Смекни!
smekni.com

Влияние средств массовой информации на социальное настроение населения (на примере г. Иванова) (стр. 1 из 17)

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема:

«Влияние средств массовой информации на социальное настроение населения»

Иваново 2005

Введение

Последнее десятилетие XX века, ставшее для России этапом глубоких перемен, изменило не только политическую и экономическую ситуацию в стране, но и сознание россиян.

Одним из важнейших аспектов социологического анализа современных тенденций развития общества является изучение социального настроения людей. Социальное настроение выступает индикатором определения уровня благополучия, социальной устроенности или неустроенности общества. Несмотря на то, что в данной области накоплен богатый исследовательский материал, нет исследований, посвященных анализу современной ситуации. Например, до сих пор остается открытым вопрос о природе, сущности, структуре социального настроения.

В настоящее время одним из основных источников информации являются СМИ. Печать, радио и телевидение в современном мире превратились в мощный инструмент воздействия, который влияет на формирование социального настроения населения современного российского общества. Телевидение обеспечивает возможность наглядно-образного восприятия, а значит и более сильного эмоционального влияния на индивида, поэтому оно стало наиболее значимым средством по охвату населения и возможностям воздействовать на сознание и социальное настроение людей. Проблема влияния СМИ на сознание и поведение населения, последствий от его влияния начинает активно изучаться в современной социологии и социальной психологии. Над ней работают многие известные научные учреждения и организации. Тем не менее, исследования о влиянии отечественных средств массовой информации на социальное настроение граждан не проведено, поэтому данная работа является актуальной.

Феномен социального настроения долгое время изучался в рамках исследований об общественном сознании и коллективной психологии: Г. Лебон, Г. Тард, Ч. Кули, Э. Дюркгейм, Е.В. Де Роберти, Н.И. Кареев и другие. В последнее десятилетие его анализ получает все большее развитие. Среди современных исследователей социального настроения можно назвать таких российских ученых, как Ж.Т. Тощенко, С.В. Харченко, которые не только определили сущность социального настроения, но также обозначили структурные компоненты и виды социального настроения. В исследовании В.Э. Шляпентоха и С.Я. Матвеевой рассматривается один из видов социального настроения – социальный страх.

В анализе средств массовой информации, проведенном В.П. Конецкой, Т.В. Науменко, Л.Н. Федотовой и др., последовательно и четко раскрываются сущность, функции массовой коммуникации, модели массовой коммуникации. Воздействие средств массовой информации на социальное сознание населения исследовали С.Г. Кара-Мурза, В.Э. Шляпентох и С.Я. Матвеева. В последнее время большое внимание феномену социального настроения уделяется в интернете, поэтому в ходе работы активно использовались Интернет- источники.

Научная новизна исследования проявляется в структурировании феномена социального настроения, его классификации по различным основаниям и определении основных факторов, влияющих на социальное настроение, в том числе СМИ.

Цель дипломной работы состоит в определении механизмов формирования социального настроения населения через СМИ. Достижение цели предполагает решение следующих задач:

1) выяснение сущности, структуры социального настроения;

2) обозначение классификаций социального настроения;

3) определение социального настроения жителей г. Иваново;

4) оценка степени влияния средств массовой информации на социальное настроение населения;

5) анализ механизмов формирования социального настроения жителей г. Иванова через СМИ.

Объектом исследования является население г. Иванова старше 15 лет.

Предметом исследования выступает социальное настроение жителей г. Иванова, механизмы влияния СМИ на социальное настроение людей.

Основными методами исследования являлись: анкетирование и контент-анализ.

При написании данной работы мы опирались на следующие методологические принципы:

— принцип объективности, предполагающий изучение объективных закономерностей и факторов, обуславливающих социальное настроение населения;

— принцип системности, проявляющийся в анализе социального настроения, как сложного феномена, учитывая все факторы, воздействующие на данную систему;

— принцип историзма, заключающийся в рассмотрении феномена социального настроения в контексте условий современного этапа развития общества;

— принцип единства теоретического и эмпирического в социальном познании, предполагающий выстраивание на основе теории методик эмпирического исследования социального настроения, сопоставление полученных данных с теорией.

