Реализация государством социальной политики осуществляется с использованием показателей, характеризующих социальный эффект конкретной деятельности. Принято различать социальные нормативы и социальные стандарты. Так, с помощью социальных нормативов получают научно обоснованную количественную и качественную характеристику оптимального состояния социального процесса.
В отличие от социальных нормативов, социальные стандарты – это ориентиры для выработки форм социальных гарантий и обязательств государства перед народом. Социальная стандартизация позволяет регламентировать важнейшие параметры социального развития органами государственной власти.
В зависимости от предназначения социальные стандарты подразделяются на две группы. Одна группа объединяет стандарты, ориентированные на минимальные социальные гарантии (прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, пенсий, социальных пособий, нормативы социального обслуживания инвалидов, престарелых, детей, оставшихся без попечения родителей и др.). В другую группу входят средние или «рациональные» стандарты, служащие индикаторами реально существующих ситуаций, в т.ч. среднедушевой доход, средняя зарплата, средняя пенсия и т.п. Различие этих двух групп состоит также в том, что минимальные социальные стандарты – это государственные гарантии выживания людей. Они выступают исходной точкой отсчета социальной политики и роль государства заключается в том, чтобы сокращать контингент людей, потребности которых не обеспечены этими гарантиями. Средние социальные стандарты характеризуют нормативное, достойное качество жизни.
Необходимость повышения уровня и качества жизни российского народа ставит задачу реализации минимальных социальных гарантий, уменьшение дифференциации населения посредством социальной поддержки государства. Применение социальной помощи в форме натуральных выдач или субсидий на приобретение необходимых благ может создавать эффект замещения, например туристскими услугами, тех благ, которые не получают поддержки за счет бюджетных средств.
Различия между денежной и натурально-вещественной помощью существенны при условии высокой степени готовности индивида платить за данное благо. Однако при сравнительно низкой готовности платить лимитированная натуральная помощь реально стимулирует потребление конкретного блага. При этом программы лимитированной натуральной помощи сопровождаются меньшими потерями, чем нелимитированные, поскольку у потребителя не возникает эффект замещения, особенно если помощь предоставляется бесплатно.
Натуральные формы помощи, в частности предоставление туристских или санаторно-курортных услуг, обычно связаны с довольно большими административными издержками, но это оправдано с точки зрения тех, кто их финансирует. Степень полезности предоставляемых в виде социальной помощи зависит не только от набора включаемых в нее благ и услуг, но и от способа, характера потребления. Увеличение потребления услуг организованного туризма позволяет приобщать малообеспеченных граждан к современным общественным ценностям, их социальной реабилитации, профилактики и восстановления здоровья, предупреждения антисоциального поведения и т.п.
Существующие страховые, накопительные и распределительные модели социального туризма в разной степени решают проблемы доступности туристских услуг для малообеспеченных слоев населения.
Само понятие «малообеспеченного населения» еще не устоялось, поэтому в экономико-статистической литературе и практике имеются различные его определения. Так, в учебнике под редакцией члена-корреспондента РАН Елисеевой И.И. «Социальная статистика» используется термин «малообеспеченные слои населения», сущность которого раскрывается более чем десятью экономико-статистическими показателями, первый из которых – прожиточный минимум (порог бедности).
В качестве синонима употребляется термин «малоимущее население (домашнее хозяйство» со среднедушевыми располагаемыми ресурсами ниже величины прожиточного минимума, численность которых определяется на основе данных выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств, проводимых органами государственной статистики.
При этом, в расчетах численности малоимущего населения (малоимущих домашних хозяйств) данные по отдельно взятому домашнему хозяйству рассматриваются только за квартальный период обследования (а не в среднем за год), что в условиях неравномерности поступления доходов приводит к смещению в годовых оценках численности малоимущего населения, получаемых по итогам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств.
Аналогичным образом трактуется термин «малоимущая семья (или малоимущий одиноко приживаемый гражданин)», среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
На наш взгляд, оба термина весьма схожи между собой, ориентированы на характеристику конкретных слоев населения и базируются на общем критерии – уровне прожиточного минимума. При этом, как представляется, термин «малообеспеченное население» имеет более емкое содержание, поскольку его различные аспекты требуют комплексной оценки посредством системы экономико-статистических показателей.
