Смекни!
smekni.com

Генезис основных форм и направлений благотворительности в Алтайском крае (стр. 9 из 30)

Таким образом, можно констатировать, что исследование благотворительности как объекта социальной реальности, характерного для современного общества, происходит в рамках диатропической модели познания. Это объясняется тем, что в рамках этой модели удается преодолеть взаимоисключения и противостояния в теоретических подходах не путем отказа от какой либо их части, а выяснением общих свойств социального разнообразия, отраженного в них [53]. Эта тенденция характерна сегодня для социологической науки в целом, так как в рамках диатропической модели познания осуществляется способность аккумулировать накопленное социологическое знание путем не простого его суммирования, а переработки на принципиально иной методологической основе [53, с. 101].


§ 1.2 Социальный механизм, социокультурная специфика и нормативно-правовые основы развития благотворительности в России в XIX-XX веках: общий контекст возникновения и развития

Буржуазные реформы 60-70-х годов' XX столетия, вызвавшие подъем и развертывание общественной инициативы в самых различных областях, значительно изменили масштаб и характер российской благотворительности. Реформы 60-70-х годов непосредственно коснулись законов о благотворительности: в 1862 году было отменено положение о Высочайшем утверждении уставов частных благотворительных обществ и заведений, когда на их открытие каждый раз требовалось просить разрешение через Кабинет министров. С официальным признанием за обществом права на организованную благотворительную деятельность филантропическое движение в России приобретает широкий размах. «До XIX века в стране насчитывалось всего 8-10 благотворительных обществ, в начале царствования Александра II их было около 40, а в 1888 Г.-348» [19, с.321].

Российское благотворительное движение в пореформенную эпоху было представлено несколькими направлениями и включало в себя государственную благотворительность (представленную официальными благотворительными ведомствами), благотворительную деятельность городских и земских самоуправлений, сословных органов, церкви и благотворительность частную. Особенно значительный рост числа благотворительных учреждений приходится на последнее десятилетие XIX века. Свыше половины всех благотворительных обществ и заведений были созданы и действовали в 1891-1899 годах на территории РФ (см. Приложение 1).

В общей сложности в 1902 году по приблизительным подсчетам в России действовало 4.762 благотворительных общества и 6.278 благотворительных заведений [18]. Причем в это число вошли только постоянно действующие учреждения, не учтены были благотворительные комитеты и фонды, создаваемые в связи с чрезвычайными ситуациями (неурожайные годы, война, эпидемии, стихийные бедствия и т.п.), деятельность которых носила временный характер. Такой значительный рост благотворительных учреждений был обусловлен главным образом активизацией частной благотворительности, наблюдаемой на фоне общего небывалого подъема легальной общественной деятельности в России на рубеже XIX-XX веков. Под частной благотворительностью подразумевались "такие виды помощи нуждающимся со стороны отдельных лиц, которые проявляются в более или менее организованном виде, имеют характер общественного дела и, по крайней мере, по идее исключают возможность безразборчивой подачи милостыни"[96, с.76]. Частная благотворительная деятельность в России проявлялась в различных формах: это и пожертвования отдельных лиц на различные общественные нужды, включая организованный сбор средств на оказание той или иной помощи, устройство отдельными лицами благотворительных заведений и содержание их, организация для общего дела союзов добровольных деятелей (т.е. благотворительных обществ) и создание касс и различных союзов взаимопомощи. В конце XIX-начале XX вв. развиваются все названные виды частной благотворительной деятельности. Не иссякает приток частных средств на нужды различных отраслей и предметов благотворительности. В Российском государстве скрупулезно учитывались всяческие пожертвования на общественные цели: министры и главноуправляющие обязаны были докладывать о каждом из таких пожертвований, которые утверждались к принятию Высочайшим указом. О том, что потребность в благотворительности в русском обществе не иссякала в рассматриваемый период, свидетельствуют нижеследующие данные о суммах благотворительных пожертвований за первое десятилетие XX века:

1902г.- 1.238.131р.93к.

1903г.-2.183.667р.87к.

1904г.- 1.198.340р.31к. 1905г.-552.151р.80к.

1906г.- 1.461.535р.90к.

1907г.- 1.482.543р. 24к.

1909 г.- 1.482.543р. 24к 1901 г.-916.022р.86к.

1911г.-1.061.383р.52к.

1912г. - 2.779.865р.36к.

1913г.-3.605.794р.50к.

Причем в эти подсчеты не были включены особо выдающиеся пожертвования, такие, например, как пожертвование Г.Г. Солодовникова и Ф.Я.Ермакова [127]. Приведенные данные показывают, что стремление к благотворительности в русском обществе особенно усиливалось в периоды относительно мирного внутреннего развития.

