Смекни!
smekni.com

Генезис основных форм и направлений благотворительности в Алтайском крае (стр. 13 из 30)

Одновременно общественные движения все в большей степени становятся зависимыми от государственных органов и бюджетного финансирования. На внебюджетных ресурсах строила свою работу только МОПР (Международное общество помощи борцам революции, основанное в 1924 г. и просуществовавшее до 1946 г.). Его фонд пополнялся из членских взносов и отчислений от заработной платы. Помимо этих денежных поступлений, носивших зачастую обязательный характер для работников государственных предприятий, МОПР получала средства, заработанные на субботниках, и премии работников и служащих государственных учреждений[81, с.45].

Создавались и функционировали псевдообщественные организации. Например, Красный Крест субсидировался практически полностью государством. Взносы и добровольные пожертвования - это лишь незначительная часть доходов организации. Система финансирования определяет и систему идеологического контроля, систему управления, постановку задач организации.

В этот период огромное значение в решении идеологические задач государства выполняют профсоюзы и комсомол. По призыву этих организаций молодежь советской страны трудится на стройках первых пятилеток, осуществляет коллективизацию деревни и т. п.

Огромное значение в этом же контексте играют и профсоюзы, которые к 1940 году насчитывали в своем составе свыше 25 млн. человек Основными задачами этой организации стали: повышение производительности труда, рационализация производства, укрепление трудовой дисциплины. Формы деятельности профсоюзов были унифицированными. Структурную организацию определял чисто профессиональный признак (собственный профсоюз в каждой отрасли производства).

В послевоенный период и годы «оттепели» объективно складывалась ситуация, которая могла бы способствовать возрождению общественной и благотворительной деятельности. В это время возникают новые для советского строя движения, в частности диссидентское. Однако к созданию мощных и независимых организаций оно не привело, поскольку его руководители подверглись политическим преследованиям, власти же игнорировали права граждан на добровольные объединения.

И все же относительная демократизация советского общества при Н.С. Хрущеве привела к созданию ряда объединений, которые со временем стали носить также характер квазиобщественных движений. Среди этих организаций можно назвать Комитет советских женщин (основан в 1956 г.), Советский фонд мира (основан в 1961 году, затем: преобразован в Советский комитет защиты мира), Комитет молодежных организаций (основан в 1956 году).

Их создание в определенной степени было инициировано сверху, поскольку советскому государству желательно было выступать на международной арене в роли «цивилизованного» партнера, обладающего признаками демократического строя. Общественными же эти организации фактически не являлись, поскольку финансировались за счет бюджета и принудительных, членских взносов (последние составляло незначительную часть доходов организаций подобного рода), руководство осуществлялось партийными органами, а руководящие посты занимали номенклатурные работники.

Во второй половине 1950-х г. активизируется появление общественной инициативы, особенно среди молодежи. Например, при Московском университете возникают ДОП (Дружины по охране природы). Эта форма студенческих организаций находит поддержку во многих университетах, что породило возникновение экологического движения. В свою очередь, это движение приводит к возрождению деятельности Общества охраны природы, созданного еще в 1924 году.

Действовало и было довольно широко известно среди населения такое общество, как ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту, которое было основано в 1951 г.). Однако это общество решало задачи, возникшие в годы «холодной войны», и было создано на основании постановления Совета министров, поэтому считать его полностью самодеятельной организацией также не правомерно.

В 50-60-х гг. возникает целый ряд национальных движений, направленных против русификации, украинское, армянское, литовское и другие, однако это были, как правило, подпольные организации, которые вышли на общественно-политическую сцену только в период перестройки (80-е гг.). Возникают группы по защите прав человека, их организация шла довольно активно, в том числе в провинциальных городах. Правозащитная общественная активность была реакцией граждан на дефицит осуществления гражданских прав, сложившийся в результате бюрократизации зарегистрированных квазиобщественных структур.

Развитие правозащитного движения в 1980-е годы было подхлестнуто общественным напряжением, которое было вызвано общественным напряжением в связи с войной в Афганистане. [166, с. 87].

