Смекни!
smekni.com

Пути интеграции биологического и социогуманитарного знания (стр. 2 из 3)

Эрих Фромм (1900–1980) – немецко-американский философ, психолог и социолог, основоположник неофрейдизма. Неофрейдизм – это получившее распространение главным образом в США направление современной философии и психологии, сторонники которого соединили психоанализ 3. Фрейда с американскими социологическими теориями.В 1933г. Фромм эмигрировал в США. В Америке Фромм сделал чрезвычайно много для развития философии, психологии, антропологии, истории и социологии религии. Называя свое учение "гуманистическим психоанализом", Фромм отошел от Фрейда в стремлении выяснить механизм связи между психикой индивида и социальной структурой общества. Он выдвинул проект создания, в частности в США, гармонического, "здорового" общества на основе психоаналитической "социальной и индивидуальной терапии". Поскольку Фромм получил естественнонаучное образование, он не мог не руководствоваться естественнонаучной логикой. И, исходя из нее, он пытался вывести душевные качества человека из самой его природы. Такие попытки наиболее заметны в его работе «Анатомия человеческой деструктивности», где на основании анализа ряда исторических и повседневных фактов представляется стремление человека разрушать, как уродство, которое возникает в подсознании в детстве, и накладывается на природные способности.В своей работе «Человек для себя» он приводит такие строки: «Самосознание, разум и воображение нарушили "гармонию" животного существования. Их появление превратило человека в аномалию, в каприз универсума. Человек - часть природы, он подчинен физическим законам и не способен изменить их; и все же он выходит за пределы природы. Он отделен, будучи частью; он бездомен и все же прикован к дому, в котором живет вместе со всеми другими существами. Брошенный в этот мир в определенное место и время, он таким же случайным образом изгоняется из него. Осознавая себя, он понимает свою беспомощность и ограниченность собственного существования. Он предвидит конец - смерть. Он никогда не освободится от дихотомии своего существования: он не может избавиться от разума, даже если бы захотел; он не может избавиться от тела, пока жив, и тело заставляет его желать жизни. Разум, благословение человека, есть также его несчастье; он принуждает его все время решать неразрешимую задачу. Человеческое существо отличается в этом отношении от всех других организмов; оно находится в состоянии постоянного и неизбежного неравновесия. Человеческую жизнь нельзя "прожить", повторяя видовые образцы; человек сам должен прожить свою жизнь. Человек - единственное животное, которому может быть скучно, которое недовольно, которое может чувствовать себя изгнанным из рая. Человек - единственное животное, для которого его собственное существование является проблемой; он должен ее решать, и ему от нее не спрятаться. Он не может вернуться к дочеловеческому состоянию гармонии с природой и должен развивать свой разум, пока не станет господином природы и самого себя».По Фромму, люди как животные, обретшие разум, стремятся к формированию у себя внутренней системы ориентиров. Причем эта потребность настолько высока, что является их основной движущей силой, которая вынуждает формировать в себе идеалы. Причем в силах самого человека только определить направленность этих идеалов, но и это только в том случае, если выбор делается сознательно. Система ориентиров и идеалов еще называют религией. Независимо от того, как человек называет свою религию (христианство, атеизм), единственным критерием, определяющим сущность этой религии, является ответ на вопрос: «это религия, способствующая человеческому развитию, раскрытию собственно человеческих сил, или религия, которая эти силы парализует?». По Фромму, необходимость для человека системы ориентаций доказывается тем, что религии присутствуют у всех народов мира, даже самых отсталых.В своем видении человеческого общества Фромм исходит из чисто фактических предпосылок, но формирует на их основе рациональное обоснование основных идеалов гуманизма. 3. Эфроимсон. Генетика этики и эстетики Эфроимсон Владимир Павлович (1908 – 1989), классик и один из основателей отечественной генетики. Человек сложной судьбы, провел в лагерях в общей сложности 9 лет, прошел всю войну 1941-45 гг., был одним из людей, восстановивших генетику как науку в СССР. После выхода на пенсию берется за создание труда «Генетика этики и эстетики», которая вышла в свет лишь в 1995 году. В этой работе рассматривается генетический аспект предрасположенности человека к определенной модели поведения. Попросту говоря, к добру или злу. Рассматривается эволюционная целесообразность таких черт характера как альтруизм, стремление к познанию нового, способность воспринимать красоту и гармонию. Рассматриваются также стремление к разрушению, эгоцентризм и хищничество по отношению к представителям своего вида, «ближним».Он выделяет три признака того, что восприятие прекрасного могло подхватываться эволюционным отбором: 1.общие эстетические эмоции сплачивают коллектив и тем самым способствуют его выживанию среди враждебной природы и других сообществ; 2.художественная восприимчивость позволяет познавать мир, так сказать экспресс-методом, причем эмоционально насыщенным; 3.художественная восприимчивость позволяет эмоционально усиленно воспринимать овеществленным добро и зло и таким образом в своем эволюционно-генетическом развитии неразрывно сплетается с эволюционно-генетическим развитием взаимного альтруизма.