В настоящее время в Швейцарии в сфере социально-культурной анимации существует уже более двух тысяч различного рода учреждений и центров. Только в немецкой Швейцарии создано три центра по подготовке аниматоров, которые все в большей степени поддерживаются государством.
Социально-культурная анимация вносит сегодня заметный вклад в общественное развитие страны, особенно в области социальной работы, образования и культуры. Она широко распространена в работе с молодежью – в домах, клубах молодежи, различных детских и юношеских организациях, общинных центрах, досуговых заведениях и т. п.
Такого рода заведения считаются классическими сферами применения анимации. Но в последние годы получили развитие и иного типа учреждения для анимации, которые служат для проведения культурного отдыха и развлечений всех слоев населения, независимо от возраста людей.
Новой формой работы аниматоров является работа в жилых кварталах. Она нацелена на улучшение жизненных условий в определенном жилом пространстве. Новые центры социо-культурной анимации создаются и на предприятиях, особенно в сфере обслуживания широких кругов общественности. Эти центры в финансовом отношении находятся в более благоприятном отношении и могут себе позволить расходы для организации различного рода акций и мероприятий.
В ряде стран, в том числе России, распространено очень широкое, на наш взгляд, толкование термина социальная педагогика. Для Швейцарии же характерно как раз более широкое толкование социально-культурной анимации, а не социальной педагогики. Это объясняется, прежде всего, национальными историческими традициями страны. Социальная педагогика длительное время связывалась в России только с воспитанием в интернатах. Поэтому и социальный педагог ассоциировался лишь с воспитанием. Правда, в последние годы происходят некоторые изменения в понимании функций и задач социальной педагогики и социального педагога, так как социальная педагогика становится специальной дисциплиной в университетском образовании.
Тем не менее, целый рад видов социальной деятельности, которые, например в России, входят в функции социальной педагогики, в Швейцарии отнесены к другим областям, в частности к искусству.
Соединенные штаты Америки как государство, рдеющее за свободу во всех ее проявлениях, стремится демократизировать все стороны жизни социума. Ввиду часто обостряющейся ситуации расизма «коммуна» является инструментом подавляющим деструктивные проявления в различных структурах общества. Однако, несмотря на провозглашенный принцип всеобщего включения населения к решению проблем, влияющих на их быт и повседневную жизнь и добровольной инициативы в помощи «нуждающимся» слоям населения материальная сторона вопроса особенно в части провокации молодежи на включение в обустройство благоприятной социальной действительности имеет место быть.
«Мы верим в способность людей влиять на окружающую среду и характер общества. Мы верим в идею, что все люди должны быть привлечены к решению проблем, влияющих на их быт и повседневную жизнь. Создание демократического общества требует активных, думающих граждан, не боящихся ответственности, активно экспериментирующих в различных жизненных сферах. Мы ищем пути включать людей нашей общины в решение общих проблем при максимальном поощрении участия людей в делах общественности» – так Б. Вул выразил основной посыл общинной работы США.
Общинный подход США базируется на ряде концептуальных положений:
1. Прежде всего, улучшение качества человеческой жизни происходит путем создания в обществе коммьюнити культуры и заботы, имеющих корни в экономической и социальной справедливости.
2. Отвержение оторванности и разобщенности людей, поиск способов вовлечения всех сегментов общества на основе реальной жизни.
3. «Соседство» изучается исключительно в структуре большого города, штата, нации, мира.
4. Многообразие различий характеризует взаимодействие людей. Различие классов, рас, религий, пола, возраста и рассматриваем их как источник изобилия, богатства, дающий возможность человеку развиваться.
5. Многообразие различий способствует совместной помощи и поддержке, взаимоуважению, но совсем не обязательно согласию и одобрению.
6. Свобода может быть расширена только путем повышения социальной ответственности. Только через социальные взаимоотношения и социальные структуры люди смогут защитить права и расширить потенциальные способности индивидуума.
В США существует понятие – комьюнити (community, в переводе с англ. яз. – община).
Основные принципы работы одной из таких общин – комьюнити «Годдард – Риверсайд».
