Смекни!
smekni.com

Генезис основных форм и направлений благотворительности в Алтайском крае (стр. 23 из 30)

Исполнителем завещания был избран купец В. Д. Сухов. В купеческом банке имелось от проданного имущества 23883 рубля. Сухов предложил назвать больницу именем пожертвователя и избрать от купеческого общества людей для контроля за исполнением завещания и расходом денег, а также выдавать капитал не сразу, а по мере надобности, чтобы он не был потрачен на что-либо другое. Его предложение было одобрено на заседании городской Думы.

Вопрос о расншрении городской инфекционной больницы был обсужден на заседании врачебной комиссии с участием всех врачей города. Комиссия пришла к заключению, что больницу нужно строить по павильонной системе, то есть в виде отдельных бараков. Решено было построить четыре барака: один большой, для холерных больных на 12 человек, площадью 82 квадратных сажени, второй - для тифозных, на 6 человек, площадью 42 квадратных сажени, третий - для дифтерийных, на 12 человек, площадью 72 квадратных сажени, четвертый - для больных рожей, на 6 человек, площадью 68 квадратных сажени. На постройку холерного барака был взят кредит 8764 рублей 34 копейки из запасного капитала и 4382 рубля 17 копеек, отпущенные городу из противочумного капитала. А вот следующие три барака построили только на капитал купца Белышева.

В 1895-1899 г.г., будучи городской головой, В. Д. Сухов свое жалованье за этот период отдал на строительство корпуса городской больницы. В 1898 году бийская купчиха Е. Морозова пожертвовала 10 тыс. руб. барнаульской лечебнице. В 1901 году барнаульский купец И. Г. Поляков пожертвовал 3 тыс. руб. этой же лечебнице. В 1902 году купец В. Д. Сухов на постройку городской больницы выделил 3 тыс. руб.

Таким образом, купцы в значительной мере восполнили нехватку денег у городского самоуправления и жертвовали крупные суммы на развитие медицины в регионе.

Не были чужды предпринимателям Алтая и интересы науки. Немалый вклад в развитие отечественного востоковедения внесли бийские купцы, торговавшие в Монголии и Китае. Они содействовали снаряжению научных экспедиций, сами сопровождали их в качестве проводников и переводчиков, выполняли различные поручения ученых, собирали экспонаты и целые коллекции для музеев России. В дневниках и отчетах научных экспедиций Н. М. Пржевальского, Г. Н. Потанина, А. М. Позднеева, П. К. Козлова и других русских востоковедов можно встретить слова благодарности бийским купцам за помощь и содействие. «Трудно даже и сказать, -- писал известный монголовед, профессор Петербургского университета А.М.Позднеев, -насколько меньше были бы достигнутые мною результаты, если бы я не встречал этого доброго участия русских людей: при всей ревности к приобретению знаний мне без их помощи, несомненно, много раз приходилось бы отступать от закрытых дверей, за которыми таился предмет познания»[126, с.7].

Некоторые торговцы во время своих поездок по Монголии и Китаю записывали маршруты, вели дневники, писали статьи по географии, этнографии, экономике, входили в состав ученых обществ. По поручению директора русской физической обсерватории в Пекине Г. А. Фритте, бийский торговец Я. Г .Антропов в течение целого ряда лет вел метеорологические наблюдения, Купец Ф. И. Минин, самостоятельно овладев монгольской письменностью, в 1891г. составил русско-монгольский словарь, насчитывавший около 5 тысяч слов, которым пользовались не только русские жители Монголии, но и ученые-востоковеды. Его сын Михаил имел хорошую библиотеку по монголоведению, был студентом восточного факультета Петербургского университета, а затем служил в российском консульстве в Монголии.

Большой вклад в изучение Монголии и Китая внес бийский купец - «чуец» А. Д. Васенев. Научившись читать и писать в лавке хозяина, он впоследствии много занимался самообразованием и с большим уважением относился к наукам и знанию. Приехав в Сибирь из России в 14-летнем возрасте без гроша в кармане, он начал свою торговую карьеру в качестве мальчика-подручного в фирме бийского купца И. П. Котельникова. Упорный труд и незаурядные способности позволили ему открыть собственное дело, и в 1895 г. он стал купцом 2-й гильдии. Но, являясь торговцем по профессии, он был путешественником и исследователем по призванию. Во главе торговых караванов он обошел всю Монголию и Притяньшаньские провинции Китая, почти три года прожил в так называемом Застенном Китае, о котором в России имелись самые общие представления. Ему принадлежит честь открытия некоторых путей и местностей, где до него не бывал ни один европеец.

