Смекни!
smekni.com

Генезис основных форм и направлений благотворительности в Алтайском крае (стр. 7 из 30)

Сегодня некоторые ученые пытаются осмыслить феномен благотворительности и изучить его проявления и аспекты. К таким ученым можно отнести следующих: Р.Г.Апресян, Э.А.Фомин, О.Алексеева, Ю. Зелекова, И. М. Модель, Б. С. Модель, Е. Чикадзе, и др.

Анализ литературы показал, что в научном дискурсе нет единого представления о благотворительности. С одной стороны, все едины в том, что благотворительность — это безвозмездная помощь нуждающимся. Однако нет единого представления о том, какого характера помощь следует относить к благотворительной, каковы должны быть формы этой помощи, кто является субъектом благотворительности и, наконец, каковы функции благотворительности и роль благотворительных организаций в современной России.

Основные разногласия сводятся к следующему.

В отношении субъектов благотворительности существуют две полярные точки зрения. Одни считают, что к благотворительности относится практически любая социальная защита населения, то есть субъектом благотворительности в их представлении выступают не только частные лица и общественные организации, но и государство.

Сторонники другой точки зрения полагают, что всякая; деятельность государства по оказанию помощи населению является социальной политикой и не может считаться благотворительной. Субъектами благотворительности могут выступать только частные лица и общественные организации.

Между этими полюсами существует средняя позиция, согласно которой необходимо различать,. из каких фондов осуществляются те или иные акции государственных структур. К благотворительной следует относить только ту помощь, которую государство оказывает из внебюджетных фондов.

Достаточно распространено определение благотворительности как; деятельности, мотивированной альтруизмом, «вызванной альтруистическим стремлением личности содействовать благу других людей из любви и сострадания к ним». [2, с.7]. Мотивация — это всегда вопрос специального исследования, тем более что в практике человеческих отношений границу между альтруистическими и эгоистическими побуждениями провести подчас сложно, если не невозможно. По мнению другого автора Р. Г. Апресяна, в благотворительности, в отличие от милосердия, «допустимы любые мотивы», и к филантропической следует относить «деятельность, в которой реализуются помимо общественных и личные интересы», в частности такую, «которая предпринимается исключительно из личных интересов, но посредством которой достигаются и общественно значимые результаты». [8, с. 108.].

И основные расхождения заключаются во взгляде на роль благотворительности в обществе. Одна позиция сводится к тому, что «в цивилизованном обществе благотворительности вообще быть не должно»[22, с. 86], и российские благотворительные структуры призваны в трансформационный кризисный период помогать в решении проблем, с которыми не в состоянии справиться государство; они являются «дополнительным и весьма важным источником финансирования организаций социальной сферы»[166, с.125].

Сторонники другого взгляда на роль благотворительности в обществе полагают, что она призвана разрешать существующее в любом обществе противоречие между интересами государства и граждан. Или, говоря словами одного из авторов, «можно сказать, что филантропия призвана в какой-то мере компенсировать недостатки государственного управления, дефициты бюджетов, постоянное стремление «сильных мира сего» отдавать предпочтение расходам государства в ущерб социальным потребностям общества»[103, с.8].

Следует заметить, что приверженцев первой точки зрения немного, тогда как второй концепции посвящено несколько интересных работ, например, сборник саратовских социологов «Благотворительность и милосердие», статья Г. Д., Апресяна и под названием «Дилеммы благотворительности», статья: Э. А. Фомин «Проблемы становления благотворительного сектора в Санкт-Петербурге» и др.

Благотворительность образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений индивидов, социальных групп и иных общностей по поводу реализации тех или иных жизненно важных потребностей.

Процесс возрождения благотворительности — ответная реакция общества на сложившуюся социально-экономическую ситуацию, которая характеризуется не только обнищанием: сравнительно большой части населения, но и ослаблением потенциала государства. В свое время государство значительно сузило свои функции в регулировании и развитии социальной сферы, государственная система патронажа заметно ослабла. Благотворительность возрождается как реакция общества на вызов времени.

Таким образом, можно обозначить наличие объективных предпосылок формирования благотворительности.

Учеными И. М. Модель и Б. С. Модель была осуществлена попытка рассмотреть институт благотворительности как один из элементов гражданского общества и в доказательство этому были приведены некоторые аргументы. По их мнению, деятельность социальных институтов, как указано в «Российской социологической энциклопедии», определяется рядом признаков: во —первых, набором специфических социальных норм; и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения, что составляет формально — правовую основу деятельности того или иного института; во —вторых, интеграцией его в социально — политическую, идеологическую и ценностную структуры общества, что позволяет осуществлять социальный контроль над институциональными типами действий; в — третьих, наличием материальных средств и условий, обеспечивающих; успешное выполнение нормативных предписаний и осуществления социального контроля. [20, с.388].

Первая позиция, позволяющая отнести благотворительные общественные объединения к категории социальных институтов это наличие у них уставов. Устав — основной документ, лицо организации.

Второе. Благотворительные общественные объединения как «типичные представители» некоммерческих общественных объединений граждан интегрировались в социальную структуру общества.

Так как эти организации некоммерческие, то их назначение — помогать и государству, и обществу, быть посредником между государством и обществом, между бизнесом и нуждающимися гражданами, организациями, объединениями.

В последнее десятилетие федеральными властями принят ряд законов, регламентирующих деятельность организаций и объединений этого сектора общества, что позволяет «третьему сектору» узаконить формально — правовую основу его деятельности.

Благотворительные общественные объединения располагают некоторыми условиями и средствами для реализации своей деятельности: получают определенные социальные заказы от властей (с соответствующим финансированием), пользуются льготами при аренде помещений, получают организационную и информационную помощь со стороны государственных и муниципальных структур, им разрешена и коммерческая деятельность.

Благотворительность характеризуется наличием цели деятельности, соответствующими функциями и принципами, набором статусов и ролей, обеспечивающих успех деятельности объединения.

Все цели, в которых может осуществляться і благотворительная деятельность, четко перечислены в пункте 2.1. Федерального закона « О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», это:

• Социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы.

• Подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев.

• Оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам.

• Содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов.

• Содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе.

• Содействие защите материнства, детства и отцовства.

• Содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности.

• Содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан.

• Содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта.

• Охрана окружающей природной среды и защиты животных.

• Охрана и должное содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.

Основные функции благотворительности заключаются в следующем:

• Экономическая - обеспечение достойного существования тех граждан, которые в силу объективных особенностей жизненных ситуаций не способны самостоятельно позаботиться о себе. Восполнение недостатков функционирования рыночных механизмов.

• Социальная - снятие социальной напряженности путем выравнивания уровня жизни, поддержки самых обездоленных слоев населения, которые по объективным обстоятельствам не могут адаптироваться в новых условиях жизни. Восполнение перекосов общественных отношений, приводящих к отходу не по своей воле отдельных категорий населения от принятых стандартов жизнедеятельности, что ограничивает их возможность потребления общественных благ и самореализации, одновременно — воздействие на общественное мнение.