Существует мнение, что для молодежи в целом, политика не является приоритетной сферой интересов, хотя они и испытывают определенное влияние политических событий в стране на свою жизнь. Политическая заинтересованность молодых людей имеет «избирательный» характер и проявляется от случая к случаю.[8]
Об отсутствии содержательного интереса к политике свидетельствуют заявления молодых людей, что их интерес к политике сводится к тому, чтобы иногда послушать по радио или посмотреть по ТВ политическую информацию. Как показывают социологические опросы около 90% молодежи ежедневно смотрят телевизионные передачи, которые нагружены политической информацией не меньше, чем рекламой. Чаще всего люди воспринимают эту информацию не потому, что хотят, а потому, что вынуждены. На этом принципе эффективно работает реклама, которую лишь немногие люди смотрят специально. Пассивный интерес к политике зависит, в первую очередь, от доступности тех или иных каналов, от телевизионных пристрастий молодежи.
Различные формы альтернативной молодежной субкультуры – это своего рода эксперимент, позволяющий выработать новые формы обращения с социальными условиями и пути формирования социокультурных общностей. Возможные тенденции будущего развития этих общностей можно выявить на примере полулегальных, официально не зарегистрированных радикальных экологических организациях, пытающиеся помешать строительству вредных производств.
Оказавшись, как и свойственно молодежи, на шаг впереди старших возрастных групп и вступив в эпоху постмодернизма, она исповедует постматериалистические гуманистические ценности, среди которых доминируют эгалитарные и «зеленые» ориентации. То есть современная молодежь во многих странах мира имеет вполне отчетливые ценностные представления, но при этом не выдвинула из своей среды некоего социального лидера, способного конвертировать эти убеждения в политическую программу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
политический субкультура молодежный
Изучив проблему влияния политики на молодежную субкультуру, мы можем сделать обобщающие выводы:
1. Субкультура - система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Подросток может попасть в субкультуру по разным причинам: из-за проблем в семье, с учебой, в коллективе сверстников и др. По этому следует проводить работу с подростком и в этих сферах его жизни.
2. Субкультурные группы легко поддаются описанию, но их классификация и типологизация затруднены многообразием несводимых в систему признаков. Субкультурные образования многочисленныи разнообразны, обладают специфическими признаками, стилем, наличием какой-либо идейной прогграммы. Некоторые из молодежных субкультур могут создавать платформу для развития негативных тенденций в молодежной среде (проблемы наркотизма, насилия и т. д.), другие скорее имеют позитивное общественное значение (экология и т. д.). Во всех случаях важно, что через субкультурные формы для определенной части молодежи лежит путь к освоению социальности.
3. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что вопросы социализации подростков, влияния субкультуры на процесс социализации представлены в педагогической науке достаточно широко. В то же время обзор научных источников с очевидностью показывает недостаточную ее изученность. Соответственно проблема влияния субкультуры на процесс социализации подростка требует к себе внимания в современном мире. Она требует продолжения исследования и не только изучение психолого-педагогической литературы, но и практического исследования, с помощью которого, возможно, будут получены новые результаты, более досконально изучить данную тему.
4. В результате прохождения через этапы взросления молодежь начинает не только социализироваться, но и политизироваться. При этом политические лидеры любой страны всегда придавали молодежи большое значение, так как именно она в значительной степени решает исход политической борьбы. При этом молодежь значительно чаще является лишь объектом политики и активно используется властными структурами. Поэтому судьба молодого поколения в большой степени зависит от того, какие политические силы оказывают наибольшее воздействие на формирование мировоззрения молодежи. Молодежь все больше осознает необходимость усиления политической власти. Идея власти сильной личности в структуре политических ориентаций молодежи занимает первое место, а приверженность идеям сильного государства – второе место. Это означает, что современная российская молодежь симпатизирует неординарным личностям, эпатирующим общественное мнение, а в политическом сознании молодежи накопилась усталость от бездействия и всеобщей безответственности. В результате этого многие молодые люди нашего общества готовы последовать за харизматическим лидером.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аксёнов И.Н. Социализация подростков. - М., МАИ, 1996.
2. Ионин Л.Г. Социология культуры. М, 1996.
3. Исламшина Т. Г. Молодежные субкультуры. Казань, 1997.
4. Левикова С. И. Молодежная субкультура: Учеб. пособие. М., 2004.
5. Луков В. А. Особенности молодежных субкультур в России // Социол. исследования. 2002. №10. С. 79–87.
6. Митрохин С.И. Молодежь и политика в эпоху переоценки ценностей // Молодежь России на рубеже 90-х годов. М.: Институт социологии РАН, 1992.
7. Молодежная культура и ценности будущего /Отв. ред. А. Г. Козлова, М. С. Гаврилова. СПб., 2001.
8. Молодежная культура: Молодежь и проблемы современной художественной культуры. Сб. научных трудов. Л., 1990.
9. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. М., 2000.
10. Омельченко Е.Л. Субкультуры и культурные стратегии на молодежной сцене конца ХХ века: кто кого? // Неприкосновенный запас, 2004 № 36, С. 53-61.
11. Плаксий С. И. Молодежные группы и объединения: причины возникновения и особенности деятельности. М., 1988.
12. Савин С.К. Трансформации в мировоззрении российской молодежи // Высшее образование для XXI века. Материалы II международной научной конференции. М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2005.
13. Сергеев С А. Молодежные субкультуры в республике // Социологические исследования. 1998, №11, С.95-99.
14. Сергеев С.А. К вопросу о классификации и некоторых особенностях молодежных субкультур России // Социальное знание: формации и интерпретации. Материалы международной научной конференции. Казань, 1996.
15. Сикевич З.В. Молодежная культура: «за» и «против». Заметки социолога. Л., 1990.
16. Смелзер Н. Социология М., 1994.
17. Суртаев В. Я. Молодежная культура. СПб., 1999.
18. Щепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры: опыт исследования системы. СПб., 1993.
[1] Митрохин С.И. Молодежь и политика в эпоху переоценки ценностей // Молодежь России на рубеже 90-х годов. М.: Институт социологии РАН, 1992. С. 12.
[2]Савин С.К. Трансформации в мировоззрении российской молодежи // Высшее образование для XXI века. Материалы II международной научной конференции. М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2005. С.24.
[3] Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. М., 2000. С.15.
[4] Исламшина Т. Г. Молодежные субкультуры. Казань, 1997.С. 50.
[5] Омельченко Е.Л. Субкультуры и культурные стратегии на молодежной сцене конца ХХ века: кто кого? // Неприкосновенный запас, 2004 № 36, С. 53.
[6] Митрохин С.И. Молодежь и политика в эпоху переоценки ценностей // Молодежь России на рубеже 90-х годов. М.: Институт социологии РАН, 1992. С. 23.
[7] Савин С.К. Трансформации в мировоззрении российской молодежи // Высшее образование для XXI века. Материалы II международной научной конференции. М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2005. С. 26.
[8] Савин С.К. Трансформации в мировоззрении российской молодежи // Высшее образование для XXI века. Материалы II международной научной конференции. М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2005. С. 27.