Автором представлен подробный анализ психологического восприятия основных цветов: черного, зеленого, голубого, а также оттенков теплых тонов.Черный цвет у большинства народов – цвет траура, печали, и в первую очередь цвет страха. Но ведь черный цвет – это цвет темной, безлунной ночи, когда бродят, выискивая добычу, хорошо видящие и ночью хищники, издалека вынюхивающие добычу. Уже тысячелетие или два прошло с тех пор, как человечество перестало проходить естественный отбор на боязливое отношение к черной темноте, черной ночи, но страх, угнетающее действие, остались. Известно, что черный Блекфейеровский мост в Лондоне был местом частых самоубийств. Число совершаемых на нем самоубийств сократилось втрое после того, как он был перекрашен в зеленый цвет.В доисторические времена, 300 тысяч лет назад, именно огонь стал главным средством обеспечения безопасности племени и рода, почти безоружных против массы хищников. Почти 300 тысяч лет назад начался интенсивный отбор на эмоции стремления к огню, хранения огня, поддержания огня. Теплые цвета привлекательны для человека.Откуда могли возникнуть эмоции, вызываемые зеленым цветом? Человек вместе с немногими другими животными характеризуется особой наследственной особенностью: неспособностью синтезировать аскорбиновую кислоту. Отсюда возникает не только его склонность заболевать цингой, но и неспособность самостоятельно справляться с множеством подавляемых аскорбиновой кислотой микробов и токсинов, безвредных для многих животных. Не исключено, что необходимость добывать витамин С извне явилась тем фактором естественного отбора, который заставил человека так полюбить зеленые растения – постоянный источник этого витамина, и зеленый же стал цветом надежды.Почему у художников и психологов считается, что успокаивающее действие оказывает именно голубой цвет? Этот цвет представлен в природе лишь небом, безоблачным, или имеющим голубые просветы, т.е. небом, которое не угрожает грозой и ливнями или холодом.Также Эфроимсон анализирует изобразительное искусство, разделяя его на пять, различных по уровню понимания, форм, или уровней. Первый – достаточно посмотреть, чтобы все увидеть (И. Репин «Крестный ход»). Второй – нужно смотреть, вдумываться, очаровываться (В.Серов «Девочка с персиками», портрет Шаляпина). Третий – нужно глядеть, видеть, мыслить, ассоциировать, вскрывать контрасты идей и чувств (В. Суриков «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни»). Четвертый уровень – мало глядеть и мыслить, надо фантазировать (Врубель «Царевна Лебедь», «Демон»). Пятый – высший этап, иконопись – видение вплоть до понимания, чувствования мировой гармонии среди окружающих ужасов.Автор считает, что есть нечто, роднящее все виды искусства с почти всеми видами религии. Во всех видах они отвлекают человека от повседневности, они позволяют ему уйти в себя, подумать о себе, пусть смутно осознать основные связи с окружающим, взглянуть на себя со стороны. Тем не менее, автор не смог дать ответ на вопрос «почему естественный отбор развивал чувство прекрасного»? Хотя все же говорит о том, что восприимчивость к прекрасному формировалась у человека без сознательного участия общества. Это доказывается тем, что чувство симметрии, гармонии, ритма, прекрасного – общечеловечно, и корни его должны уходить к нашим родоначальникам, возможно к синантропу. Кратчайший путь к пониманию прекрасного лежит через осознания безобразности, причем характерно, что это в первую очередь работает при оценке существ противоположного пола. Игнорирование внешних дефектов, безразличие к ним при сексуальных контактах ставило бы физически и умственно полноценных, но эстетически тупых в невыгодное положение при воспроизводстве по сравнению с теми, кто выбирал себе полноценного же партнера. К таким уродствам или дефектам можно отнести заячью губу и другие дефекты челюстного, зубного и зрительного аппарата, плоскостопие, сколиозы, брахидактилии, конская стопа, а также врожденный вывих бедра и множество других, которые при некотором разделении труда в пределах племени могут отнюдь не снижать шансов на индивидуальное выживание, но в конечном счете могут привести многочисленное племя к вырождению. Таким образом, уже в очень отдаленные времена, особенно же с зарождением семьи, мог возникнуть своеобразный естественный, как групповой, так и индивидуальный отбор на развитие примитивнейших, пусть и чисто негативных эстетических чувств. Не исключено, что чувство гармонии зарождалось с отрицательных сексуальных эмоций по отношению к внешне «неудовлетворительным» представителям противоположного пола, тем более, что эта негативистская реакция параллельно развивается у многих видов позвоночных. Итак, неполноценность любого отклонения постоянно демонстрировалась отбором. Следовательно, оставляли избирательно потомство именно те, кто выбирал себе в партнеры гармоническое, возможно ближе к норме сложенное существо противоположного пола, и позитивные эстетические эмоции могли зародится в результате полового отбора. Незримо под действием естественного отбора развивается чувство симметрии, чувство физической гармонии, чувство пропорциональности.Однако, вряд ли все эстетические эмоции, закрепившиеся в генотипе на уровне палеолита, неолита и в доисторический период, были всегда столь непосредственно связаны с половым отбором.Таким образом, ученый-генетик попытался вывести понятия нравственного и эстетического порядка из природы человека на основании логики организации живого вещества.

биологический генетический фромм эфроимсон