В связи с этим представляется целесообразным конкретизировать понятия массовой доступности и доступности минимального социального стандарта. Особенно это важно при распределительном подходе, когда социальный туризм организуется как дотационный, поскольку возникают два вопроса: во-первых, получают ли помощь те, кто действительно остро в ней нуждается, во-вторых, насколько эффективно используются средства, поступившие как в виде дотаций, так и из иных источников финансирования.
Ставятся задачи выбора моделей и способов, обеспечивающих эффективное перераспределение и доступ нуждающихся с минимальными потерями на администрирование.
Массовая доступность услуг туризма, по нашему мнению, – это совокупность экономических, организационных, правовых и иных условий, позволяющих путешествовать преобладающей части населения, имеющей доходы выше прожиточного минимума. Социальные аспекты туризма в этом случае реализуются посредством удовлетворения дифференцированных групповых и индивидуальных потребительских запросов по уровню не ниже базового стандарта доступности социального тура, который отражает фиксированную цену компонентов набора социальных услуг, предоставляемых населению.
Определение базового стандарта доступности социального тура сформулировано в законопроекте «О развитии социального туризма в Российской Федерации» (адекватно принятой международной терминологии) и представляет собой совокупность расчетных показателей минимально необходимого набора туристских услуг, установленного правительством страны. Он включает в себя услуги размещения, питания, трансфер и экскурсии по программе обслуживания, по стоимости увязанные с показателем минимального размера оплаты труда.
Базовый стандарт доступности социального тура может быть реализован для граждан со среднедушевыми доходами не ниже прожиточного минимума как с помощью страховой, так и накопительной модели организации социального туризма. В значительной мере выбор той или иной схемы для аккумуляции средств на цели социального туризма будет обусловлен группой доходности, к которой относятся потенциальные потребители, их профессиональным и социальным статусом, корпоративными интересами и другими факторами. Здесь создаются предпосылки для использования схемы отпускных чеков, накопительных счетов, кредитов на отпускные нужды, при условии их антиинфляционной защиты.
В отличии от массовой доступности, доступность минимального социального стандарта ориентирована на весьма ограниченные возможности малообеспеченных граждан, чьи среднедушевые доходы не достигают прожиточного минимума, что не позволяет им самим оплачивать туристские услуги. Минимальные социальные стандарты призваны установить те пороговые значения социальных благ, ниже которых опускаться нельзя с позиций современных представлений об уровне и качестве жизни. «Стандартная» норма должна быть доступна, т.е. бесплатна для потребителя и оплачена за счет бюджетных и внебюджетных средств. Минимальные социальные стандарты выполняют двоякую роль: во-первых, расчетной величины, используемой для обоснования расходной части бюджетов и построении межбюджетных отношений; во-вторых, – жесткой социальной нормы социальных благ, гарантированно предоставляемых каждому. Социальный норматив используется в качестве эталона оценки эффективности реализации социальных функций, становясь при этом целью социальной политики и частью управления социальной сферой.
Возможность воспользоваться услугами туризма или санаторно-курортного лечения для такой категории граждан должна предоставляться на безвозмездной основе или в виде вспомоществования. При этом доступность минимального социального стандарта должна достигаться посредством более низких сезонных цен на услуги размещения, транспортного, экскурсионного и другого обслуживания.
Реализация доступности минимального социального стандарта, по-видимому, наиболее целесообразна по распределительной модели социального туризма, когда в смешанном финансировании участвуют средства, выделяемые из федерального, муниципального бюджетов на социальные нужды, ассигнования благотворительных, общественных организаций и т.п.
Дифференцированный подход к определению критериев доступности услуг социального туризма должен создать, по нашему мнению, реальные условия включения в эту важную сферу жизнедеятельности тех граждан, чье материальное положение не позволяет им по-иному организовать свой отдых.
Расходование средств на реализацию минимального социального стандарта обычно осуществляется с помощью специальных целевых программ федерального, регионального или муниципального уровня. Рациональный выбор форм, в которых расходуются средства, позволяет обеспечить экономное и результативное их использование. При этом, предпочтительность тех или иных форм расходов для поставщика благ может не совпадать с их предпочтительностью для потребителя.