Готическая субкультура вообще имеет богатую традицию, в том числе и в мировой культуре. Представители данной субкультуры Культивируют индивидуальность, поэтому её и считают разнообразной и неоднородной субкультурой, но тем не менее их выделяет любовь к готической музыке (darkwave, gothic-metal, gothic-rock, death-rock и многие другие), мрачный стиль, интересы к мистике, декадансу, любовь к соответствующему жанру фильмам и музыке. Готы отличаются тем, что одеваются только в черное, носят только серебряные украшения, тяготеют к атрибутике смерти: черепа, гробы, кладбища и т.д. В целом мировоззрение готов – это смесь темной романтики и оккультизма.
Готам, как правило, противопоставляют эмо-кидов. В настоящее время это самая молодая субкультура, ее адепты – подростки 12-16 лет, более старшие юноши и девушки очень быстро вырастают из эмо, понимая всю наивность и инфантильность данной субкультуры. Основная концепция эмо-культуры: открытые эмоции, которые принято выражать поведением, стилем одежды (знаменитые розово-черные полосатые одеяния), прически (черные челки закрывающие пол лица – символ отгороженности от жестокого мира), макияжа (густо подведенные черным глаза, часто как бы размазанные, с эффектом «заплаканности», причем как у девушек, так и у юношей).
2.2 Молодежная субкультура в условиях мегаполиса (на примере Москвы)
Условия жизни в большом городе создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание в этих группах, коллективную ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях.
В последние годы в стране и в Москве, в частности, произошли большие изменения, связанные с общей атмосферой вседозволенности, что привело к острому росту альтернативных субкультур. И сейчас особенно актуальными являются исследования процессов, происходящих в этой сфере, прогнозирование возможных социокультурных ситуаций, выработка стратегии и тактики социальной реабилитации и культурного воспитания молодежи. Только этими средствами возможно объединенными усилиями общества и государства влиять на развитие неформальных движений и молодежных субкультур[5].
В течение многих десятилетий в нашей стране единственной легальной молодежной организацией являлся Коммунистический союз молодежи. Комсомол имел четко выраженную идеологию, структуру, систему ценностей и атрибутику (чем в выгодную сторону отличается от большинства существующих молодежных общественных организаций), но вместе с тем низкий уровень не формальной, а реальной активности молодых людей, вступающих в организацию либо при желании сделать карьеру, либо в силу сложившихся привычек и стереотипов. Те и другие чаще всего к выполнению комсомольских поручений, организации и участию в акциях, идеологическим символам и нормам жизни относились с легкой прохладцей.
Параллельно комсомолу и рядом с ним происходило становление неформальной молодежной идеологии, носителями и выразителями которой являлись все новые и новые неформальные молодежные объединения, в основном, копирующие с небольшим временным опозданием западные аналоги, например, хиппи, рокеры, панки. Расцвет никак не направляемого, не контролируемого и никем не возглавляемого стихийного молодежного авангарда приходится на годы перестройки.
Например, субкультура московских хиппи унаследовала традиции странничества и анархопацифизма: толстовское отрицание государства и «непротивление злу насилием». Таким образом, многие московские молодежные субкультуры - явление органическое, чем привнесенное и заимствованное. Западные образцы субкультурных стилей, ритуалы и ценности во многих случаях переработаны и переосмыслены в соответствии с особенностями российской цивилизации и российской ментальности.
Особенность многих московских субкультур заключается в том, что они носят как бы «потешный», игровой, а не философский характер, ориентированы лишь на проведение досуга в среде единомышленников, либо на передачу и распространение информации, символов. Если в США, странах Западной Европы альтернативные движения, выросшие не на почве молодежных субкультур 60-70-х гг. активно участвуют в социально-политических процессах этих стран, гуманитарных программах, помощи больным, инвалидам, престарелым, наркоманам и т.п. В России, в Москве они носят более символический, иллюстративный, демонстративный характер, лишен глубинных основ и социально-политической значимости. Очевидно, такое различие связано как с чужеродностью, экзотичностью корней и листьев большинства субкультур, так и прошлыми и нынешними социально-политическими условиями, в которых живет и развивается наша молодежь, иными историческими традициями и национальным менталитетом.
Из Москвы молодежные субкультуры постепенно распространяются по всей России, в большей или меньшей степени приживаясь и ассимилируясь в глубины, постепенно приобретая новые черты и характеристики.
ГЛАВА 3. МОЛОДЕЖЬ И ВРЕМЯ
Субкультурные объединения, в зависимости от «идеологической», а точнее «внутреидеологической» установки могут относится к власти и политике равнодушно, а могут и агрессивно. Как правило, музыкальные субкультуры относятся к политическим сдвигам в стране незаинтересованно, если это не затрагивает лично их. Напротив, экстремистские течения, такие как антиглобалисты, анархисты, скинхэды, часто настроены против власти агрессивно, что нередко выливается в различного рода «акции» протеста. Но в целом эти выступления носят стихийный, импровизационный характер, что говорит о том, что данные субкультурные течения все же находятся достаточно далеко от активного участия в общественно-политической жизни страны.
Отчужденность современной российской молодежи от процессов активного преобразования общества на основе имеющихся форм демократического участия обусловлена не только общими для всех социальных слоев причинами, но и возрастными особенностями группы. С одной стороны, формы восприятия для всех групп населения становятся частными (сокращаются сферы, где собственную жизнь определяют коллективные действия) и одновременно на оси времени – внеисторическими. Временные горизонты жизневосприятия сужаются.
Молодежь менее критично, чем остальные возрастные группы оценивает положение дел в стране. В тоже время следует отметить, что молодежи свойственна такая характерная черта, как переоценка своего собственного благополучия, а для студенчества своих профессиональных перспектив. Так число молодых людей отвечающих при различных социологических опросах, что живут в достатке, не согласуется с данными статистики и расчетами специалистов по уровню жизни.