Смекни!
smekni.com

Влияние телевидения на социальное настроение молодежи г. Иваново (стр. 3 из 9)

Ценностные ориентации выступают в качестве некой призмы, обуславливающей особой угол зрения и отношение к происходящим изменениям. Их можно раскрыть через понятие жизненные стратегии. Жизненная стратегия – это способность к самостоятельному построению своей жизни, к осмысленному ее регулированию в соответствии с кардинальным направлением жизнедеятельности. Жизненная стратегия выбирается в соответствии с ценностными ориентациями личности и, с одной стороны, определяет удовлетворенность индивида различными сторонами жизни, а с другой – представляет собой проект действий индивида в будущем, определяет способы достижения благосостояния, реализации своего «Я» и т.д. В мониторинговом исследовании, проводившемся под руководством проф. О.А. Хасбулатовой и проф. Л.С. Егоровой, обозначены три типа жизненных стратегий: стратегия выживания, патерналистская стратегия и стратегия развития. Патерналистская стратегия предполагает надежду на государство в деле материального обеспечения семьи. Лица, разделяющие данную стратегию, стремятся получить льготы, социальные пособия от государства, и снижение уровня социального обеспечения приводит к распространению у них настроения подавленности или раздражения. Отличительными особенностями стратегии выживания является ориентация на собственные силы, но при этом используются такие способы обеспечения себя и своей семьи как работа на приусадебном участке, сокращение расходов на литературу, отдых, одежду. Под стратегией развития понимается такой тип поведения и конструирования жизнедеятельности, которому соответствует осознанный отказ от иждивенческих настроений, опора на собственные силы при достижении целей, ориентация на профессиональный успех, самореализацию и саморазвитие.

В зависимости от жизненной стратегии человек конструирует свое будущее. И мы, таким образом, переходим к последнему, но немаловажному элементу социального настроения, который можно еще назвать деятельностным компонентом, а именно к социальным ожиданиям. Они включают в себя ожидание будущего развития страны в целом и отдельных сфер общественной жизни (экономики, политики, культуры), а также представление о своем будущем. В зависимости от социальных ожиданий человек строит планы на будущее, которые включают методы реализации своей цели. Методы реализации цели, способы достижения благосостояния, напрямую зависят от жизненной стратегии индивида.

Таким образом, социальное настроение имеет сложную структуру, каждый из элементов которой взаимосвязан и взаимообусловлен. Лишь рассматривая все структурные компоненты в системе, мы можем понять сущность феномена социального настроения.

1.3 Типология социального настроения

Мы рассмотрели сущность и структуру социального настроения и выяснили, что данное явление очень сложно и многогранно. Поэтому феномен социального настроения нужно рассматривать с различных сторон. Именно для этого целесообразно ввести типологию социального настроения. Классификация любых общественных явлений или процессов допускает применение различных логических оснований.

В зависимости от субъекта социального настроения, мы можем говорить об индивидуальном настроении, когда его носителем становится индивид, и о массовом настроении как настроении различных групп и слоев общества. Массовое социальное настроение предстает как настроение различных групп, институтов, организаций сообществ, а также наций, народов и даже целых исторических эпох. Разделение настроения на индивидуальное и массовое имеет большое прикладное значение. Анализ малых групп, небольших трудовых коллективов и организаций невозможен без учета индивидуальных настроений. А незнание и непонимание роли массового социального настроения может привести к серьезным последствиям, например, массовым акциям протеста. Что способствует дестабилизации в обществе.

Следующим основанием в типологии социального настроения может быть предметная направленность. А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский выделяют политическое, этническое, религиозное социальное настроение. Эти виды социального настроения можно соотнести с различными сторонами жизни: политической, экономической и культурной. Например, этническое и религиозное настроение можно отнести к культурной стороне жизни. Каждое из конкретных видов социального настроения, связанных с определенной деятельностью или мировоззрением, может быть рассмотрено применительно к различным историческим эпохам, разным странам.

Также виды социального настроения можно рассматривать в плане их позитивной или негативной направленности. Настроения могут быть окрашены в позитивные тона, когда реальность соответствует ожиданиям. В таком случае мы наблюдаем настроения классовой солидарности, национального чувства, уверенности и бодрости, массового воодушевления и патриотизма. Когда чаяния и действительность особенно расходятся, на передний план выступят настроения недовольства, беспокойства, неуверенности, усталости, страха гнева, возмущения.

