В 2000-е годы палитра молодежной субкультуры чрезвычайно широка. В ней появились и оформились новые поколения, направления, вкусовые пристрастия и модные поветрия — где угодно можно встретить киноманов, алисоманов, рейверов, блэкеров, трешеров, думеров, толкиенистов, гранжиров, рэпперов, гопников, а также более «молодых»: r'n'b, готов, эмокидов и т.п.
Молодежная субкультура только на первый взгляд представляет однородное явление. Более внимательный анализ позволяет выделить в ней как минимум два образования[4]:
а) неорганизованную в какое-либо объединение совокупность взглядов, традиций, норм и символов, присущую молодежи в целом как самостоятельной генерации,
б) организованную в движения и объединения часть молодежной субкультуры. Чаще всего вторую составляющую относят к неформальным молодежным объединениям.
Неформальные объединения - это явление массовое. Число таких объединений измеряется десятками тысяч, а количество их участников - миллионами. В зависимости от того, какие интересы людей положены в основу объединения, возникают и различные типы объединений.
5) Очень сложно выделить лидера.
6) Не имеют программы деятельности.
7) Действуют по инициативе небольшой группы со стороны.
8) Представляют альтернативу государственным структурам.
9) Очень тяжело поддаются упорядоченной классификации.
Несомненно, на формирование отечественной субкультуры оказала влияние субкультура западная. По этому признаку охарактеризовать российские молодежные субкультуры очень сложно не столько из-за изобилия быстро возникающих и исчезающих форм, сколько из-за того, что в российской среде некоторые из них являются простым заимствованием, в то время как другие могут отражать скорее сходство мотивов действий.
Наиболее известные субкультуры можно классифицировать по нескольким признакам. Выделяют, например,
· музыкальные, основанные на поклонниках различных жанров музыки:
Готы — поклонники готик-рока и готик-метала
Джанглисты — поклонники джангла, драм энд бейса и его разновидностей
Металисты — поклонники хэви-метал и его разновидностей
Панки — поклонники панк-рока и сторонники панк-идеологии
Растаманы — поклонники регги, а также представители религиозного движения Растафари
Риветхеды — поклонники музыки в стиле индастриал
Рэйверы — поклонники рэйва, танцевальной музыки и дискотек
Рэперы — поклонники рэпа и хип-хопа
Традиционные скинхеды — любители ска и регги
Эмо — поклонники эмо и пост-хардкора
· а также другие субкультуры, основанные на литературе, кино, мультипликации, играх и прочее:
Отаку — поклонники аниме (японской мультипликации)
Ролевики — поклонники ролевых игр
Фурри — поклонники антропоморфных существ
Отаку в стилистике Visual Key
· имиджевые субкультуры, выделяемые по стилю в одежде и поведению:
Visual kei
Кибер-готы
Тедди-бои
Милитари
Фрики
· политические и мировоззренческие наци-скинхэд субкультуры, выделяемые по общественным убеждениям:
Анархо-панки
Антифа
RASH-скинхеды(редскины)
SHARP-скинхеды
НС-скинхеды
Битники
Нью-Эйдж
Cтрейт-эджеры
Хиппи
Яппи
· хулиганские - их выделение часто оспаривается, и далеко не все, причисляемые к ним, сами относят себя к ним:
Руд-бои
Гопники
Любера
· ультрас — высокоорганизованные, очень активные члены фан-клубов
Футбольные хулиганы
· субкультуры, сформировавшиеся благодаря хобби:
Байкеры — любители мотоциклов
Райтеры — поклонники граффити B-boy — танцы
Рассмотреть подробно особенности каждой субкультуры в рамках одной данной работы не представляется возможным, поэтому мы остановимся на описании некоторых из них.
Панки — субкультура молодёжи, которая возникла в 70-х годах в Великобритании, Канаде, США и Австралии, одними из особенностей которой: любовь к панк-року, критичное отношение к политике и обществу. Довольно тесно с панк-роком связано имя одного американского художника Энди Уорхола и группы Velvet Underground, которую он продюссировал Породитель альтернативы, солист данной группы Лу Рид, т.е. течения, очень тесно связанного с punk-rock'om.Первыми панк-рок группами Британии являются Sex Pistols и Damned.
