1.Учреждения и общества, состоящие в ведении Министерства внутренних дел:
а) земские и городские; б) приказы общественного призрения; в) городские и сельские общества; г) различные частные благотворительные общества.
2. Благотворительные учреждения, состоящие под непосредственным покровительством Императорского дома: а) ведомство учреждений императрицы Марии Федоровны; б) учреждения великой княгини Елены Павловны.
3. Благотворительные учреждения Императорского Человеколюбивого общества.
4.Попечительства о бедных разных ведомств: а) епархиальные
попечительства; б) иноверческие благотворительные учреждения;
в) Комитет для призрения гражданских чиновников; г) Александровский
комитет для призрения военных чинов.
5. Другие благотворительные общества и учреждения.[98, с.45]. В зависимости от назначения (характера оказываемых услуг) благотворительные учреждения подразделялись на шесть типов:
1. Призрение детей и взрослых.
2. Обеспечение дешевого и бесплатного обучения.
3. Обеспечение дешевого и бесплатного проживания.
4. Обеспечение дешевого и бесплатного пропитания.
5. Оказание трудовой помощи.
6. Оказание лечебной помощи.
Довольно обширная и стройная система благотворительных учреждений была создана на уровне губерний и крупных городов. Так, дореволюционная статистика выделяла девять групп городских благотворительных учреждений в Москве:
1)благотворительное отделение городского управления,
2)сословные учреждения, принадлежавшие Московскому купеческому обществу,
3) учреждения ведомства императрицы Марии,
4) учреждения Императорского Человеколюбивого общества,
5) учреждения духовного ведомства,
6) благотворительные учреждения национальные,
7) иноверческие благотворительные учреждения,
8) учреждения частных благотворителей,
9)учреждения различных министерств (народного просвещения, военного и путей сообщения).
К концу XIX века каждая из этих условных групп обладала значительными благотворительными капиталами (от I до 7 млн. руб.). Помимо этих денег пожертвованные здания с имуществом тоже стоили от I до 5 млн. руб. Примерно треть благотворительных сумм расходовалась на помощь взрослым, другая часть — на помощь детям и учащимся, еще треть -на медицинскую помощь. В зависимости от типа благотворительного заведения на каждого призреваемого тратилось от 60 до 130 руб. в год. Им предоставлялись бесплатно помещения для жилья, пища, одежда, необходимые для жизни предметы и иногда небольшие денежные пособия [136].
Анализ представленных данных обнаруживает: во-первых, значительное разнообразие благотворительных учреждений; во-вторых, довольно развернутую их организационно-управленческую структуру; -в третьих, несоразмерное распределение благотворительных учреждений между Санкт-Петербургом и Москвой, с одной стороны, и остальной территорией России, с другой стороны.
В 1892 г. была создана правительственная комиссия во главе со статс-секретарем К.К. Гротом с целью разработки законов по общественному призрению. В результате работы Комиссии было представлено три проекта организации системы призрения неимущих и нуждающихся, но ни один из них так и не получил силу закона. Второй съезд по общественному призрению в 1914 году вынужден был вновь поставить вопрос об остро назревшей необходимости разработки такого законодательства. В этих условиях, под влиянием растущего в обществе стремления к созданию общеполезных организаций, в 90-е годы ХГХ-начале XX вв. наблюдается отмеченный всплеск числа различных благотворительных учреждений, создаваемых частными лицами. Еще один фактор, в какой-то мере определивший этот рост, -относительная доступность такого рода общественной деятельности, как благотворительность, в условиях самодержавия.
Постепенно была разработана нормативно-правовая основа благотворительной деятельности как государственных органов, так и частных лиц.
Но, к сожалению, новая власть, пришедшая в октябре 1917 года, включила в свою идеологическую доктрину наиболее радикальное из имевшихся тогда предложений об устройстве социального обеспечения.
В первые послереволюционные годы (до 1920 г.) формально сохранились почти все дореволюционные общественные организации, хотя их деятельность не отличалась какой-либо активностью. Кроме того, возникает множество кружков, ассоциаций, действующих без юридического оформления, но закладывающих идеи благотворительности в свою работу. Несмотря на это, в годы советской власти изменяется само отношение к благотворительности как буржуазный пережиток, а не как благое деяние, потребность человека делать добро ближнему человеку.
