Можно предположить, что благотворительность и волонтерская деятельность как проявления милосердия и человеколюбия существовали, и будут существовать до тех пор, пока сохраняется потребность людей в помощи и вместе с тем неспособность государства полностью удовлетворить эту потребности своих граждан. Поэтому знание основ добровольческой деятельности и могут стать неотъемлемой частью благотворительности как социокультурного явления.
Обосновано, что одним из направлений формирования в общественном сознании населения современного российского общества ценностей благотворительности является социальное образование, в том числе просвещение. Поэтому была разработана авторская программа для обучения студентов факультета социологии Алтайского государственного университета по специальности "Социальная работа" (см. Приложение 11).
Цель данного спецкурса: способствовать овладению студентами теоретического и практического материала по вопросу благотворительности как социального феномена.
Задачи спецкурса:
- дать студентам базовые знания по теоретико-методологическим основам явления благотворительности;
- раскрыть социальный и нравственный смысл деятельности в сфере милосердия, проводимой религиозными, а также светскими общественными и государственными организациями;
- сформировать у студентов представление о благотворительной практике российских религиозных объединений - православной, католической, протестантской церквей, буддистских, иудаистских и мусульманских организаций как в прошлом, так и в настоящее время;
- дать студентам базовые знания о традициях благотворительности в России и ее основных формах;
- сформировать у студентов представления об основных факторах и специфических чертах развития благотворительности и меценатства в Алтайском крае.
Данный предмет читается на факультете уже 3 года и среди студентов вызывает большой интерес.
Таким образом, на современном этапе происходит активное развитие благотворительности, как в России, так и в Алтайском крае. Сфера благотворительной деятельности на сегодняшний день активно формируется при участии следующих сторон:
• властных структур всех уровней;
• Коммерческого сектора;
• средств массовой информации;
• консолидации самих благотворительных организаций;
• различных общественных структур и организаций;
• международных организаций.
Заключение
Проведенное диссертационное исследование позволяет сделать вывод о том, что социологический анализ благотворительности, изучение генезиса ее основных форм и направлений в Алтайском крае, выявление тенденций возрождения благотворительности в современном российском обществе являются актуальными. Это обусловлено тем, что в последнее десятилетие XX и в начале XXI века в России происходит поиск и совершенствование иных, негосударственных форм поддержки социальной сферы. На основе традиционного анализа литературы, методических, нормативных и архивных документов, данных статистики цель диссертационного исследования была достигнута, а именно: выявлена особенность развития благотворительности как социокультурного явления в Алтайском крае.
Достижение цели в процессе последовательного решения поставленных в диссертационном исследовании задач позволило доказать справедливость выдвинутых гипотез. В связи с этим можно сделать следующие основные выводы.
Во-первых, теоретико-методологический анализ показывает, что природа и сущность благотворительности на современном этапе развития научного знания наиболее адекватно раскрываются на основе теории социокультурной динамики П. Сорокина и в контексте концепции жизненных сил социальных субъектов. В результате теоретического анализа различных точек зрения и подходов к рассмотрению благотворительности было выделено несколько направлений, которые опираются на: философское обоснование, институциональное обоснование, прагматическое обоснование.
Во-вторых, исследование позволило выделить основные характеристики благотворительности в контексте социологического знания. В связи с этим можно констатировать, что благотворительность характеризуется как
3. При подготовке можно обратиться за помощью в отдел по работе с молодежью, цент занятости и т.д.
4. Провести встречу с журналистами для более широкого оповещения общественности о целях какого - либо мероприятия.
В ходе исследования было выявлено, что наиболее эффективных методов привлечения добровольцев. Он заключается в том, что привлекать добровольцев для конкретных видов работ необходимо только после составления полного, максимально подробного описания предстоящей деятельности (обязанности добровольцев, необходимые навыки и другие требования к добровольцам, время и место работы, условия работы, возможности поощрения добровольцев).
