Смекни!
smekni.com

Генезис основных форм и направлений благотворительности в Алтайском крае (стр. 25 из 30)

В 1993 г. Фонд провел акцию "Банковский лекарственный щит». Она заключалась в сборе пожертвований (был собран 1 млн. руб.) и закупке на эти деньги лекарств для душевнобольных. Акция, во-первых, помогла выжить 150 больным; во-вторых, показала, что благотворительные организации могут успешно работать, если к этому делу привлечь как профессионалов в области социальной работы, так и людей доброй воли [21].

Традиции российской благотворительности продолжает благотворительный фонд "Метрополь". Еще в начале века он был задуман Саввой Морозовым не только как гостиница, но и как культурный центр. Обстоятельства помешали осуществлению этого проекта, однако гостиница всегда поддерживала связи с ведущими деятелями культуры и искусства, что и определило направленность работы современного фонда "Метрополь" -помощь талантливым деятелям культуры, а в их лице - поддержка русской культуры в целом.

«Фонд не выделяет денежных средств, а бесплатно предоставляет номера в гостинице для участников и гостей концертов и фестивалей. Фондом были поддержаны фестиваль, посвященный 100-летию Сергея Прокофьева, благотворительные концерты Монсеррат Кабалье и ряд других» [21, с.216].

Особенно подробно хотелось бы остановиться на наиболее распространенной формой благотворительности на сегодняшний день - это добровольчество.

Развитие добровольческого движения связано, прежде всего, с некоммерческими организациями, Центром поддержки НКО (особенно 1998/99 г.). Также было возможно привлечение волонтеров к сотрудничеству с муниципальными учреждениями: МУ «Комплексный центр социальной адаптации молодежи» (в настоящее время - МУ «Центр молодежных инициатив «САМ»), МУ «Центр социальной помощи семье и детям», психолого-педагогическим центром «Доверие». Именно эти организации первыми стали привлекать волонтеров к общественно полезной деятельности в рамках решения своих уставных задач.

Центр «Доверие» привлекал добровольцев к работе на молодежных телефонах доверия, МУ «Центр социальной помощи семье и детям» - к социальной работе с неблагополучными семьями.

Говоря о технологиях решения существующих социальных проблем, которые применяются некоммерческими организациями (НКО), следует помнить, какие ресурсы и как используются в этом процессе. На один из таких важнейших ресурсов и хотелось бы обратить внимание. Этот ресурс -добровольчество. Он является, с одной стороны, востребованным, на нем базируется подход со стороны НКО, а с другой стороны - новым. Этот ресурс основан на вовлечении различных слоев населения в процессы решения социальных проблем.

Для России понятие добровольчества не ново, хотя это слово начинает приобретать нынешний смысл только сейчас, а добровольческие движения в России пока в новинку, и не все понимают их цели и мотивы. Тем не менее, само явление «добровольчества» как разновидность благотворительной деятельности существовало на Руси испокон веков. Выдающийся русский историк Василий Осипович Ключевский, подчеркивая доброту и. щедрость русской души, считал милостыню особым явлением, к тому же не самым благодарным. Он считал, что подающий милостыню совершает благодеяние прежде всего для своей души, при этом не решая проблему нищего, а лишь временно ее ослабляя.

В XIX веке русская интеллигенция это хорошо сознавала, определив, что наиболее ценный вклад в улучшение социального положения людей может внести только личное участие, энергия, инициатива, творчество добровольцев. Общеизвестно движение народников, поставивших себе задачу лечить и учить простых людей. В качестве примера одного из добровольческих движений в России можно привести следующий: - в 1894 г. Московская городская Дума учредила « Городские попечительства о бедных» по инициативе профессора МГУ Владимира Ивановича Герье. Таким образом, добровольчество приняло организованный характер и было поддержано правительством.

В советское время государство взяло на себя обязанности по отношению ко всем нуждающимся, ему помогали общественные и партийные организации. Но, как оказалось, ни министерств, ни многочисленных организаций, ни православных традиций, находившихся по большей части в забвении, не было достаточно для облегчения участи инвалидов, стариков, сирот. Зачастую в этих структурах работали люди, чуждые всем этих проблемам.

