Смекни!
smekni.com

Создание дворового сообщества как социальная технология (стр. 2 из 18)

Обращаясь к этнографическим исследованиям И.С.Кона и М.Мид, мы получаем представление об иных цивилизациях, об иных образах жизни и, соответственно, других формах социализации, других требованиях к человеку в обществе.

В работах этих авторов показано, что именно культура является главным фактором, который позволяет учить детей как думать, чувствовать и действовать в обществе. С одной стороны, культуры навязывают определенные стили поведения, включая позы и жесты, и, порой, влияние жестко предписанных норм на поведение отдельных индивидов нам кажется слишком прямым, с другой стороны, культура оказывается той опорой, которая помогает человеку преодолеть свою биологическую основу и, собственно, стать человеком.

В соответствии со способом передачи культур от одного поколения к другому, американский антрополог М. Мид в своей книге «Культура и мир детства» делит их на три вида: постфигуративный, фигуративный и кофигуративный.[21]

Примитивные общества, маленькие религиозные или идеологические анклавы главным образом постфигуративны, основывая свою власть на прошлом. Прожитое взрослыми – схема будущего для их детей. Такие культуры, в которых взрослые не могут вообразить себе никаких перемен и потому передают своим потомкам лишь чувство преемственности жизни, по современным данным, были характерны для человеческих сообществ на ранних этапах становления цивилизации.

Без письменных или других средств фиксации прошлого люди вынуждены были включать в свое сознание, хранить его в памяти и отработанных формах действий каждого поколения взрослых. Основные навыки и знания передавались ребенку так рано, так беспрекословно и так надежно – ибо взрослые выражали здесь свое чувство уверенности, что именно таков должен быть мир для него.

Для того чтобы сохранить такую культуру, старики были нужны. Они служили законченным образцом жизни, как она есть, успешная передача из поколения в поколение каждому ребенку неистребимых штампов определенных культурных форм. Эта культура зависит от реального присутствия в обществе представителей трех поколений.

Отсутствие сомнений и отсутствие осознанности – представляются ключевыми для сохранения любой постфигуративной культуры.

Великие цивилизации, по необходимости разработавшие процедуры внедрения новшеств, обращаются к новым формам социального развития таким как формы кофигуративного обучения, т.е. обучения у сверстников, товарищей по играм, у своих коллег по учебе и труду. Там, где общепризнанно, что представители некоторого поколения будут моделировать свое поведение по поведению своих современников (в особенности, когда речь идет о подростковых группах сверстников) и что их поведение будет отличаться от поведения их родителей и дедов, каждый индивидуум, коль скоро ему удастся выразить новый стиль, становится в некоторой мере образцом для других представителей своего поколения.

Кофигурация характеризуется тем, что опыт молодого поколения значительно отличается от опыта их родителей, дедов и других старших представителей той общины, к которой они непосредственно принадлежат (родители не могут служить им живым примером поведения, подобающего их возрасту). Молодежь должна сама вырабатывать у себя новые стили поведения и служить образцом для своих сверстников.

В своей предельной форме кофигуративное общество – общество, в котором отсутствуют старики как представители самого старшего поколения. Переход к новому образу жизни, требующему приобретения новых умений и форм поведения, представляется более легким тогда, когда нет стариков, помнящих о прошлом, формирующих опыт растущего ребенка, закрепляющих непроизвольно все невербализованные ценности старой культуры. Жизненный опыт ребенка сохраняется на поколение, а его связи с прошлым ослабевают.

Нуклеарная семья, то есть семья, состоящая только из родителей и детей, действительно представляет собой очень гибкую социальную группу в тех ситуациях, в которых большая часть населения или каждое следующее поколение должны усваивать новые жизненные привычки.

В настоящее время молодежь с ее префигуративным схватыванием наделяется новыми правами. В обществе, подобном нашему, где требуется большая социальная мобильность, разрыв между поколениями по образованию и по стилям жизни неизбежен. Эта обстановка диктует новые условия, здесь взрослые вынуждены учиться также и у своих детей.

Дети сегодня стоят перед лицом будущего, которое настоящему неизвестно, которым нельзя управлять так, как происходит это сегодня, за счет осуществления изменения в одном поколении с помощью кофигурации в рамках устойчивой, контролируемой старшими культуры, несущей в себе много постфигуративных элементов. Сегодняшние дети вырастают в мире, которого не знали старшие, но некоторые из взрослых предвидели, что так будет.