Начало 20-х годов XX века можно считать периодом активного развития различных общественных организаций. Отдавая должное добровольным обществам дореволюционной России, советское государство считало, что эти организации в основном занимались консолидацией сил интеллигенции, а задачами новой системы должна быть активизация общественной деятельности трудящихся. Важнейшей задачей таких организаций становилось привлечение последних граждан к управлению различными процессами развития социалистического общества.
Поощряемая в рамках новой идеологической установки, интенсивно росла общественная активность трудящихся. Переход к мирному периоду нового государственного строительства также обусловил рост числа добровольных обществ во всей стране. Интенсивно создаются научные и технические организации, занимающиеся изучением и решение социальных проблем, популяризацией научных достижений. В частности, были созданы общества по изучению истории революционного движения, воинствующих материалистов-дуалистов. [169, с 14].
Среди массовых объединений, возникших в этот период, выделяются такие, как «Долой неграмотность» (основано в 1923 г), «Друг детей» (основано в 1923г.), Общество «Друзей радио», Международная организация помощи борцам революции (МОЙР), Союз воинствующих безбожников и др. [115].
Появляются объединения, пропагандирующие развитие физической культуры среди трудящихся, улучшение медицинского обслуживания населения, здорового образа жизни и т. п. Быстро росла популярность новых спортивных советских обществ - «Спартак», «Динамо», «Зенит», «Красное знамя» и др.
Особое место в общественном движении: занимали общества бывших политкаторжан, ссыльных переселенцев, старых большевиков, задачи которых были схожи с деятельностью научных исторических обществ. Видное место занимают национальные общественные организации, занимающиеся культурно-просветительной работой и социальной помощью представителям различных народов. Существовали общества, целью которых была защита интересов советских граждан за рубежом, они помогали пострадавшим от интервенции, участникам революционного движения в других странах. Весьма многочисленными в 20-е - начале 30-х. гг. были объединения деятелей литературы и искусства, музыкантов и композиторов, тех, кто занимался пропагандой музыкального искусства, свои объединения имели литераторы и художники.
Быстрый рост числа весьма разнообразных общественных организаций в первые годы советской власти вызвал необходимость ускорения выработки принципов взаимоотношений добровольных объединений и государственных органов, формирования новых механизмов контроля государства за деятельностью подобных организаций. В первые годы советской власти государство считало для себя возможным поддержку некоторых благотворительных обществ, таких как Русское театральное общество, Русское общество Красного Креста и др. Однако эта идеология постепенно меняется в сторону ужесточения регламентации деятельности негосударственных структур.
В этот период принимается много нормативных актов, регулирующих деятельность общественных организаций, введение которых на первых этапах существования советского государства способствовало возникновению новых и сохранению возможности работы дореволюционных общественных и благотворительных обществ и учреждений. Среди этих нормативных актов можно выделить «Положение об обществах и союзах, не преследующих целей извлечения прибыли» (1928 г), «Положение о добровольных обществах и союзах» (1930 г.) [115, с.34].
Следует обратить внимание на противоречивые тенденции развития государственной политики в отношении добровольных обществ, появившиеся уже в 20-е годы и достигшие своего апогея к концу 30-х годах. С первых дней существования советской власти была поставлена задача вовлечения общественных организаций в социалистическое строительство, о чем говорит попытка налаживания контактов Народного комиссариата просвещения с Союзом деятелей искусства в ноябре 1917 г. В целом законодательная политика государства этого периода (начало 20-х гг.) была направлена на поддержание общественной инициативы, с точки зрения руководящих партийных; органов находившей выражение именно в формировании добровольных общественных организаций разной направленности.
Важнейшими правовыми актами этого периода в области развития народных инициатив явились постановление В ЦИК и СНК РСФСР 1922 г «О порядке утверждения и регистрации обществ и союзов, не преследующих целей извлечения прибыли, и надзор за ними», где давались конкретные инструкции о регистрации обществ, союзов и объединений и о выдаче разрешений на созыв их съездов.[86, с. 156].
Однако наряду с этим происходит ограничение сферы деятельности общественных организаций - полностью исключаются религия, экономика, постепенно вводится строгий идеологический контроль. Так, в 1922 г. появляется постановление XII конференции ВКП (б) «Об антисоветских партиях и течениях». Советское государство заняло непримиримую позицию по отношению к тем объединениям, деятельность которых не совпадала с общей идеологией советского строительства. В отношении «контрреволюционных» обществ и движений допускались даже репрессивные меры, что объяснялось «революционной целесообразностью, когда дело идет о подавлении тех отживших групп, которые пытаются захватить старые, отвоеванные у них пролетариатом позиции»[81, с.22].