И опять добровольцы незаметно для общества спасали положение: организовывали детские кружки прямо у себя дома. Дети благодушно помогали соседским бабушкам, учителям, врачи работали больше положенных часов ради лучших результатов. Девяностые годы ознаменовались во всем мире невероятным всплеском добровольческой деятельности. Наиболее благополучные с социальной точки зрения страны, такие как США, Великобритания, Австралия, задают тон добровольчеству, ежегодно увеличивая численность участников и усиливая их активность. «На 15-й Всемирной добровольческой конференции, проводимой IFVE (Международной Ассоциацией добровольческих усилий) в 1998 году в Канаде, было зафиксировано небывалое до тех пор количество добровольческих центров. Более половины американцев безвозмездно работали, несмотря даже, на понижение семейного дохода. Добровольческий центр Великобритании объединяет сегодня более 800 благотворительных организаций и агентств» [20, с.387].

Отдавая должное нарастающему благотворительному движению, основная задача которого- улучшение жизни общества и совершенствование взаимоотношений между всеми членами общества, провозгласила 2001 год Международным годом добровольцев.

В России движении добровольцев только набирает силу. Отсутствие информации о значении добровольного труда не способствует его популярности среди различных категорий населения. Что же мешает разрешить противоречие между объективной экономической социальной полезностью добровольного труда и отсутствием системы его эффективной организации?

«Согласно данным социологических исследований, которые были проведены Благотворительным фондом «Сопричастности» Центром «Информ-проект» в Москве, Челябинске и Екатеринбурге при поддержке Института «Открытое общество», большинство людей не готовы к личному систематическому участию в неоплачиваемых работах, хотя и воспринимают добровольный труд как; ценное положительное явление» [21, с.35]. Современные добровольцы в основном люди пожилого или, наоборот, молодежного возраста, как правило, женщины. Это те, кто относится к категории населения с невысоким уровнем доходов, они особо остро переживают дефицит внимания со стороны близких, коллег, государственных и коммерческих структур.

Обычно участие в добровольном труде объясняется ощущением потребности в общении с другими, желанием быть кому-то нужным, своеобразным бегством от одиночества. Для многих это еще и способность удовлетворять сопутствующие интересы: возможность получать информацию, повышая уровень образования, заводить знакомства, участвовать в работах, результаты которых можно использовать как приобретение новых деловых контактов. И, наконец, это может быть изначальной увлеченностью предлагаемым видом деятельности.

Тем не менее, парадокс в том, что большинство людей положительно оценивают добровольный труд, выступая категорически против собственного участия в нем, мотивируя отказ отсутствием «заказчика», то есть какой-либо системы организации этого вида деятельности на уровне местного самоуправления (города, района или отдельно взятой формы). Нефинансовые интересы сторон сегодня не популярны. Это объясняется материальными трудностями тех, кто стремится использовать свое свободное время для дополнительного заработка.

К сожалению, большинство, согласно социологическим опросам, вообще не могут сформулировать и необходимые условия, при которых они бы согласились лично участвовать в неоплачиваемых работах. Но основные тенденции в определении условий сформулировать все-таки удалось: молодежь стремится получить какие-либо нефинансовые выгоды, люди среднего возраста хотят работать в хорошо организованной группе, а старшее поколение - извлечь из добровольного труда обеспечение комфортного эмоционально-психологического состояния, уважительного отношения к своей деятельности.

«По данным этого же исследования, три четверти добровольцев -женщины. Их число особенно велико среди людей пенсионного и предпенсионного возраста, в то время как среди молодых добровольцев (до 30 лет) заметно преобладание мужчин» [20, с.390]. И это загадка: если волонтерская деятельность пожилых женщин еще более или менее вписывается в существующие стереотипы (собственное тяжелое положение, особенности воспитания, одиночество), то молодые мужчины менее всего ассоциируются с теми, кто готов в свободное время бесплатно трудиться на благо общества [20].

Среди добровольцев присутствуют люди различных возрастов, что не позволяет объяснить данный феномен только недостатком общения одиноких пенсионеров или юношеским идеализмом и наводит на мысль о том, что на самом деле причины куда более серьезны. Представители двух из перечисленных категорий, действительно, располагают большим количеством свободного времени, которое они могут себе позволить использовать, в том числе и для помощи окружающим.

Однако есть признак, объединяющий большинство волонтеров, - это довольно высокий образовательный уровень (наличие высшего или незаконченного высшего образования отмечается более чем у половины). Но и здесь трудно с уверенностью сказать, где причина, где следствие. Ведь каких-либо существенных отличий культурных предпочтений добровольцев от интересов большинства населения не наблюдается. Духовная «потребительская корзина» волонтеров включает наиболее известные имена: А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, П. И. Чайковский, Н. С. Михалков.