На рубеже XIX-XX веков отмечается тенденция к организованным формам в благотворительной деятельности. Тенденция к организованным формам благотворительной деятельности отчетливо проявилась и в опережающих темпах роста благотворительных обществ по сравнению с благотворительными заведениями, отмечаемых в последние десятилетия XIX в., тогда как в предшествующий период создавалось больше заведений (см. Приложение 1). К концу же столетия в Российской империи действовало около 2.750 добровольных благотворительных обществ (1.446 - без обществ взаимопомощи) [60, с.45]. Особенно быстро растет число таких организаций в Петербурге и Москве. Так, в Москве за период с 1889 по 1898 г. число их увеличилось более чем вдвое [60, с.46]. Добровольные благотворительные организации, несмотря на их общественный характер, находились в ведении Министерства внутренних дел. К 1899 г. в ведении Министерства внутренних дел состояло 6.835 благотворительных учреждений [60, с.46]. Распределялись эти учреждения между различными благотворительными единицами по разному, но подавляющую часть их составляли общества и заведения, созданные частными лицами (см. Приложение 2).

Остальные благотворительные учреждения, не подведомственные Министерству внутренних дел, находились в подчинении или других министерств, или особых благотворительных, ведомств и учреждений (см. Приложение 3). -

Из приведенных данных следует, что на рубеже ХІХ-ХХ веков, наибольшее распространение в России имела благотворительная деятельность частных лиц и их добровольных объединений (более 50% всех благотворительных учреждений). По данным Комиссии, созданной в 1892 г., для реформирования российского законодательства по общественному призрению «в 28-ми земских губерниях общественные и сословные управления призревали в 1891 году около 316 тысяч нуждающихся, тогда как частные благотворительные учреждения оказывали помощь по крайней мере, 746 тыс. душ» [135, с.32]. Необходимо заметить также, что частная благотворительность отнюдь не ограничивалась 50 процентами, поскольку деятельность особых благотворительных ведомств, городских и земских органов по призрению, церковно-приходских попечительств также в значительной мере опиралась на частные пожертвования. В качестве иллюстрации этого факта можно указать на особенности развития системы общественного призрения в Москве в конце ХІХ-начале XX веков. «За первые десять лет XX столетия расходы города в этой области возросли в 2,5 раза, составив в 1911 г. 1.783 тыс. рублей. Такой рост в значительной мере был обеспечен за счет частных вкладов и пожертвований. За 49 лет (с 1863 г.) сумма пожертвований в пользу города - деньгами и имуществом - составила 32,5 млн. рублей» [98, с.65]. Частная благотворительность составляла главную финансовую базу и официальных благотворительных органов - Ведомства учреждений Императрицы Марии, Императорского Человеколюбивого общества и других благотворительных учреждений, созданных по инициативе правительства; она же питала собой и церковно-приходскую благотворительность. К 1890-м годам 75% средств, израсходованных на благотворительность, были частными (25% принадлежало казне, земствам, городам, сословным учреждения, церквам) [97, с.54].

Промышленный подъем 90-х годов привел к концентрации огромных средств в руках предпринимательского сословия, обеспечив тем самым потенциально материальные предпосылки для развития благотворительной деятельности. С другой стороны, бурное развитие капитализма в России с присущими ему экономическим неравенством, жестокой эксплуатацией, кризисами и безработицей - увеличивало размеры нужды, вело к появлению новых категорий нуждающихся. Как отмечает один из деятелей по общественному призрению, с развитием капитализма "задачи благотворительности крайне увеличились в объеме, и крайне усложнились" [48, с.31..]. Еще один фактор, обусловивший широкое развитие частной благотворительности, состоял в недостаточной постановке государственного призрения в России. "У нас, - замечает автор одной статьи, профессор В.Ф. Матвеев - помощь государства в силу целого ряда исторических условий -обширности территории, обилия задач, скудости средств - никогда не носила систематического характера. На заботы нуждающихся у нас всегда склонны были смотреть как на дело благотворительности, а не как на задачи государственного управления" [100].

Темпы развития меценатства как социального явления во второй половине XIX - начале XX столетия определялись объективными и субъективными предпосылками. К объективным относятся ряд процессов в этот период времени в российском обществе, определивших направления деятельности наиболее ярких представителей класса буржуазии и дворянства в России.

К социально-экономическим предпосылкам можно отнести проведение экономических реформ, благоприятно сказавшихся на финансовом положении купеческих династий, они сформировали капиталы, впоследствии служившие источником благотворительных вложений в социальную сферу, культуру.