Смекни!
smekni.com

Этнические стереотипы о представителях различных этнических групп в восприятии студентов г. Новокузнецка (стр. 1 из 10)

Федеральное агентство по образованию и науке Российской Федерации

Новокузнецкий филиал-институт

Кемеровского государственного университета

Гуманитарный факультет

Кафедра философии

Курсовая работа по «Методике и методологии социологических исследований»

Этнические стереотипы о представителях различных этнических групп в восприятии студентов города Новокузнецка

Работа выполнена студенткой

2 курса группы С-081

Андреевой В.В.

Научный руководитель

Канд. психол. Наук, Доцент

Добрынина О.А.

Новокузнецк 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1. Проблема этнического стереотипа

1.1 Анализ понятий «Стереотип», «Социальный стереотип», «Этнический стереотип»

1.2 Виды, структура, свойства и функции этнических стереотипов

2. Анализ этнических стереотипов в восприятии студентов города Новокузнецка

2.1 Характеристика метода и выборки исследования

2.2 Выявление этнических стереотипов о представителях различных этнических групп в восприятии студентов города Новокузнецка

Заключение

Литература

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Изменение социальной структуры общества способствует видоизменению форм межэтнического общения. В процессе межличностного общения проявляются индивидуально-психологические особенности представителей той или иной этнической общности, происходит обмен информацией, актуализируется национальное сознание, меняются интересы, появляются взаимные симпатии и антипатии. Большинство исследователей исходят из того, что люди, принадлежащие к одной нации или одной этнической общности, наряду с общечеловеческими качествами обладают особенностями, типичными для всех представителей только данной нации или этнической общности и нетипичными для представителей другой. Сам факт существования различий в психологии общностей получил широкое признание: различия могут быть ярко выражены или могут иметь лишь очерченные контуры, но они есть. Обособленность каждой общности, тем не менее, предлагает наличие контактов между ними, в результате которых этносы получают определенную информацию друг о друге. На основании опыта, полученного во время контактов, формируются этнические стереотип, которые представляют собой осознание характерных с точки зрения своей этнической группы признаков собственной и другой группы [10].

После распада СССР на территории СНГ наблюдается чрезвычайная сложность проявления межнациональных отношений не только между суверенными государствами, но и между этническими общностями внутри государств. Неразрешенность социально-экономических проблем, неустойчивость политической ситуации являются благоприятной средой для возникновения конфликтов как на индивидуальном, так и групповом уровнях. Этнические стереотипы - обобщенные, устойчивые, эмоционально насыщенные, сложившиеся в исторической практике межэтнических отношений, образы этнических групп, регулирующие восприятие ее представителей и планирование взаимодействия с ними [11].

Знание социально-психологических особенностей формирования и механизмов функционирования этнических стереотипов представляет ценность для практического решения вопросов регулирования межэтнических отношений и для прогноза их развития как внутри многонационального государства, так и между представителями разных этнических общностей в малых группах [14].

Проблема:Этнические стереотипы оказывают влияние на отношение к представителям различных этнических групп в городе Новокузнецке.

Объект: Этнические стереотипы

Предмет: Этнические стереотипы в различных этнических группах в представлении студентов города Новокузнецка

Цель: Выявить этнические стереотипы о представителях различных этнических групп в восприятии студентов города Новокузнецка.

Гипотеза:Студенты города Новокузнецка в отношении представителей различных этнических групп испытывают: на эмоциональном уровне – негатив, на поведенческом уровне – желание соблюдать дистанцию, на когнитивном уровне – отсутствие знаний о культуре; существует гендерная специфика в восприятии этнических стереотипов: девушки более доброжелательны, чем юноши.

Задачи:

1. Проанализировать понятие «Стереотип», «Социальный стереотип», «Этнический стереотип».

2. Описать виды, структуру, свойства и функции этнических стереотипов.

3. Разработать анкету для проведения опроса.

4. Провести опрос среди студентов г. Новокузнецка.

5. Обработать результаты полученного исследования, с помощью которых выявить подтвердилась ли выдвинутая гипотеза.

Методологические основания:Стереотип как принятый в исторической общности образец восприятия рассматривал в своих работах У. Липпман, В.И. Добреньков, А.И. Кравченко описывали стереотип как прочно сложившийся, постоянный образец, стандарт. Описывали структуру, функции и свойства этнических стереотипов такие исследователи как Эдвардс, Стефаненко, Налчаджян.

