Анализировать деятельность телевидения представляется возможным лишь с позиций тех функций, которые оно исполняет в обществе. Традиционно к числу этих функций относят:
• информационную функцию;
• функцию воздействия на общество;
• познавательно-культурологическую функцию;
• развлекательную функцию;
Исходя из этих функций, можно сделать вывод, что «телевидение является основным источником информации, ориентирующим человека в окружающей его действительности, причем степень влияния его на суждения и оценки людей тем выше, чем дальше отстоит от непосредственного опыта людей сфера, которая отражается в информационных материалах (например, мировая политика)».
Таким образом, средства массовой информации не просто информируют человека, но и создают определенные реальности, в которые погружают его. Сегодня грань между вымышленными и реально проживаемыми событиями весьма незначительна: часто вымышленные, но ярко поданные прессой события выглядят даже более убедительными. Соответственно существует только то, что попадает на каналы телевидения; все остальное почти не оказывает влияние на состояние общества.
Именно средства массовой информации в значительной мере формируют наше мировоззрение, наши взгляды и убеждения. Поэтому неслучайны опасения многих людей, что средства массовой информации активно используются для воздействия на общество, что некие силы манипулируют нами. Высказывается ряд позиций относительно роли телевидения в манипуляции общественным мнением. Социолог А.Н. Тарасов считает, что телевидение манипулирует массовым сознанием таким образом, что неблагоприятные для системы события, если это технически возможно, вытесняются из информационного пространства. Вытеснить можно, во-первых, замалчивая, во-вторых, «задвигая» на десятистепенное место другими – сенсационными негативными сообщениями. При этом «сенсация» может быть искусственно раздута или даже полностью вымышлена.
Исследователь А.С. Васильева высказывает другое мнение: не средства массовой информации манипулируют общественным мнением, а, скорее, общественное мнение манипулирует ими. Телевидение в последнее время поменялось ролями с обществом: еще несколько лет назад телевидение оказывало очень серьезное влияние на жизнь в нашей стране, а общество практически не могло воздействовать на него. Сегодня телевидение выполняет социальный заказ общества, именно поэтому и изменилось как бы соподчинение этих двух реальностей. Естественно, что, выполняя социальный заказ, телевидение волей или неволей должно отвечать тем потребностям, тем вкусам, которые есть в обществе, – востребованы и «мыльные оперы», и большое количество кинофильмов, зачастую невысокого качества, и информационные программы. Таким образом, телевидение сейчас выполняет в основном информационную функцию и функцию релаксатора. При анализе влияния телевидения на социальное настроение мы должны учитывать обе точки зрения, т.к. они взаимодополняют друг друга, выявляют систему прямой и обратной связи между обществом и СМИ.
Итак, телевидение оказывает значительное влияние на социальное настроение людей. Для того чтобы оценить воздействие, оказываемое телевизионными программами, проводилось большое количество исследований, установивших, что телевидение оказывает непосредственное влияние на поведение и социальное настроение людей. Три наиболее исследованные темы – это влияние телевидения на предрасположенность к совершению преступлений и насилию, эффекты новостей и роль телевидения в политической жизни.
Демонстрация насилия в телевизионных программах и его воздействие на поведение людей исследовалась социологами и психологами достаточно подробно, но единой объясняющей модели не предложено. Ученый А.Ю. Дроздов выделяет три основных гипотезы, объясняющих механизм влияния телевизионных сцен насилия на агрессивное поведение людей.
Первая – «гипотеза модели», согласно которой агрессивное поведение оказывается результатом наблюдения и подражания агрессивным действиям других людей и телевизионных персонажей, разработана А. Бандурой. В ходе экспериментальных работ, осуществленных под его руководством в первой половине 60-х годов, детской аудитории показывали, к примеру, снятого на кинопленку взрослого, бьющего палкой большую куклу. После этого дети играли в комнате, а экспериментатор скрыто наблюдал за ними. Как правило, оказывалось, что в экспериментальной группе при общении детей агрессивные проявления обозначались намного явственнее, чем в контрольной группе, не смотревшей указанную ленту. Агрессия на телеэкране служит своего рода примером для моделирования реального поведения. Результаты большинства проведенных исследований подтверждают эту гипотезу, чему есть многочисленные подтверждения.
Вторая гипотеза – «гипотеза катализатора». Российский ученый Д. Берковитц предполагает, что сцены насилия служат своеобразными стимуляторами возбуждения и импульсивного поведения у зрителей (по принципу катализатора, ускоряющего ход химической реакции). Такие сцены выступают стимуляторами, запускающими определенные когнитивные процессы (вызывают агрессивные воспоминания, идеи), что уже, в свою очередь, приводит к агрессивному поведению.
