Смекни!
smekni.com

Теоретические и методические подходы к формированию концепции благотворительной деятельности по организации услуг туризма для малообеспеченных слоев населения (стр. 17 из 19)

Одно из направлений модернизации системы социальной защиты д.э.н. Калашников СВ. связывает с «заявительным механизмом оказания социальной помощи», смысл которого состоит в том, что «социальные выплаты не навязываются, а предоставляются только тем, кто их просит и в них нуждается».

Заявительный принцип социальной помощи положительно зарекомендовал себя в ряде развитых стран. Так например, в Германии обратившийся за помощью обязан предоставить сведения о своих доходах и доходах ближайших родственников, а также супруга, а также об имеющихся в семье сбережениях и имуществе. Это предусмотрено Федеральным Кодексом Германии (1962 г.), в котором указано, что социальная помощь предназначена как для поддержания нормальных условий жизни, соответствующих нормальному человеческому достоинству, так и в экстремальных ситуациях, но при этом человек обязан и сам позаботиться о себе. Заявитель заполняет достаточно сложную анкету, сведения которой документально подтверждаются и проверяются социальной службой. Оказываемая в результате помощь является действительно адресной и эффективной.

Представляется, что заявительный принцип предоставления социальной помощи в виде услуг социального туризма должен стать основным, поскольку тогда отбор нуждающихся приобретает адресный характер и позволит эффективно использовать имеющиеся ресурсы.

Таким образом, семьи, среднедушевой доход в которых не достиг прожиточного минимума и обеспечивает удовлетворение лишь первых жизненных потребностей, на основе заявительного принципа получают возможность подняться на качественно новую ступень в условиях жизни и преодолеть социальную изоляцию. Вместе с тем, расширяется доступность услуг социального туризма, усиливается их адресность, более полно реализуются государственные минимальные социальные стандарты.


Заключение

На основе исследования в диссертационной работе проблем благотворительности в сфере социального туризма автором сделаны следующие выводы:

1. Сущность и специфика социального туризма как формы социальной поддержки населения рассмотрены с позиций двух подходов, – широкого и узкого, основу которых составили положения, рекомендуемые Всемирной туристской организацией.

Интеграция признаков, отражающих приоритет общественных ценностей и пропорций между государственным регулированием и рыночной координацией проявляются в узкой трактовке социального туризма преимущественно как дотационного. Узкий подход в понимании социального туризма предназначен для реализации гражданских прав на отдых, свободу перемещения, охрану здоровья наиболее социально уязвимых слоев населения. При этом ограничивается цель и состав участников путешествий, набор услуг, включаемых в турпродукт, способы организации его потребления, источники возмещения затрат.

В широком понимании социальный туризм отражает массовый характер потребления туристских услуг, означающий широкий охват путешествиями миллионов людей различного уровня доходов, социальной и профессиональной принадлежности, возраста и т.п. Социальный характер туризма имеет множественное проявление через социальную политику и поддержку государства, выполняемые гуманитарные и культурно-воспитательные функции и т.п.

В диссертации рассмотрены три основные модели организации социального туризма: страховая, накопительная и распределительная, дается характеристика их преимуществ и недостатков применительно к различным национальным особенностям. На основе обобщения признаков, принципов, организационно-финансовых подходов к функционированию различных моделей социального туризма, в диссертации обоснован вывод о том, что критерии доступности услуг туризма существенно различаются вследствие особенностей, определяющих уровень и качество жизни, структуры доходов и расходов граждан отдельных государств, степени социально-экономической дифференциации населения, различий в показателях среднедушевых денежных доходов, доле населения с доходами ниже прожиточного минимума и т.п. Кроме того, существуют различия в уровне и источниках доходов, семейном положении, профессиональной принадлежности, образовании и т.п., предопределяющие специфические потребности в социальной поддержке и защите.

Поскольку страховые, накопительные и распределительные модели социального туризма в разной степени решают проблемы доступности туристских услуг для малообеспеченных слоев населения, то представляется целесообразным конкретизировать понятия массовой доступности и доступности минимального социального стандарта.