В Годдард – Риверсайде полагают, что каждый должен иметь возможность общения с другими людьми, вовлечения в их деятельность сообщества и что каждое сообщество, в свою очередь, обогащает другие сообщества, таким образом, строя мир, в котором мы живем. Через свои программы «Годдард-Риверсайд» стремится включить людей в различные сообщества и обеспечить каналы, через которые каждый может стать полезным и важным членом общины. Разнообразие сообщества «Годдард – Риверсайд» по представленным в нем классам, расе, полу, возрасту, вере и происхождению стало источник динамизма и дает основание гордиться предоставляемой возможностью учиться друг у друга через конфликт, борьбу и сотрудничество, чтобы получить зыигрыш из наших различий и приобрести более фундаментальное приятие друг друга и доверие.
«Годдард – Риверсайд» расположен в Верхнем Вест-Сайде, в Манхэттене и обслуживает главным образом территорию между 72-ой и 96-ой улицами. Он проводит дневные и ночные программы, летом и в течение учебного года для людей всех возрастов, от дошкольников и до жителей старшего возраста. Имеется круглогодичный лагерь в Рифтоне, Нью-Йорке, доступный различным группам в разное время в течение года.
Например, молодежная программа «Выбор» конторы «Годдард – Риверсайд» открывает двери образованию и карьере.
Гордостью «Выбора» стал огромный компьютеризованный банк данных, содержащий сведения о многообразных программах помощи в достижении карьеры, образовании, финансовой поддержки. Штатом конторы и добровольцами собирались эти сведения на протяжении десяти лет. Но банк данных – только один из ресурсов, предлагаемых клиентам «Выбором».
Большую популярность среди людей старшего возраста приобрел «Лагерь добрых встреч» «Годдард – Риверсайда». Популярность он приобрел не только видом деятельности, но и своим особым местом.
«Мы разрушаем миф о том, что пожилые люди малоподвижны и живут прошлым,– говорит Хэрру Хекелман, директор лагеря. У нас нет телевизора, потому что телевизор оказывает изолирующее действие. У нас есть африканские танцы, театр импровизации, йога, путешествия на плотах и дискуссионные группы. Мы показываем фильмы, вызывающие дискуссии, и обсуждаем вопросы, которые в этих фильмах затрагиваются. Мы выпускаем нашу собственную газету. Мы нанимаем художников, а не консультантов, потому что пожилые люди нуждаются в средствах передвижения для исследований, а не только в заботе».
В прошлом году в «Лагере добрых встреч» попробовали новшество – создали лагерь, где перемешаны поколения. Молодые люди приехали из однодневного лагеря «Годдард – Риверсайда», чтобы переночевать и принять участие в программах старших. Жители лагеря от 8 до 80 лет общались, танцевали, делали вместе мороженое, готовили, занимались театральным искусством и творчеством. Чтобы интеграция не стала чисто символической, места в столовой были распределены штатом, чтобы во время пребывания молодых людей в лагере, взрослые и дети ели вместе, за общими столиками.
Студенты получают распределение для работы с пожилыми как часть одногодичной программы в рамках города, спонсорами которой являются Отделение старения и Совет по образованию. Студенты делают покупки для жильцов, посещают их дома и в больнице, работают по проектам занятий ремеслом и даже помогают с языковыми трудностями. Город платит каждому студенту 4–4,5 доллара в час примерно за 12 часов работы в неделю.
Дети – всего лишь зеркало, которое отражает общество, построенное взрослыми. Поэтому помощь необходима там, где начинаются заботы. Обеспокоенный молодой человек, больной ребенок, беспомощные отец или мать... К кому они могут обратиться?
В течение семидесяти лет Маннергеймская Лига защиты детей в Финляндии работала, чтобы защитить права детей и интересы семьи.
Лига способствует реформам и занимается проблемами детей и семей. Особое внимание уделяется профилактике различного рода отклонений.
Маннергеймская Лига защиты детей и молодежи стремится убедить общество более серьезно относиться к детям и их нуждам, давая им право быть детьми. Работа лиги основана на долгосрочных исследованиях и экспериментировании.
Многие современные службы социальной помощи возникли по инициативе Маннергеймской Лиги защиты детей и молодежи.
Маннергеймская Лига защиты детей и молодежи всегда особое внимание уделяла профилактике правонарушений. Поддержка и советы родителям – один из основных аспектов оказываемой лигой помощи, объектом внимания является вся семья.