Третья гипотеза – «гипотеза катарсиса», наоборот, указывает на то, что демонстрация сцен насилия приводит к ослаблению агрессивности. Происходит своего рода сброс эмоционального напряжения (катарсис).
Все три гипотезы имеет место быть, но результаты большинства проведенных исследований подтверждают «гипотезу модели». Так, в 1972 г. Комитет по изучению телевидения и социального поведения Министерства здравоохранения США в своем отчете признал существование причинно-следственной связи между насилием на телеэкране и насилием в жизни. Косвенно все эти выводы подтверждаются фактом выявленной взаимосвязи между распространением телевидения в различных странах, и ростом в них насильственной преступности, в частности убийств.
Воздействие фильмов на эмоции, социальные установки и поступки людей – процесс, трудно поддающийся объективному изучению. К сожалению, эта проблема недостаточно рассмотрена отечественными исследователями, хотя в последнее время и в нашей печати появляется большое количество исследований, посвященных воздействию экранного насилия на настроение и поведение людей. Интересное исследование было проведено в 2000 году в рамках научно-исследовательской программы РАО «Социология образования». В общей сложности 116 часов эксперты смотрели передачи трех телеканалов – ОРТ, НТВ и «ТВ Центра».
По данным исследования оказалось, что российский телезритель видит на экране сцену насилия в среднем каждые 15 минут, а в вечерние часы – каждые 10 минут. Самым агрессивным является «ТВ Центр», а самым спокойным из этих трех каналов – ОРТ. Канал НТВ отличается наиболее жесткой подачей информационных программ – демонстрацией документальных кадров насилия, беспорядков и катастроф. ОРТ, сообщая о таких вещах, предпочитает не давать «картинки». К концу недели число сцен насилия на экранах возрастает. Впрочем, в отличие от других каналов, «ТВ Центр» транслирует довольно много сцен насилия и в понедельник. Обычно и агрессорами, и жертвами оказываются мужчины. Конфликты между ними на телеэкране носят предельно жесткий характер: половина сцен – это убийства, треть – драки или избиения. Женщины становятся жертвами в два раза, а агрессорами – в десять раз реже, чем мужчины. При этом каждая вторая сцена агрессии мужчины по отношению к женщине представляет собой сексуальное насилие. Дети участвуют в сценах насилия крайне редко – похоже, это единственное табу, которое существует на нашем телеэкране.
В исследовании, проведенного в 2000 году А.Ю. Дроздовым, анализировались названия всех художественных фильмов, которые транслировались по трем телевизионным каналам (ОРТ, РТР, НТВ). На первом месте по количеству названий «агрессивного» характера находится канал телекомпании НТВ, где почти каждый третий фильм имел подобное название. Наименьшее количество названий такого рода имеют фильмы канала РТР. В целом же, по результатам исследования, можно заметить, что почти каждый седьмой фильм, судя по названию, имеет «агрессивную окраску». Таким образом, по результатам этих двух исследований можно сделать вывод, что самым агрессивным каналом является «ТВ Центр», а самым спокойным – РТР.
Почему так происходит? Вслед за распадом СССР и системы Гостелерадио отечественное телевидение вступило на путь преобразований, ведущий от централизованного государственного телевидения, существующего за счет бюджетного финансирования к системе коммерческих телевизионных каналов, находящихся в состоянии конкурентной борьбы друг с другом и получающих основную долю дохода за счет размещения в эфире рекламных сообщений. Поэтому коммерческая функция ставится во главу угла. Рейтинг телевизионного канала рассматривается как единственный критерий эффективности его функционирования. Чем выше рейтинги канала, тем больше доходов от рекламы он способен собрать. Поэтому показывают то, что больше всего привлекает внимание.
Очень интересную точку зрения приводит С.Г. Кара-Мурза. По его мнению, телевидение, действительно необходимое для получения информации, знаний или развлечения, является неинтересным. Для того, чтобы привлечь внимание зрителя, необходимо обратиться к скрытым, подавленным, нездоровым инстинктам и желаниям, которые гнездятся в подсознании. Если эти желания гнездятся слишком глубоко, зрителя надо развратить, искусственно обострить нездоровый интерес. Возникает заколдованный круг: наркотизирует, приковывает человека как раз то ТВ, которое транслирует агрессию, насилие, провоцирует страх. Таким образом, уже рынок, независимо от личных качеств телепредпринимателей, заставляет их развращать человека, вследствие чего ТВ становится мощной разрушительной силой.