По нашему мнению, массовая доступность услуг туризма, – это совокупность экономических, организационных, правовых и иных условий, позволяющих путешествовать преобладающей части населения, имеющей доходы выше прожиточного минимума. Социальные аспекты туризма в этом случае реализуются посредством удовлетворения дифференцированных групповых и индивидуальных потребительских запросов по уровню не ниже базового стандарта доступности социального тура, который отражает фиксированную цену компонентов набора социальных услуг, предоставляемых населению. Базовый стандарт доступности социального тура может быть реализован для граждан со среднедушевыми доходами не ниже прожиточного минимума как с помощью страховой, так и накопительной модели организации социального туризма.

В диссертации обосновано, что доступность минимального социального стандарта ориентирована на весьма ограниченные возможности малообеспеченных граждан, чьи среднедушевые доходы не достигают прожиточного минимума, что не позволяет им самим оплачивать туристские услуги. Для этой категории граждан услуги туризма или санаторно-курортного лечения должны предоставляться на безвозмездной основе или в виде вспомоществования. При этом доступность минимального социального стандарта должна достигаться посредством более низких сезонных цен на туристские услуги.

Реализация доступности минимального социального стандарта, по нашему мнению, целесообразна по распределительной модели социального туризма, когда в смешанном финансировании задействованы федеральные, муниципальные бюджеты, средства благотворительных, общественных и других организаций.

Восполнение провалов как рынка, так и государства решают посредством некоммерческого сектора, объединяющего негосударственные, неправительственные, независимые, неприбыльные, благотворительные организации, деятельность которых направлена на решение социально значимых проблем общества.

Представляется, что эффективность функционирования благотворительной организации следует рассматривать с учетом интересов конкретной группы потребителей, которым таким образом становятся доступными услуги социальной защиты и помощи. В субъектах Российской Федерации действуют законы и правовые акты, направленные на налоговое стимулирование участников благотворительной деятельности, путем предоставления различных льгот. Вместе с тем, создание благоприятного налогового климата для благотворительных организаций в России целесообразно связывать, как это делается в развитых странах, с предоставлением им особого регионального статуса, подтверждаемого сертификацией.

В диссертации обосновано положение о том, что совершенствование федерального законодательства о льготном налогообложении пожертвований на благотворительные цели должно идти по двум направлениям:

– целесообразно увеличивать размер прибыли, выводимой из-под налогообложения, в случаях перечисления средств благотворительным организациям;

– предусмотреть в законодательстве субъектов РФ уточнение порядка исчисления сумм налога на прибыль и подоходного налога на физических лиц с тем, чтобы уменьшить фактически полученные доходы (прибыль) на суммы, перечисленные на благотворительные цели.

Вместе с тем, следует расширять неналоговые формы поддержки благотворительной деятельности посредством льгот по аренде помещений, оплате услуг связи, коммунальных услуг и т.п.

Представляется необходимой пропаганда более активного образа жизни, филантропических идей с тем, чтобы члены общества стремились внести свой вклад в решение наиболее насущных острых проблем, добровольно принимали участие в общественных делах и работах.

2. Проведенный в диссертации анализ позволил выявить сложную адаптационную ситуацию населения к рыночным условиям, которая проявилась в ухудшении качества жизни при одновременном росте числа потенциальных получателей социальной помощи:

- ослабление социальных функций государства привело к усилению дифференциации населения, вследствие чего стабильно высокой остается доля групп населения с наименьшими доходами в распределении общего объема денежных доходов;

- как свидетельствуют данные официальной статистики по состоянию на 2002 г. более 45% домашних хозяйств являются малообеспеченными, в т.ч. 8,5% о – крайне бедными; особые материальные трудности испытывают домашние хозяйства с 2 и более детьми;

- каждое третье домашнее хозяйство получало дотации и льготы, в структуре которых преобладала оплата жилья, коммунальных услуг, транспортных расходов, медицинского обслуживания и питания, т.е. социальная поддержка первичных жизненных потребностей;

- на оплату отдыха, как возможности восстановления здоровья, приобщения к культурно-историческим и природным ценностям получали льготы и дотации 0,8% от общего количества домохозяйств и 1,5% домохозяйств с детьми в возрасте до 16 лет, причем в региональном разрезе наблюдались резкие различия в предоставлении таких видов социальной помощи.