Во время своих увлекательных, полных приключений путешествий А. Д. Васенев вел путевые дневники, публиковавшиеся; впоследствии в различных научных изданиях, собирал образцы местных растений, проводил географические и метеорологические наблюдения, описывал исторические достопримечательности, собирал коллекции предметов быта и культа китайцев и монголов. Одну из таких коллекций он в 1908 г. подарил Томскому университету. Немало средств он потратил на приобретение монгольских и китайских книг и рукописей и на финансирование научных экспедиций. Так, вместе с бийскими купцами Н. И. Ассановым и Г. Г. Бодуновым А. Д. Васенев финансировал экспедицию в Монголию томских профессоров М. И. Боголепова и М.Н.Соболева, оказал помощь французской научной экспедиции Шаффанжана, американскому исследователю У. Рокхилю. Он был хорошо знаком и сотрудничал со многими учеными-востоковедами и общественными деятелями России и Сибири - Г. Н. Потаниным, Н. М. Ядринцевым, А. М .Позднеевым, Д. А. Клеменцем и другими. Особый интерес предприниматели проявляли к экономико-географическим и статистическим исследованиям. В ноябре 1908г. в Бийске был открыт отдел «Общества изучения Сибири и улучшения ее быта», основной целью которого, согласно «Уставу», являлось «...изучение Сибири преимущественно в экономическом, культурном и правовом отношении, а также содействие подготовлению и проведению в жизнь насущных для Сибири преобразований»[245]. На учредительном собрании в состав отдела вошло 15 членов, в том числе 8 предпринимателей:

Н. А. Ассанов, П. Н. Грязное, А. Д. Васенев, А. И. Хакин, М. О. и Г. О. Сычевы, И. П. Палабужев, Р. И. Кузнецов.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что предприниматели Алтая внесли существенный вклад в развитие науки, особенно отечественного востоковедения и изучения Сибири.

Приведенные факты свидетельствуют о том, что предприниматели Алтая не только "делали деньги" и предавались "чувственным удовольствиям", как утверждала официальная историческая наука, но и внесли существенный вклад в развитие просвещения, науки и культуры. Важно не только по достоинству оценить благотворительную деятельность частных лиц, но и осмыслить это явление в аспекте сегодняшнего дня. Изучение благотворительности в дореволюционном Алтае важно не только для восстановления правды о прошлом, но, главным образом, для уяснения национальных особенностей алтайского социального призрения, применения в современных условиях позитивного опыта организации и практических приемов работы благотворительных организаций и учреждений.

Ретроспектива меценатства, благотворительности, милосердия велика по времени, богата ярчайшими примерами, позволяет выявить очевидную преемственность добрых деяний, истоки и традиции меценатства и благотворительности. Историей отечественного меценатства и благотворительности занимаются уже не только отдельные исследователи.

В истории меценатства есть немало ярких, поучительных страниц, представляющих огромный интерес не только для истории, но и для наших дней. Более того, есть весомые основания рассматривать лучшие традиции меценатства как уникальное явление, представляющее огромную значимость и актуальность не только для Алтайского края, но и для России в целом.

Добрые традиции частной благотворительности на Алтае, как и в целом в России, оборвались в 1917 году. Сегодня эти традиции постепенно возрождаются, но говорить о нынешней благотворительности как сформировавшейся системе, естественной внутренней потребности современных предпринимателей, которых принято называть «новыми русскими», пожалуй, еще рано. На благотворительные нужды большинство из них предпочитают особо не тратиться. И это неудивительно: ведь восстановить давние традиции за короткий период новой российской истории невозможно.

Но все же нельзя не отметить, что значительная часть современных предпринимателей, так или иначе, поддерживает прекрасные традиции благотворительности своих предшественников. Многие из сегодняшних деловых людей оказывают спонсорскую помощь в проведении каких-либо общественных, мероприятий, рекламируя при этом свою продукцию, занимаются благоустройством городов, жертвуют значительные суммы на строительство храмов и церквей, покровительствуют молодым талантливым людям и т.д.

Число предпринимателей на Алтае постепенно возрастает, а, следовательно, увеличивается и число добрых дел. К сожалению, стоит признать, что большинство из них совершается отнюдь не из альтруистических соображений, а чаще всего вынужденно, по чьей-то слезной просьбе. Но все же среди современных предпринимателей есть и такие, которые занимаются благотворительностью в чистом виде, оказывают помощь не ради выгоды, не ради повышения престижа своей фамилии или рекламы, а ради улучшения жизни людей. Таких предпринимателей единицы, но они есть. И хочется верить, что их количество будет увеличиваться. Добрые традиции благотворительности купцов должны стать жизненными принципами современных предпринимателей. Только когда состоятельные люди, занимающие достаточно устойчивое положение в обществе и обладающие реальной возможностью оказывать помощь нуждающимся не в ущерб собственным интересам, будут стараться помогать людям, попавшим в трудную ситуацию, жизнь в нашем обществе начнет улучшаться. Ведь бескорыстная помощь ближнему — это одно из необходимых условий для установления стабильности и всеобщего благополучия не только в нашей стране, но и в целом во всем мире.