Наиболее известная типология политических культур принадлежит Г. Алмонду и С. Верба которые выделили три вида политической культуры:
1. приходская культура
2. зависимая культура
3. политическая культура участия
Приходская политическая культура характеризуется безразличным отношением к национальной политической системе, что выражается в отсутствии реакции граждан на действия политических институтов, в отсутствии интереса к центральной власти и, наоборот, заинтересованности политической жизнью «на местах».
Зависимая политическая культура отличается большей заинтересованностью в деятельности властей. Граждане имеют свое представление о власти, но они покорны ей, даже при негативном характере ее деятельности. При таком типе политической культуры граждане не надеются личным участием изменить что-либо в деятельности властей.
Политическая культура участия характеризуется активностью участников. Граждане считают себя вправе влиять на власть, они осуществляют это «вмешательство», участвуя в выборах, в деятельности партий, групп давления. При такой классификации имеется в виду, что демократия - это тот идеальный режим, который должен быть принят за образец, но это положение не является бесспорным для всех.
Демократическая политическая культура предполагает плюрализм политических субъектов, мнений, установок, типов поведения. И как следствие включает в себя толерантность, означающую не просто терпимость к чему-то и кому-то иному, но и готовность взаимодействовать с оппонентом, вбирать в себя наиболее рациональное.
«Политическая культура включает в себя следующие составные элементы, которые сформировались в течение многих сотен лет, десятилетий и поколений: познавательный - политические знания, политическая образованность, политическое сознание, способы политического мышления; нравственно-оценочный - политические чувства, традиции, ценности, идеалы, убеждения, общекультурные ориентации, отношение к власти, политическим явлениям; поведенческий - политические установки, типы, формы, стили, образцы общественно-политической деятельности, политическое поведение».
О политической культуре можно говорить не только в связи с анализом общества в целом, но и в связи с анализом его составных частей. В политической жизни складываются и существуют также и такие её образования, которые характерны лишь для отдельных групповых (межгрупповых) - социальных, этнических, конфессиональных, региональных и иных - субъектов политики и которые отличаются специфическими предпочтениями и взглядами людей на явления власти, отношением к правящим элитам, образцами участия в управлении, контроле и организации политической жизни. Такие образования называются субкультурами.
«Субкультура - это совокупность политических ориентации, значительно отличающихся от культурных ориентации, доминирующих в обществе».
Политическая культура общества не есть сумма политических субкультур. Она вбирает в себя наиболее устойчивые, типичные признаки, преобладающие в данном обществе.
Субкультура же включает в себя, прежде всего то общее, что характерно для политической культуры общества, но и то специфическое, что отличает данную субкультуру.
«В современной политологии выделяются следующие политические субкультуры:
· региональная, обусловленная экономическими различиями, затрагивающими образ жизни населения региона, его экологическое состояние, особенности природно-географических и климатических условий;
· национально-этническая связанная с этно-национальными особенностями, самобытностью этих социальных групп;
· социально-классовая, обусловленная статусными различиями и спецификой интересов, играющих важную роль в политической жизни;
· религиозно-политическая, поскольку приверженность к определённой вере влечёт и определённые политические обязательства;
· возрастная;
· женская;
· интеллигенции;
· фермерская;
· этнолингвистическая;
· молодёжная».
«Кроме перечисленных типов политические субкультуры могут разделяться и по другим признакам. Так, в американской политологии выделяются два различных уровня субкультур - элиты и массы. В целом же наличие в обществе субкультур является вполне нормальным и естественным явлением, но лишь при следующих условиях:
Наличие несовпадающих политических субкультур чревато утерей общенациональных интересов, идеалов и целей. История свидетельствует о том, что наличие в обществе политических субкультур негативно влияет на стабильность политической системы. Однако они существуют объективно, и в таком обществе постоянно присутствует проблема их совместимости, согласования интересов их носителей для обеспечения стабильности всей общественной системы в целом.
Молодежный возраст - период социального роста, первичной социализации. Главная цель юности - самоопределение, персонализация. В этом возрасте особо проявляется чувство индивидуальности. В отличие от состояния «родитель» (ориентация на нормативное поведение) и «взрослый» (ориентация на принятие разумных решений) оно проявляется в спонтанности, непосредственности, нестандартности поведения. Молодость - особое мироощущение, устремленность в будущее, оптимизм, жизнелюбие, жажда деятельности, ощущение себя молодым вне зависимости от реального возраста.