Следует отметить и своеобразную скрытую форму благотворительности, которая существовала в этот исторический период в СССР, это шефство: помощь промышленных предприятий детским домам, школам, организациям культуры финансовыми и материальными ресурсами, направление своих специалистов для работы в этих учреждениях. К этой же стороне советской жизни относится и сбор всей страной урожая на совхозных полях в осенний период, что способствовало,, в немалой степени развалу нашего сельского хозяйства.

Относиться к такой системе можно по-разному, однако определенные положительные результаты она давала. Не имея достаточных ресурсов, система социального обеспечения не могла справиться со всеми проблемами общества, а богатые предприятия могли себе позволить помочь детскому дому, хотя и по указанию- свыше. В ряде случаев благотворительность по обязанности перерастала в бескорыстную действительную помощь обездоленным, о существовании которых далеко не всегда было известно широкой общественности. Информация о проблемах социальной сферы общества тщательно скрывалась от советского населения. Реализовывать естественную потребность человека в проявлении сострадания, в оказании помощи обездоленному в годы «оттепели» и последующего «застоя» можно было,, участвуя именно в подобной, общественной работе. Подводя итоги сказанному, следует отметить, что, несмотря на уход государства от диктаторских методов социальной организации общества, на этом этапе проявились противоречия во взаимоотношениях власти и общества. Власть демонстрирует прямую незаинтересованность в существовании самостоятельных, альтернативных ей обществ и движений. С этой целью социальное пространство активно заполняется квазиобщественными организациями, выполняющими идеологический и социальный заказ государства.

Постепенно, начиная с XIX века, в России начала складываться правовая культура благотворительности, т.е. была разработана нормативно-правовая основа благотворительной деятельности как государственных органов, так и частных лиц.

Согласно российскому законодательству, в начале XX века, добровольные благотворительные организации могли заниматься некоторой экономической деятельностью: им разрешалось приобретать и отчислять имущество, образовывать капиталы, заключать договоры. Однако при этом оговаривалось, что благотворительные общества — это общества "не для дохода", и экономическая деятельность таких обществ допускалась только в том случае, если она "прямо направлена на достижение цели» обозначенной в уставе общества. Предпринимательская свобода благотворительных учреждений была ограничена, в частности, требованием помещать свои капиталы в правительственные или гарантированные правительством процентные бумаги, что ограничивало возможные доходы этих учреждений в случае помещения капиталов в какие-либо частные банки или предприятия.

Анализ документов позволяет выявить, что благотворительные учреждения и ведомства пользовались более широкими привилегиями. Членам таких обществ и служащим в их учреждениях предоставлялось пользование правами государственной службы, пенсионное обеспечение, право на ходатайствование почетных наград. Эти благотворительные учреждения пользовались дополнительными источниками для пополнения своих средств, утверждаемыми особыми распоряжениями правительства. Так, Попечительству императрицы Марии Александровны о слепых было предоставлено право церковного сбора в течение одной недели по всей стране, который давал значительный доход. А согласно «Правил о сборе с публичных зрелищ и увеселений» весь он поступал, в пользу учреждений ведомства императрицы Марии. С 1 октября 1892 г. по 1 января 1894 г. такой сбор дал 1 млн. рублей [120, с.7].

Ведомству императрицы Марии было даровано право дохода с издания и продажи игральных карт на территории всей Российской империи.

Прогрессивные общественные деятели выступали за уравнение в правах и льготах всех благотворительных организаций. Большая часть благотворительных организаций не обладала особыми привилегиями. Основными источниками их доходов были членские взносы, проценты с капиталов, пожертвования отдельных благотворителей, доходы с устройства концертов, лекций, лотерей. Немногие общества и заведения получали пособие от городских, земских или сословных органов, реже из государственной казны. Царское правительство пыталось, всячески компенсировать допущенное послабление частной инициативе, выразившееся в даровании гражданам права открывать благотворительные общества и заведения, усилением полицейского надзора за обществами и жесткой регламентацией их деятельности. Как отмечал В. И. Ленин, "в России всякая деятельность, даже самая далекая от политики, филантропическая (благотворительная) деятельность неизбежно ведет к столкновению независимых людей с полицейским произволом и с мерами пресечения", "запрещения", "ограничения" и прочие"[95, с.34].