Депривационный виктимизм как
социально-психологический фактор риска экстремизма
Е.В.Руденский,
Доктор социологических наук, кандидат педагогических наук,
профессор социальной психологии и клинической социологии,
действительный член Академии педагогических и социальных наук,
г. Новосибирск
Экстремизм как социально-психологическое явление и как факт реальной действительности современной России представляет угрозу национальной безопасности не только как деструктивное явление, но и как реальная психологическая почва развития терроризма в стране. Но, не смотря на очевидную реальность экстремизма, его социальную и психологическую деструктивность, современная российская наука не имеет опыта исследования глубинных механизмов возникновения и развития экстремизма.
Одним из таких механизмов является механизм социального генезиса экстремизма. Механизм социального генезиса экстремизма раскрывает субъектно-интеракционный уровень научного понимания социальной природы экстремизма как социальной патологии личности, и как реальный фактор угрозы экстремизма в России. А значит, дает основание для программирования и реализации социально-психологической превенции экстремизма.депривационный виктимизм экстремизм личность
В связи с этим разработка комплекса научных проблем, детерминирующих социальный генезис экстремизма, представляется весьма актуальным. Менее всего изучена социальная генетика экстремизма с позиции синтеза интеракционизма, социального конструктивизма и психологического интерпретативизма, а значит более всего актуально, исследование взаимосвязи проблемы социальной генетики экстремизма с проблемой социализационной дисфункции таких социальных институтов как семья и образование.
Проблемы социализационной дисфункции образования рассматривает социально-генетическая виктимология образования, проблемы социализационной дисфункции семьи – область интересов – культуро-генетической виктимологии семьи.
Социально-генетическая виктимология образования, социально-генетическая виктимология семьи и социально-генетическая виктимология личности раскрывают фундаментальные основания деструктивного для личности и общества социально-психологического явления – депривационный виктимизма.
Депривационный виктимизм как социально-психологическое явление представляет генетический и онтологический механизмы виктимизации личности как следствия парциальной или системной социальной депривации личности.
Сущность социально-психологического явления "депривационный виктимизм" предстает в полной мере через экспозицию составляющих его определение терминов – "депривация" и "виктимизм".
Термин "депривация" (от английского deprivation) означает лишение, потерю. В его основе лежит английский корень privare, что означает "отделять". Префикс de используется в интерпретируемом понятии для усиления онтологического смысла корня. Это дает возможность трактовать понятие "депривация" как термин для характеристики потери или лишения чего-либо из-за недостаточного удовлетворения социальных или психических потребностей.
А термин "виктимизм" используется для характеристики общества, основанное на жертвенности людей. Людей, которые чаще всего живут с ощущением себя как жертвы социальных, социально-психологических обстоятельств. Виктимизм также рассматривается как учение о социальных, психологических и социально-психологических механизмах виктимизации – процесса трансформации личности в жертву. У юристов – виктимизм как одна из парадигм криминологии – исследуется жертва преступлений, социальная педагогика – рассматривает жертв неблагоприятных условий социализации.
Инновационная концепция педагогического виктимизма – социально-генетическая виктимология – исследует жертву дефекта социализации личности в образовательном процессе школы.
Социально-генетическая виктимология впервые раскрыла виктимогенную роль социально-психологической депривации личности и раскрыла депривацию как генетический источник виктимизации личности.
Это дало возможность определить депривационный виктимизм как социально-психологическую концепцию диагностики механизма развития социальных патологий личности с позиции субъектно-интеракционного подхода.
Субъектно-интеракционный подход, базирующийся на теориях интеракционизма и культурно-исторической психологии Л.С.Выготского, выдвигает интеракцию (социальный фактор) и интерсубъектность (психологический фактор) в качестве ведущих детерминант социального генеза личности.
Социально-психологическая депривация всегда связана с лишениями в сфере удовлетворения интерсубъектных потребностей личности, что выдвигает ее (социально-психологическую депривацию) как психологический триггер социально-генетической виктимизации личности. Деструктивного механизма, который создает риск развития специфической типологии социального субъекта – виктима.
