Смекни!
smekni.com

Мусульманская община в Северной Европе (стр. 3 из 5)

Министр внутренних дел Дании предложил выслать из страны тех переселенцев, которые въехали в страну незаконно. Обсуждение проблемы мигрантов–мусульман, отодвинуло на второй план политические дебаты по поводу вступления Дании в единую евровалютную систему в 2000 г. Член Европарламента М. Камр заявил, что "эти презренные заставляют своих дочерей и жен покрывать голову платком, переполненные религиозным фанатизмом, они направляют самолеты на здание Всемирного Торгового Центра". Премьер-министр Дании Расмусен считает, что его жесткие меры по отношению к иммигрантам должны быть взяты на вооружение и другими европейскими лидерами. Расмусену также во многом приходится "выполнять программу" крайне правой Народной партии, за которую в прошлом году проголосовало 12% избирателей.

Лидер партии не рекомендует европейцам брать пример со Швеции, которая решила превратить Стокгольм в "скандинавский Бейрут". Министр по делам беженцев, иммиграции и интеграции Дании Бертель Хорде призвал разработать "новое, прозападное течение ислама". "В случае если мусульмане предпочтут придерживаться тех догм шариата, которые идут вразрез с демократическими нормами, они могут столкнуться в Дании с некоторыми проблемами", – отметил министр. Он также подчеркнул, что "не стоит слепо следовать религиозным традициям. Что-то необходимо менять". Послание с подобными предложениями Бертель Хордер направил ведущим представителям мусульманской общины Дании, в том числе имаму Копенгагена Фатиху Алеву. Последний уже заявил, что, по его мнению, датский министр находится на "неверном пути", т.к. ислам – целостная система, ниспосланная всевышним, которую невозможно подогнать в угоду тем или иным интересам.

Правительство предприняло целый ряд вынужденных мер, направленных на ускорение процесса интеграции мусульман, с одной стороны, и на ограничение их притока в страну, с другой. Среди них получение вида на жительство, уменьшение социальной помощи мигрантам, ужесточение законов о "воссоединении семей". Эти меры привели к тому, что мигранты-мусульмане стали рассматриваться как явление крайне негативное и даже опасное.

В 80–90-х годах политические партии стали активно использовать антииммигрантские лозунги в политической борьбе. Особенно протестные настроения избирателей использовали Датская народная партия и правая Партия прогресса. Члены этих партий обрушились с резкой критикой на мигрантов-мусульман, обвиняя их в подрыве западных ценностей и распространения насилия. Негативное отношение к мусульманам заметно усилилось в первые месяцы после 11 сентября 2001 г. В это же время предвыборная кампания в Дании вступила в заключительную фазу. С сентября по декабрь 2001 г. было зарегистрировано 52 преступления, совершенных на расовой почве (поджоги, избиения). В 2002–2003 гг. эти показатели были еще выше. Датская народная партия, построив предвыборную программу на антииммигрантских лозунгах, на выборах 2001 г. получила 15% голосов избирателей. ДНП не только опубликовала списки 5 тыс. человек, получивших гражданство Королевства Дании в 2001 г., но и использовала в предвыборной агитации плакат с изображением молодой скандинавки с надписью "Когда она выйдет на пенсию, в Дании будет мусульманское большинство". В 2003 г. 12 членам этих партий были предъявлены обвинения за использование антимусульманской риторики. В декабре 2003 г. Верховный суд Дании приговорил Питера Бухля (члена Партии прогресса) к условному тюремному заключению за расистские и антимусульманские высказывания. Он был признан виновным в публикации оскорбительных для мусульманского меньшинства материалов на своем интернет-сайте, вплоть до предложения поместить всех мусульман в специально отведенные концентрационные лагеря или депортировать их на родину. Верховный суд Дании признал, что статус политика не дает право на расистские заявления.

Исследования показали, что дискриминация на религиозной почве является основной проблемой, с которой сталкиваются мигранты при устройстве на работу. В апреле 2004 г. был обнародован доклад, в котором говорится, что население, пользуясь услугами тех или иных организаций, предпочитает датчан, нежели мусульман-мигрантов. В стране отсутствуют мусульманские кладбища. В Дании нет ни одной специально построенной для религиозных нужд мечети.

Студенты и преподаватели имеют право на ношение "хиджаба" в школах и университетах. В 2000 г. Верховный суд страны признал незаконными действия администрации супермаркета, отказавшейся принять на работу женщину-мусульманку из-за того, что она носила платок. В 2003 г. подобный случай произошел в другом супермаркете, (из-за ношения платка была уволена женщина-мусульманка), однако суд признал действия администрации законными, т.к. в трудовом контракте имелись пункты, запрещающие ношение религиозных атрибутов. В 1997 г. в Дании был открыт Центр христианско-мусульманского диалога. Стали создаваться студенческие ассоциации, как заявил один из руководителей, что цель таких организаций – не обратить датчан в ислам, а информировать и отвечать на их вопросы, связанные с исламской религией.

