 года. В учебнике В.М. Медкова подробно описаны способы учета такого неоднозначного явления, как развод, и приведены направленности основных факторов, влияющих на уровень разводимости в обществе. Учебник А.И. Кравченко дополняет информацию, взятую из вышеперечисленных источников, некоторыми уточняющими фактами. Помимо того, из этого учебника были взяты рисунки-диаграммы, иллюстрирующие факторы разводимости. Также в работе использован ряд статей и электронных ресурсов, приведенных в списке литературы.
Развод как социальное явление существует столько же, сколько и институт брака. Еще в те времена, когда была придумана законная процедура заключения брака, были те, кто не верил в вечные и нерасторжимые узы и помышлял их юридически разорвать.
Первое упоминание о разводе датируется XVIII веком до н.э. Вавилонский царь Хаммурапи создал свод законов, в который вошло 282 статьи. Более 100 из них относились к семейному праву. Главным в древневавилонской семье являлся муж, для него не существовало юридических препятствий к разводу. Тогда как для жены существовало только три повода для законного развода: прелюбодеяние мужа, оставление им дома и местности проживания и неосновательное обвинение в супружеской неверности.
Если рассматривать историю брачного законодательства нашей страны, то за отправную точку нужно считать принятие Русью христианства, пришедшего на смену язычеству с его многоженством, покупными и пленными наложницами, многими противонравственными обычаями. Еще князь Владимир Святославович в X-XI веках пытался установить на Руси новое брачное законодательство, взяв за основу некоторые законы православной Византии. Руководствуясь словами Иисуса Христа, церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака: «И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 3–6). Устав князя Ярослава Мудрого, датируемый XII веком, гласит, что разлучение жены и мужа возможно только в случае вины государственной измены, злоумышления (покушения) на жизнь мужа, измены мужу, отлучки супруги на длительный срок без разрешения мужа, злоумышления (кражи) на имущество мужа или Церкви. И все! Дела брачные находились сугубо в церковной юрисдикции. Самовольный развод, совершенный по согласию супругов, считался незаконным; за такое «преступление» духовным судом полагалось наказание в виде выплаты пени. Но иногда церковь давала супругам-грешникам, не сумевшим уберечь единство семьи, покаяться и получить возможность вновь испытать Таинство Брака. В целом развод осуждался Церковью и воспринимался как грех. Согласно сведениям, полученным при переписи населения 1897 года, на 10 000 женатых приходилось 14 разведенных мужчин, а на то же число замужних – 21 разведенная женщина. Фактически разводов в то время было не так мало, просто о многих из них предпочитали умалчивать.
В таком виде брачное законодательство относительно развода, существенно не изменив свою суть, просуществовало до 1917 года. Наряду с революционным переворотом были перевернуты нравственные и духовные устои. Декрет "О расторжении брака", принятый в 1917 году, установил процедуру развода светской и доступной. Дела о разводах, возбужденных в одностороннем порядке, были переданы из церковного ведения в ведение местных судов. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве, принятый в октябре 1920 года, упрощал процедуру развода: развод по взаимному согласию происходил в ЗАГСе, а по заявлению одного из супругов - в суде. Однако судебная процедура развода была упрощена: дела слушались без участия заседателей, а в случае неявки в суд обоих супругов, дело о разводе слушалось заочно. Затем с начала 30-х годов последовал период в истории советской социальной политики, во время которого появился целый ряд законодательных актов, направленных на «принудительную стабилизацию семьи», ужесточивших брачное законодательство. Так, в 1944 году Указом Президиума Верховного Совета СССР процедура развода вновь претерпела изменения. Обязательным стало судебное разбирательство с процедурой примирения в народном суде, брак расторгался только в случае признания судом необходимости его прекращения, слушание дел стало публичным. Но уже в 1969 году был принят республиканский Кодекс о браке и семье, который значительно упростил процедуру развода (через ЗАГС, в спорных случаях - через суд).
В современной России семейные отношения регулируются Семейным кодексом РФ от 29 декабря 1995года. К настоящему времени кодекс претерпел более 10 редакций. Вопросам расторжения брака посвящены 16 – 24 статьи кодекса.
Развод – это расторжение брака при жизни обоих супругов в органах записи актов гражданского состояния или, в особо предусмотренных случаях, по решению суда.
В реальности же под словом «развод» кроется дестабилизация и распад отношений, влекущих за собой нарушение привычного жизненного уклада. Развод – это процесс, не только с юридической точки зрения (бракоразводный процесс), но и с психологической. Для описания развода можно воспользоваться моделью Кюблер-Росс, включающей в себя ряд стадий:
1. Стадия отрицания. Обычно человек затрачивает на близкие отношения много времени, энергии и чувств, поэтому трудно сразу смириться с разводом. На этой стадии ситуация развода воспринимается с выраженной защитой, посредствам механизма рационализации обесцениваются брачные отношения.
2. Стадия озлобленности. На этой стадии от душевной боли защищаются озлобленностью по отношению к партнеру. Нередко манипулируют детьми, пытаясь привлечь их на свою сторону.
3. Стадия переговоров. Эта стадия самая сложная. Предпринимаются попытки восстановить брак, и используется множество манипуляций по отношению друг к другу, включая сексуальные отношения, угрозу беременности или беременность.
4. Стадия депрессии. Угнетенное настроение наступает, когда отрицание, агрессивность и переговоры не приносят никаких результатов. Человек чувствует себя неудачником, снижается его самооценка, он начинает сторониться людей, не доверять им.
5. Стадия адаптации. Цель – перейти в стадию приспособления к изменившимся условиям жизни. В тех случаях, когда после развода остается неполная семья, детям тоже нужна поддержка в адаптации к новой ситуации.
Из вышеизложенного следует, что было бы не правильно рассматривать явление развода только в контексте общества, так как нельзя забывать о психологических причинах и последствиях этого процесса. Существуют разные психологические теории причин развода: концепция «толчка», концепция «обратного развития» и др. Некоторые из них не подтверждаются в реальной жизни, некоторые применимы только в определенных случаях. В данной работе развод рассмотрен в свете социологического учения согласно тематике курсовой работы, хотя в настоящее время большое внимание уделяется психологии развода.
Необходимо рассмотреть также некоторые понятия, являющиеся ключевыми. В социологии семьи различают три на первый взгляд похожих, но в корне разных явления: мотивы развода, причины развода, повод к разводу. Мотивы развода – это субъективные причины, названные самими разводящимися или экспертами. Они в основном отражают чувства и эмоции, пережитые супругами в процессе развода. Истинные причины развода объективны, но во многих случаях о них предпочитают умалчивать, либо сами супруги могут не до конца осознавать реальные причины развода. А поводом для развода является какое-то действие, пустяк, который переполняет чашу терпения и дает сигнал к активным действиям. С юридической точки зрения повод – это достаточная причина.
Процесс развода – сложный процесс. В ходе него происходит перераспределение прав и обязанностей, изменение социальных статусов и ролей, психоэмоциональные переживания. Но, даже не смотря на это, современные супруги все чаще прибегают к процедуре развода. Подробнее о том, почему так происходит, будет рассмотрено ниже.