Методологические принципы:В данном исследовании использовались, следующие принципы, такие как: научность и историзм.

Практическая значимость:

Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы в образовательных учреждениях, ориентируясь на которые, преподаватели могут предупредить негативное отношение и формирование стереотипов о представителях других этнических групп.

1. Проблема этнического стереотипа

1.1 Анализ понятий «Стереотип», «Социальный стереотип», «Этнический стереотип»

Понятие стереотип имеет множество интерпретаций. Рассмотрим некоторые из них.

Стереотип (греч. στερεός + τύπος — «твердый» + «отпечаток»). Изначально «стереотип» — метафора относительно мышления, пришедшая из типографского дела, где стереотип — монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для ротационной печати многотиражных изданий. В современной социальной теории и психологии существуют различные определения понятия «Стереотип», в зависимости от методологического направления научной школы [18].

Понятие "стереотип" в общественно-политический западный дискурс ввёл Уолтер Липпман, которое он применил в описании своей оригинальной концепции общественного мнения в 1922 г [1].

Согласно Липпману, возможно вывести следующее определение: стереотип - это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте. Система стереотипов представляет собой социальную реальность. Стереотипы позволяют человеку составить представление о мире в целом, выйти за рамки своего узкого социального, географического и политического окружения. Липпман пишет о том, что стереотипы так настойчиво передаются из поколения в поколение, что часто воспринимаются как данность, реальность, биологический факт [8].

Кац и Брейли определяют стереотип следующим образом. Стереотип – это устойчивое представление, мало согласующееся с теми реалиями, которое оно стремится представить, и вытекающее из присущего человеку свойства сначала определить явление, а потом уже его пронаблюдать [13].

В.И. Добреньков, А.И. Кравченко описывают стереотип как прочно сложившийся, постоянный образец, стандарт. Это схематический, стандартизированный образ или представления о социальном явлении или объекте, обычно эмоционально окрашенные и обладающие большой устойчивостью. Они выражают привычное отношение к человеку как какому-либо явлению, сложившееся под влиянием социальных условий и предшествующего опыта [3].

Проанализировав различные определения можно сделать вывод, что стереотип - устоявшееся отношение к происходящим событиям, выработанное на основе сравнения их с внутренними идеалами. Система стереотипов составляет миропонимание.

Социальный стереотип – упрощённое, стандартизированное представление или образ о социальном объекте, индивиде, группе, явлении или процессе, обладающее высокой устойчивостью, нередко эмоционально окрашенное. Социальный стереотип выступает формой наиболее концентрированного проявления социальной установки. Социальные стереотипы зачастую охватывают не существенные, а наиболее броские, яркие явления или события. Оценка их, соответствующая стереотипу, в большинстве случаев принимается без доказательств и считается наиболее правильной, а всякая другая подвергается сомнению. Данный термин введён У. Липманом для обозначения предвзятых образов, эталонов, общественного мнения относительно этнических, сословных, классовых, политических и других групп, представителей партий и социальных институтов.

Таджури понимает под социальным стереотипом «склонность воспринимающего субъекта легко и быстро заключать воспринимаемого человека в определенные категории в зависимости от его возраста, пола, этнической принадлежности, национальности и профессии, и тем самым приписывать ему качества, которые считаются типичными для людей этой категории».

Социальный стереотип стал синонимом этнического предрассудка с соответствующими коннотациями - иррациональностью, неадекватностью, прочей фиксацией знака валентности - и обычно приписывался малоинформированному, предубежденному сознанию [4].

Наличие социального стереотипа, хотя он и не всегда отвечает требованию точности и дифференцированности восприятия субъектом социальной действительности, играет существенную роль в оценке человеком окружающего мира, поскольку позволяет резко сократить время реагирования на изменяющуюся реальность, ускорить процесс познания. Вместе с тем, возникая в условиях ограниченной информации о воспринимаемом объекте, социальный стереотип может оказаться ложным и выполнять консервативную, а иногда и реакционную роль, формируя ошибочное знание людей и серьезно деформируя процесс межличностного взаимодействия. Определение истинности или ложности социального стереотипа должно строиться на анализе конкретной ситуации. Любой социальный стереотип, являющийся истинным в одном случае, в другом может оказаться совершенно ложным или в меньшей мере отвечающим объективной действительности и, следовательно, неэффективным для решения задач ориентации личности в окружающем мире [6].