События в Дании, связанные с публикацией карикатур на пророка Мухаммеда, не носят единичный характер. Дания является одной из европейских стран, в которых произошли мусульманские демонстрации протеста. Даже в этой скандинавской стране они имели место и ранее. Так, например, Исламская академия Дании обратилась в органы юстиции страны с просьбой рассмотреть вопрос о богохульстве, содержащемся в фильме "Покорность" голландского режиссера Тео Ван Гога, демонстрируемом двумя телевизионными каналами страны. Мусульмане требовали запретить дальнейшую демонстрацию фильма, т.к. он создает неблагоприятный климат в обществе. Между тем ультраправые партии Дании призывают отменить содержащееся в настоящее время в датском законодательстве положение о запрете богохульства под предлогом, что оно не использовалось на протяжении последних 30 лет. Осенью 2005 г. послы мусульманских стран потребовали от Дании запретить использование образа пророка Мухаммеда в газетных карикатурах. Письмо с таким требованием было направлено премьер-министру Дании Андресу Фогу Расмуссену. Представители десяти мусульманских стран, среди которых Иран, Пакистан, Индонезия, Босния и Герцеговина, обвиняют издательство датской газеты "Юландс Постен" в изображении пророка Мухаммеда как типичного исламского фундаменталиста. На улицы Копенгагена вышли тысячи мусульман. Газеты сравнили эти протесты с демонстрациями против "Сатанинских стихов" С. Рушди. В конце сентября газета опубликовала работы двенадцати ведущих датских карикатуристов, изображающие пророка Мухаммеда. Например, на одном рисунке Мухаммед изображен в тюрбане в виде атомной бомбы. Газета отказалась публиковать извинения, ссылаясь на свободу слова. Представители мусульманских организаций в Дании обратились к премьер-министру с жалобой на информационные агентства, в которых, по их мнению, негативно освещается сама исламская религия. По законам ислама запрещено всякое изображение пророка Мухаммеда. Тогда Расмуссен заявил, что в Дании действует свобода слова, и он не вправе приказывать изданиям, что можно публиковать и что нельзя. Датчане окружили здание Союза правоверных мусульман в Копенгагене. Их действия стали ответом на публикацию в ряде мусульманских изданий серии эпиграмм на Христа и Богоматерь и дали Союзу мусульман 48 часов на официальные извинения за публикацию этих эпиграмм. Группировки "Комитет датского единства" и "Бригады мучеников Марии Вальдхорн" распространили совместное заявление с угрозами совершать нападения на всех мусульман, которые окажутся в Скандинавии. Кроме того, представители этих организаций пообещали атаковать мечети, потребовали от мусульман немедленно покинуть территорию Западной Европы.

Согласно проведенному исследованию "Комиссии по правам человека Совета Европы", Дания является страной, где в отношении мигрантов проводится самая жесткая политика, особенно в последние годы. Выступления людей "с иммигрантским прошлым" становятся неотъемлемым компонентом политической жизни Европы. Первым государством Европы, в котором на мусульманах жестко отразилась волна поднятой ксенофобии после 11 сентября, стала Дания. Королевство относится к числу стран, где довольно четко стараются выполнять предвыборные обещания со всеми вытекающими отсюда последствиями как для мусульман, уже получивших датское гражданство, так и тех, кто собирается сделать это в будущем. Реальной же интеграцией новых граждан и иммигрантов в датское общество парламентарии пока не занимаются, нанося серьезный удар по межконфессиональной и межэтнической стабильности Дании. Количество иммигрантов, получивших датское гражданство, составляет 4–7% и является самым низким показателем среди государств Северной и Западной Европы. Вероятно, резко негативное отношение местного коренного населения к мусульманскому меньшинству также можно объяснить этнической и религиозной гомогенностью датского общества. В Дании 87% населения являются последователями Евангелической Лютеранской церкви.

До 1970 г. миграция мусульман в Норвегию практически не наблюдалась. Мигранты предпочитали Великобританию, Германию, Голландию, Францию. Однако экономический кризис середины 70-х годов и, как следствие, введение ограничений на въезд иностранных рабочих в эти страны, практически совпали с открытием в Северном море Норвегии нефтяных месторождений. Страна стала приглашать иностранных рабочих. Первой крупной группой мусульман-мигрантов были 2 тыс. пакистанцев, которые приехали в Норвегию в 1973 г. К началу 80-х годов в стране уже было 7 тыс. пакистанцев, которые стали самой крупной этнической группой среди мигрантов-мусульман. В январе 1996 г. численность мусульман возросла до 42 тыс. В 2003 г. до 110 тыс. мусульман являлись членами различных исламских организаций (пакистанцев – 26 тыс. чел, турок – 13 тыс., марокканцев – 7 тыс., иракцев, иранцев, боснийцев – по 13 тыс., сомалийцев – 11 тыс. чел.). Пакистанцы представлены "Минхадж уль-Куран", "Таблиг-и-джамаат". Турецкие мигранты представлены организациями – "Диянет", "Милли герюш", "Сулейман чи", "Бекташи". В Осло 25 мечетей в специально переоборудованных для религиозных нужд помещениях. Единственная мечеть была построена пакистанской организацией "Всемирная Исламская Миссия".