Следующим основанием для типологии социального настроения является отношение к жизни и процессам, происходящим в обществе. Исходя из этого, можно выделить оптимистическое и пессимистическое социальное настроение. Б.Д. Парыгин считает, что подобное социальное настроение «…оказывается уже не следствием лишь данного самочувствия и впечатлений данного периода, а итогом целой серии постоянно повторяющихся впечатлений и переживаний, результатом приобретенного жизненного опыта, успевшего оставить отпечаток в сознании человека. Так, для оптимистически настроенного настроения характерно убеждение в том, что «нет худа без добра», что доброе начало обычно побеждает злое. Пессимистическое умонастроение, наоборот, сопровождается, а часто и порождается убежденностью в том, что жизнь – это сплошное страдание, что жизнь, следовательно, не имеет ценности и смысла и т.д.» Основой пессимистического настроения становится страх. Настроение страха, тревоги, беспокойства порождается неустойчивостью социального положения, неуверенностью в завтрашнем дне и особенно характерно для переходных обществ.

Социальное настроение не может быть сведено только к этим двум полюсам. Б.Д. Парыгин выделяет следующие виды социальных настроений в зависимости от принятия или непринятия норм общества:

Апатия, для которой характерна социально-политическая индифферентность, безразличие, отсутствие как приподнятости, так и упадка духа.

Ханжество сочетает в себе элементы скрытого, замаскированного протеста, отрицательного отношения к существующим социальным ценностям с элементом приспособления к господствующим традициям и даже декларированного прославления установленных норм, обычаев и социальных стандартов.

Сомнение характеризует не уже утвердившееся отношение ко всей совокупности социальных материальных и духовных ценностей, а еще не ясное, не устоявшееся, наметившееся или намечающееся, но пока не сложившееся критическое или даже отрицательное отношение к определенным нормам поведения.

Сомнение, скептическое настроение играют положительную роль двигателя, импульса человеческой мысли в той мере, в какой они способствуют поиску и обоснованию новых, более плодотворных идей и решений. Однако, превращаясь из частного способа познания в господствующий и единственный метод, способ мировосприятия, сомнение, как правило, становится тормозом на пути познания мира.

Нигилизм – выражает полное и абсолютное отрицание всех норм, традиций, обычаев и авторитетов. Б.Д. Парыгин считает, что атмосфера жестокой конкурентной борьбы и полнейшего равнодушия к судьбе отдельного человека, не может не порождать настроения взаимного недоверия, враждебности человека человеку, ощущение собственной изолированности и незащищенности. Это настроение особенно сильно проявляется в среде молодежи, так как она всегда острее переживает разрыв между идеальными стремлениями и действительностью. Отсюда нервозность, чувство одиночества, тревоги и беспокойства, перерастающее в настроение отчаяния, пессимизма и нигилизма.

В типологии Б.Д. Парыгина все виды социального настроения так или иначе связаны с пессимистическим полюсом. Поэтому, по нашему мнению, его классификацию следует дополнить видами социального настроения, относящимися больше к оптимистическому полюсу.

Консерватизм выражает полное принятие действующих социальных норм. Для консерватизма характерно осторожное отношение к жизни, сдержанность, нежелание производить изменения, реформы, нововведения. В условиях социальных перемен консерватизм проявляется в требованиях реставрации старых порядков, восстановления утраченных позиций, в идеализации прошлого.

Энтузиазм, как социальное настроение, возникает, когда индивид, принимая социальные нормы, желает их позитивно изменить. Он предпринимает активные попытки к улучшению не только собственной жизни, но и жизни общества.

Наконец, социальное настроение можно типизировать по глубине его исходных компонентов. Так, социальное настроение может быть ситуативным, сиюминутным и иметь быстротекущее значение, а может быть устойчивым долговременным образованием.

Таким образом, предлагаемые типологии социального настроения в зависимости от субъекта, предметной направленности, отношения к жизни и нормам общества позволяют рассмотреть данный феномен с различных сторон. Это позволит более точно охарактеризовать социальное настроение, которое развивается очень динамично и может перетекать из одной формы в другую.

Средства массовой информации вообще и телевидение в частности часто ассоциируется с развлечением и поэтому рассматривается как нечто второстепенное в жизни большинства людей. Подобный взгляд совершенно неверен, т.к. на самом деле СМИ оказывают огромное влияние на людей. Это происходит не только из-за их специфического воздействия на наши позиции, но и потому, что они становятся средствами доступа к знаниям, от которых зависит общественная жизнь.