В современных условиях одной из главных функций социокультурной деятельности, в том числе и ДК, является создание культурной пространственно-временной развивающей среды, организованной особым образом и предназначенной для включения личности в реальную жизнь, формирования ее социальной активности.
Большинство ученых выделяют следующие общие функции социокультурной деятельности:
·производство новых знаний, норм, ценностей;
·накопление, хранение и распространение (трансляция) знаний, норм, ценностей;
·воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности;
·коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство;
·социализирующая, обеспечивающая через создание структуры отношений, опосредованных культурными компонентами, социализацию общества;
·рекреационная, или игровая, культура, действующая в отведенной для нее сфере.
Социокультурная деятельность обладает функцией разрядки напряжения. Она формирует и обеспечивает условия для проведения досуга, для отдыха и развлечения людей. Названные функции социокультурной деятельности находятся в тесной взаимосвязи друг с другом.
Социальный институт ДК отражает и выражает количественно-качественные характеристики не только интеллектуальных элит конкретно-исторического времени, но и бытие социума.
Их совокупность нацелена на совершенство человека, становление его как нравственной и разумной личности, способной к сотрудничеству и единению с другими людьми и окружающим миром, социально-культурной деятельности.
Содержательный аспект социальных функций социокультурной деятельности реализуется в зависимости от реального состояния конкретного учреждения, от полноты и согласованности осуществления им взаимодействия с окружающей средой.
1.2 Принципы социокультурной деятельности и важнейшая категория
В ходе этого процесса происходят изменения в самой культуре. Ее ценностная основа обновляется, становится более гибкой, формируются новые смыслы и образы, развивается язык и т.п. С течением времени изменяются источники культуры, они осознаются каждым новым поколением как более глубокие и древние.
Кроме того, с течением времени внутри культуры происходит дифференциация, в результате возникают ее отдельные сферы, требующие новых средств самовыражения, нового духовного и практического опыта. Так родилась живопись, музыка, театр, архитектура, философия, наука. Сегодня мы тоже становимся свидетелями дифференциации культуры: рождаются новые виды искусства — голография, светомузыка, компьютерная графика; появляются новые отрасли научного знания.
В этом смысле культура выступает в качестве механизма последовательной выработки, закрепления и трансляции ценностей.
Культура — это явление, органичное жизни человечества, ее смысл определяется творческими усилиями человека по созданию «нового мира», «второй природы», или, как считал русский ученый Владимир Иванович Вернадский (1863 —1945), «ноосферы», то есть сферы человеческой мысли и разума, неподвластных тлению и смерти.
Современная социально-культурная деятельность по своему внутреннему содержанию давно перешагнула объем и рамки прежней культурно-просветительной работы. Существенно трансформировались функции социокультурного менеджмента, все более важную роль начинают играть, наряду с просвещением, культурно-творческая, рекреационно-оздоровительная, развлекательная и социоинтеграционная функции.
В настоящее время в число активно действующих субъектов социально-культурной сферы входят не только традиционные культурно-просветительные учреждения, но и новые учебные центры, учреждения системы дополнительного образования, разнообразные структуры социально-защитного и социально-педагогического профилей, оздоровительно-рекреационные объекты, социокультурные ассоциации, движения, сообщества и т. д.
Соглашаясь с Н.Н. Ярошенко, к традиционным видам просветительной деятельности в настоящее время можно добавить виды, имеющие ярко выраженный социальный и социально-педагогический характер[3]. Понятие социально-культурная деятельность включает в себя три составляющих: социум, культура и деятельность. Как отмечают А.П. Марков и Г.М. Бирженюк, «в точке пересечения культурного и социального рождается новый смысл и новое качество, которое не содержится в каждом из этих понятий и явлений, рассматриваемых изолированно друг от друга. Культура в контексте социума понимается не только как объективность «исторически застывшего», но и субъективность актуально воспринимаемого и практически осуществляемого, т. е. как персоналистическая реальность»[4].