Таким образом, в зависимости от типа культуры процесс социализации протекает по своим, принятым в данном обществе течениям, относительно функционирующих обычаев, норм, прав, ценностей, традиций, исторически сложившегося уклада жизни.

Формы социализации и требования к социально зрелой личности специфицированы для различных культур и в различные исторические эпохи. Существенным моментом современной ситуации является критическое рефлексивное отношение человека к культурным нормам, что позволяет ему выступать с инициацией новых норм и, соответственно, нести функцию развития культуры и общества.

1.1.2 Социологические представления о социализации

«Социология как наука о формах и изменениях совместной жизни людей, исследует всю совокупность общественных явлений, таких, как народ, сословие, племя, союзы мужчин и женщин, род, семья, брак, различные виды общественных образований, их основы, формы, развитие, их возникновение и исчезновение.»[36]

Сложность и многофакторная детерминация процесса социализации обусловливает тот факт, что социализация является объектом исследования многих смежных дисциплин. Причем разные авторы дают свою интерпретацию понятия «социализация».

У М. Вебера определение социализации звучит так: «это процесс интеграции человека в различные виды социальных общностей (группа, социальный институт, социальная организация) путем усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности» [4].

По определению, данному Ж.Тощенко, социализация «представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом» [33].

Таким образом, можно утверждать, что социализация в социологических исследованиях понимается как окультуривание человека, включение его в общество, как родственного элемента и по сути как специфическая форма присвоения человеком общественных отношений, которые существуют во всех сферах общественной жизни. А исследуются как таковые обстоятельства, влияющие на процесс социализации. В общем виде эти обстоятельства можно рассматривать как макро-, микро- и мезофакторы.[16]

Макрофакторы формирования индивида – это общество в целом как определенная социально-экономическая, социально-политическая и идеологическая система, в рамках которой протекает весь процесс жизнедеятельности индивида. Сюда входит и система общественного воспитания подрастающего поколений, а это, прежде всего, те институты общества, целью которых является воспитание детей: школа и другие учебно-воспитательные учреждения, детские и юношеские организации и др. Вместе с тем в системе общественного воспитания большую роль играют те институты, для которых воспитание подрастающего поколения не является целью, выступающие как одна из их функций: средства массовой информации, профсоюзы, другие общественные организации, трудовые коллективы. Испытывая на себе воздействие этих институтов, индивид получает определенные представления о социально-экономической и общественной практике и становится в той или иной мере причастным к ней.

Когда мы говорим о мезофакторах социализации индивида, то имеем в виду регион, в котором он живет (Прибалтика, Закавказье, Сибирь и т.д.), – он определяет социально-демографические и национально-культурные особенности воздействия на индивида; населенный пункт (город, индивидуально-культурный, курортный центр; село – большое, среднее, малое, хутор). С этим связано социально-профессиональное состояние населения, социально-культурные воздействия.

Микрофакторы – непосредственная среда жизнедеятельности индивида: семья, школа, микрорайон, наличие в нем культурные и учебно-воспитательные учреждения, коллективы и группа сверстников, в которую входит индивид. Непосредственное окружение оказывает воздействие на формирование личности в процессе повседневной жизнедеятельности, в соответствии с нормами, которые характерны для этого окружения.

Негативное воздействие микрофакторов социализации приводит к девиантному, а то и к деликвентному поведению подростков, что показывают исследования многих отечественных социологов (В.Н.Шубкина, Г.А.Чередниченко и др.). То есть одним из определяющих в формировании социально зрелой личности оказывается влияние той среды, в которой происходило развитие индивида.

Социологические исследования показывают, что основными факторами определяющими социально-приемлемое и асоциальное поведение индивидов определяется микрофакторами социализации. Эти факторы определяют широту мировоззрения молодого человека, его способность проектировать свое будущее, способность встраиваться в социальную структуру общества и т.д.

Негативное же воздействие факторов социализации ведет к отсутствию перечисленных способностей, либо к их деформации. Отсюда невозможность человека встроиться в нормативное общество, что приводит к деликвентному поведению, ведущему к разложению личности (в прямом смысле слова). Замыкание в себе, уход от действительности приводит к выпадению индивида из процесса самореализации, что недопустимо для нормального развития общества.