Дипломная работа состоит из трех глав, включающих девять параграфов, введения, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе исследована сущность, природа социального настроения, предложена структура социального настроения, обозначены факторы, воздействующие на данный феномен, и предпринята классификация социального настроения. Во второй главе рассмотрены средства массовой информации как фактор формирования социального настроения населения; проанализированы методы и приемы, используемые для воздействия на социальное настроение граждан через средства массовой информации. В третьей главе приведены результаты эмпирического исследования влияния СМИ на социальное настроение населения, определены механизмы его формирования. В заключении даны краткие выводы по работе и сформированы рекомендации.


1. Социальное настроение как категория социологического анализа

1.1 Сущность социального настроения

Изучением феномена социального настроения занимались ученые в рамках различных направлений социологии и психологии, поэтому трактовки понятия социального настроения весьма неоднозначны. С одной стороны этот вопрос рассматривался в связи с учениями об общественном сознании и коллективной психологии, а с другой стороны в связи с изучением психологами феномена «настроения».

Еще в XIX веке Л. Гумплович – сторонник концепции социального дарвинизма – утверждал, что «…в человеке мыслит совсем не он, но его социальная группа, источник его мыслей лежит не в нем, в социальной среде, в которой он живет, в социальной атмосфере, которой он дышит… Индивид при этом играет роль призмы, которая воспринимает извне лучи, преломив их в известном направлении и с известной окраской». Л. Гумплович, говорил о феномене социального настроения, хотя не использовал данный термин.

Представители психологического направления западной социологии конца XIX века, изучая проблему общественного сознания, также рассматривали феномен социального настроения. По мнению Г. Лебона, в XX веке Европейское сообщество вступило в «эру толпы», когда разумное, критическое начало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием. Индивидуальность растворяется в толпе, у человека слабеет чувство реальности, и он подчиняется общему настроению толпы, гипнотизируемый лидером. «Главной характерной чертой нашей эпохи является именно замена сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы». Теория Г. Лебона дала толчок серьезным социально-психологическим исследованиям, однако имела существенный недостаток, т.к. в ней неверно отождествлялись народные массы и иррациональную «толпу». Теорию Г. Лебона можно сопоставить с учением Г. Тарда, который считал, что общество – лишь продукт взаимодействия индивидов. Он объяснял общественную жизнь и ее процессы действием простых психических механизмов, главным из которых является подражание. Г. Тард считал XX век веком публики. Это не столько эмоциональная, сколько интеллектуальная общность, в основе которой лежит общность мнений. Г. Тард одним из первых обратился к изучению массовой коммуникации. Пресса, телефон и т.д. расширяют сферу публики, в которой формируется общественное мнение. Таким образом, Г. Тард обратил внимание на факторы, формирующие общественное сознание и социальное настроение.

Американский ученый Ч. Кули отмечает, что социальное сознание группы и сознание индивида так же бессмысленно рассматривать по отдельности, как противопоставлять музыку всего оркестра звучанию отдельных инструментов. Каждый акт социального сознания, по Ч. Кули, есть одновременно акт самосознания. Общество раскрывается индивиду в виде социальных аспектов его собственной личности. Но социальное сознание индивида не совпадает с сознанием всего общества. «Единство общественного сознания состоит не в сходстве, а в организации, взаимовлиянии и причинной связи его частей». Ч. Кули писал: «Общественное сознание доступно рассмотрению либо в разуме отдельного человека, либо как согласованные действия многих разумов. Мои социальные идеи тесно связаны с идеями других людей, влияющих на них и создающими, таким образом, одно целое, они дают нам общественное сознание или общественное мнение – групповое состояние разума, довольно четко представляющего себя».

В российской социологии проблему социального настроения в конце XIX – начала XX веков изучали также представители психологического направления. Социолог Е.В. Де Роберти считал, что общественные явления представляют собой результат деятельности людей, которая направляется присущими им психическими факторами, прежде всего желаниями, эмоциями, страстями, образом мыслей, волей и т.д. Е.В. Де Роберти указывал на значение как индивидуальной, так и коллективной психики, которая предстает как совокупность коллективных восприятий, чувств, настроений, образа мыслей тех или иных социальных групп, определенных масс людей и национальных общностей. Коллективная психика проявляется в поведении людей, тем самым воплощаясь в их морали, определяет нормы и принципы человеческой жизнедеятельности. По его мнению, индивидуальная и коллективная психика людей воплощается во всех проявлениях духовной и материальной культуры, в системе экономических, политических и других институтов функционирования общества.