В-пятых, выяснилось, что наряду с общими тенденциями развития благотворительности, характерными для российского общества в целом, существуют те, которые формируются и проявляются на уровне региона. В конце ХГХ-начале XX веков в Алтайском крае складывается новое понимание целей и задач филантропической деятельности, идет осознание необходимости придания ей более организованного характера, обеспечения рационального взаимодействия различных направлений в благотворительном движении (государственной, общественной и частной благотворительности). Но тенденции развития благотворительности в России в целом, и в Алтайском крае в частности, не совпадают, при соотношении таких форм благотворительности, как церковные, частные и общественные, что необходимо учитывать при формировании правовой культуры населения при организации благотворительных акций.
В-четвертых, результаты исследования свидетельствуют о том, что на современном этапе, степень социальной эффективности благотворительности обусловлена: 1) правовой культурой проведения благотворительных акций, реализацией различных форм благотворительности, адекватных моральным нормам и ценностям данного социума, 2) характером смысложизненных ориентации населения современного российского общества, особенно молодежи. В связи с этим создание Алтайской краевой молодежной общественной организации «Союз добровольцев», которая использует добровольчество как одну из основных форм работы, является важным фактором повышения эффективности социального воспитания современной молодежи в российском обществе. В структуре добровольческого сектора, появившегося в России за последние годы, выделяют несколько разных типов благотворительных организаций. Среди них наиболее распространены фонды, общества, ассоциации, учреждения. Первый тип -благотворительный фонд. Этому типу соответствуют организации, собирающие средства и затем распределяющие их среди нуждающихся или расходующие их на реализацию различных программ. Второй тип -благотворительное общество или ассоциация, являющаяся, по сути, объединением индивидуальных или коллективных членов.
Наличие добровольцев является признаком жизнеспособности благотворительной организации, привлекательности ее программы. На основе практического опыта работы с добровольцами были предложены некоторые рекомендации по привлечению добровольцев:
1. Необходимо проводить мероприятия, позволяющие охватить большее количество потенциальных добровольцев, например, конференцию добровольцев.
2. Заранее подготовить какой - либо раздаточный материал: бюллетень, листовки, буклеты, визитки.
социокультурное явление, имеющее устойчивые исторические и духовные традиции в российской культуре, а также различные механизмы, которые воздействуют на возникновение и развитие отдельных форм благотворительности, что позволяет измерить социальную эффективность этого явления на определенном этапе развития российского общества.
В-третьих, были обоснованы наиболее существенные характеристики благотворительности в разные периоды российской истории и закономерности ее развития как социокультурного явления. Так, после отмены крепостного права в 1861 году в России начинается бурный рост общественных благотворительных организаций, которые создавали приюты, воспитательные учреждения, строили больницы и школы. Всем им были присущи специфические формы и характер деятельности, обусловливаемые типом учреждения. Так, если благотворительные общества оказывали помощь преимущественно тем, кто обращался к ним во время посещения, то благотворительные заведения, помимо разовой помощи нуждающимся, обеспечивали приют и пропитание постоянно проживающим в этих заведениях. В зависимости от своего назначения они подразделялись на шесть типов: 1) призрение детей и взрослых; 2) дешевое и бесплатное обучение; 3) дешевое и бесплатное проживание; 4) дешевое и бесплатное пропитание; 5) трудовая помощь; 6) лечебная помощь.
Таким образом, социокультурная специфика благотворительности в дореволюционной России выражалась, прежде всего, в разработке нормативно-правовых основ осуществления благотворительности, как государственными структурами, так и частными лицами; в появлении новых принципов социальной помощи (в частности, децентрализация социального призрения и обеспечения, индивидуализация помощи и т.п.); в повышении общественной роли благотворительности в культурной жизни страны и др.
Библиографический список:
1. Агафонова В.В. Благотворительность в культурно-досуговой сфере как средство самореализации личности предпринимателя: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1995. 21 с.
2. Алексеева О.П. Благотворительное движение: регионы России. М., 1995. 132 с.
3. Алтай: Историко-статический сборник. Томск, 1890. 245 с.