Сообщества футбольных фанатов — одна из наиболее распространенных форм субкультурной молодежной активности в современной России, имеющая давнее происхождение. Многие формы поддержки команд своими болельщиками сложились еще в 1930-е годы, когда футбол был любительским в полном смысле слова и футболисты работали в трудовых коллективах (иначе говоря, в среде своих болельщиков). Позже, по мере профессионализации футбола в России, возникла современная практика организованных выездов фанатов для поддержки команды на играх в других городах (например, фаны московской футбольной команды «Динамо» относят первый такой выезд на игру в другом городе к 1976 г.). В этих формах любительской активности сообщество фанов автономно от поддерживаемой команды.Специфика этой субкультурной формы состоит в ситуативности идентификации, что требует от участников минимума усилий и не затрагивает глубоко образ жизни. Опрос фанатов футбольных команд показал, что многие из них не знали истории этих спортивных коллективов, им достаточно было актуальных знаний о недавних и предстоящих матчах. Разумеется, сама игра на футбольном поле их вдохновляет, но более значимы моменты общей эмоциональной разрядки, возможности «оторваться», проявлять свои чувства в полной мере (орать, буянить).
Компенсаторное назначение буйства на стадионе и вандализма после матча очевидно. Но субкультурный смысл футбольных фан-сообществ этим, разумеется, не исчерпывается. Молодые болельщики получают возможность в кругу своих сверстников моделировать свое поведение как групповое и в то же время не испытывающее давления основных социально-контрольных инстанций (родители, школа и т. п.).
В обозначениях «своих» прослеживается иерархическая организационная структура. Основное средство отличия — шарф («розетка», «роза»). Обычный шарф выдержан в цветах футбольной команды (у спартаковских фанов — сочетание белого и красного) и может иметь различные надписи (у спартаковских болельщиков, например: «Let’s go Spartak Moscow»). Варианты «хулиганского» шарфа содержат оскорбление противнику и вызов (например, спартаковский ромб, перекрещенный шпагами, внизу надпись: «Смерть врагам!» и изображение непристойного жеста). Те, кто участвовал в более чем 10 выездах на матчи команды в другие города, вправе носить особый — с индивидуальным номером — шарф, который изготовляется по заказу в Великобритании. Иметь такой шарф — значит, относиться к элите (группе «Правых»). Потеря номерного шарфа (обычно в драке, стычке с милицией) влечет за собой потерю права принадлежать к элитной группировке, вернуться в которую возможно после получения выполненного на заказ нового шарфа.
Некоторые стороны общественного фанатского движения институционализируются, и, в частности, в официальных фан-клубах при спортивных обществах фаны могут получать именные карточки для покупки билетов на матчи своей команды со скидкой.
Иногда спонтанные формы субкультурной активности соотносят с некоторыми привычными западными стилями по ошибке, в одно целое соединяются разные по природе явления. Такова ситуация в отношении байкерства. В России есть некоторое число байкерских группировок в привычном для Запада смысле. По своему происхождению они — слепок с западных байкеров, но социальная подоплека здесь иная. В России подражать западным байкерам могут преимущественно состоятельные люди. Имея особые мотоциклы (в России — недоступные по цене даже для «среднего класса») и другие культовые знаки байкерства, российские байкеры чаще всего лишь потребители определенного культурного ассортимента. По экспертным оценкам, большинство из них не способны исправить даже простые поломки в мотоцикле, по любому поводу обращаются на станции технического обслуживания.
Иной характер носит связанный с мотоциклом стиль жизни, который начинает распространяться в России. Молодые люди, придерживающиеся его, не имеют какой-либо идейной платформы, идентификация происходит в рамках небольших сообществ, у которых нет знаковой системы и даже самоназвания. Это не определившееся еще движение формируется в среде молодых людей из семей с небольшим достатком. Возможность свободно ехать на технике, сделанной своими руками, создает почву для самоутверждения и творческого отношения к жизни. Следует также учитывать, что в России при ее дорогах мотоцикл давно стал одним из основных (наряду с велосипедом) средств передвижения в небольших городах и селах, гораздо более важным и нередко более престижным, чем автомобиль. В этом отношении практика означенного движения мотоциклистов очень давняя, совершенно не байкерская, пока слабо фиксирующая свое символическое пространство, но, несомненно, связанная с особой субъективной конструкцией социальной реальности.