Полностью соглашаясь с мнением Э.С. Маркаряна, который видит в культуре «внебиологически выработанный, особый, лишь человеку присущий способ деятельности и соответствующим образом объективированный результат этой деятельности», считаем, что концепция культуры «должна базироваться на анализе самой человеческой деятельности»[5]. Как отмечает М.С. Каган, основанием для такого вывода служит понимание человеческой деятельности как системы, элементами которой являются субъекты, объекты, продукты, средства и способы совершаемых действий, которая меняется, совершенствуется вместе с развитием социальных отношений[6].
Исследование сущности понятия социально-культурная деятельность началось в 50-х гг. XX столетия. Социолог Ж.Р. Дюмазедье определил ее как «сознательную, преднамеренную, организованную, даже планируемую аккультурацию, противостоящую методам слепой и анархичной социально-культурной обусловленности», как эффективное средство воспитания 5 . Основной целью социально-культурной деятельности было создание условий для приобщения людей к культуре, адаптации к научно-техническим изменениям.
В российскую науку термин социально-культурная деятельность введен М.С. Каганом, который, рассматривая человеческую деятельность «как двухуровневую биосоциальную систему, складывающуюся благодаря превращению — как в филогенезе, так и в онтогенезе жизнедеятельности живых существ — в социокультурную деятельность человека как общественного существа», считал, что первым уровнем этой системы является биологическая жизнедеятельность человека, а вторым, более высоким, специфически человеческая деятельность (социокультурная): «…У человека биологическая жизнедеятельность остается материальной базой, на которой выстраивается здание социокультурной деятельности, но это последнее вбирает в себя свой биологический фундамент, не позволяя ему функционировать в чистом виде».
Социокультурная деятельность как процесс, отражая логику педагогического взаимодействия, выступает как связь субъектов этого взаимодействия.
В этом смысле система социокультурной деятельности состоит из следующих компонентов: субъект, объект, цель, содержание, средства, методы, формы, материально-техническая база, финансовое обеспечение процесса.
Стоит пренебречь хотя бы одним из компонентов, как система перестает функционировать и распадается. Мы предполагаем, что смысл системного подхода состоит во взгляде на названные компоненты как единый технологический процесс.
В связи с активными социально-культурными изменениями меняются место и роль социокультурной деятельности в обществе.
Социально-культурная деятельность развивается в контексте социального прогресса, суть которого сформулирована в следующей идее Г. Спенсера: «…Прогресс может совершаться только путем улучшения индивидов вследствие улучшений общественных отношений и путем дальнейшего улучшения общественных отношений вследствие улучшения индивидов»[7].
В исследованиях Н.И. Лапина определены основные принципы социокультурного подхода, к которым относятся:
Принцип человека активного (homo activus) является исходным в социокультурном подходе; он близок к общефилософскому принципу деятельности, но специфичен тем, что акцентирует внимание на многомерности человека как биосоциокультурного существа по отношению ко всем субъектам взаимодействий; тем самым принцип homo activus одновременно является и принципом человеческого взаимодействия как простейшего, или родового, социокультурного явления.
Принцип взаимопроникновения культуры и социальности утверждает наличие этих двух измерений в любой человеческой общности, постоянную их взаимосвязь и взаимовлияние, но при этом ни одно из них не сводится к другому и не выводится из него. Принцип антропосоциетального соответствия означает совместимость личностноповеденческих характеристик этого общества (как единства культуры и социальности), инициатив индивида (принцип открытости).
Принцип социокультурного баланса означает динамическое равновесие между культурными и социальными компонентами как условие устойчивости общества; иными словами, функции, структуры и процессы общества обеспечивают балансируемое удовлетворение противоречивых потребностей, ценностей, интересов субъектов деятельности , входящих в это общество.
Принцип симметрии и взаимообратимости социальных процессов означает, что каждому процессу, воплощающему динамику общества как целостной системы и имеющему определенную направленность, соответствует противоположно направленный (симметричный, парный) процесс, а при переходе процесса из одной стадии в другую он может превращаться в свою противоположность (интеграция – в дезинтеграцию и обратно). Эта попарность процессов имеет функциональную природу: одни из парных процессов обеспечивают воспроизводство соответствующих структур, другие – их изменение.