Виктим как социальный тип личности – это социально и психологически деформированный тип личности. В зависимости от типа деформации определенно четыре базовых типа виктимного социотипа личности: конформистский, инфантильный, маргинальный, аномичный.
Типология виктимного социотипа личности определяет ее онтологию: нарушенный способ адаптации к социальным условиям и не способность, социально приемлемым образом, удовлетворить личностные потребности. Эта особенность виктимного социотипа личности обусловлена тем, что определяющий ее дефект социализации имеет системную природу. А основным компонентом этой системы является личностный дефицит (социального интеллекта, социальной адекватности, социальной зрелости, социальной идентичности, социальной компетентности).
Под личностным дефицитом понимается недостаток психической функции, который приводит к нарушению механизмов социальной адаптации. Это было отмечено А. Маслоу, который, и, определил название этому социальному типу личности – дефицитарная личность.
Именно А. Маслоу принадлежат первые типологические характеристики дефицитарного типа личности – цинизм, эгоизм, "низкие" потребности, асоциальность, потребительское отношение к жизни и людям, мрачная злобность, депрессивность и все это на фоне обедненной когнитивной сферы личности.
Виктим как психологически и социально-дефицитарная личность не в состоянии установить полноценных субъект-субъектных отношений и испытывает адаптационные проблемы.
Это приводит к тому, что виктим находит для себя особый стиль социальных отношений – брутальный (агрессивно-жесткий), который позволяет в той или иной мере преодолеть деструктивное переживание (когнитивный диссонанс) личной неадаптированности и социальной дефектности. Система социальных дефицитов как следствие дефекта социализации формирует личность, тяготеющую к социально неадекватной адаптации в обществе.
Такая адаптация определена сегодня как брутальная адаптация виктимной личности.
Брутальная адаптация базируется на социально-генетической виктимизации. Социально-генетическая виктимизация создает психологический фундамент брутальной адаптации и определяет возникновение и характер функционирования цепного процесса виктимизации в обществе.
Цепной процесс виктимизации – это социально-психологический механизм разрушения общества за счет брутальной адаптации виктима, в процессе чего происходит субституция – перенос агрессии на новых людей и превращение их в новых жертв, которые встав на путь брутальной адаптации, совершают новый акт субституции, и запускается новое звено виктимизации.
Такая интерпретация функции виктимизации и характера социальной адаптации виктима дает основание рассматривать депривационный виктимизм как социально-психологическую концепцию угрозы социальной безопасности в России "изнутри", на социально-психологическом уровне.
Это обстоятельство обуславливает необходимость уточнить феноменологию депривационного виктимизма.
Депривационный виктимизм – это социально-психологический феномен состояния личности в современном российском обществе, которое обусловлено:
· Функциональным кризисом институтов социализации личности;
· Деструкцией интеракционных механизмов социализации личности;
· Аномальным состоянием педагогической теории социализации;
· Девальвацией феномена "социализация" как социально-генетического механизма общества;
· Дефицитарной интеракцией субъектов и агентов социализации.
Депривационный виктимизм – это психологическая база возникновения и развития деструктивного социального типа личности – виктима.
Виктим – это социально-дефицитарная, социально-неадаптированная личность, для которой характерна специфическая форма социального отчуждения – анапсиоз.
Анапсиоз — это деструктивный синдром социального отчуждения путем использования психологического сжатия регулятивной системы взаимодействия с социальным окружением. Полный набор индикаторов синдрома анапсиоза включает в себя следующие проявления: дубликацию Я; дереализацию; психическое оцепенение; эмоциональную анестезию; агедонию — неспособность получать удовольствие; асексуальность; социальные страхи; изоляцию, отчуждение; снижение интенсивности мотивации; утрату ориентации на будущее; алекситимию .
Депривационный виктимизм – это психологическое явление, порожденное дефектом социализации. Механизм развития (социально-генетическая виктимизация) дефекта социализации представлен социально-генетической виктимологией образования.
Дефект, как свидетельствуют энциклопедические словарные источники, означает "недостаток" . Это дает основание рассматривать феномен дефекта социализации личности учащегося в образовательном процессе школы через раскрытие другой феноменологической единицы педагогического исследования – дефициткомпетентности личности.