Смекни!
smekni.com

Создание дворового сообщества как социальная технология (стр. 7 из 18)

По нашему мнению, социальный компонент среды – это система ценностей, норм и отношений, а также личностное наполнение среды жизнедеятельности человека.

Двор – пространство гуманных отношений

Гуманные отношения выступают как такие отношения, в которых предметный мир – окружающая среда, а также социальный мир – общество взрослых и сверстников – приобретают для ребенка статус безусловных личных ценностей, которые переживаются им как сострадание и сорадование и порождают стремление к защите, содействию, помощи.

Психологическую основу гуманного отношения к другому составляет складывающаяся в общении и совместной деятельности определенная готовность субъекта чувствовать, переживать, действовать так, как если бы этим другим являлся он сам.[1]

Здесь также важен аспект межпоколенного гуманного отношения, когда одно поколение задает нормы общения, взаимодействия, а другое подхватывает.

Двор должен быть пространством событийности

Понятие событийности мы берем у Слободчикова, который рассматривает его как двухполюсное.

Событие представляет собой такую человеческую общность, в которой возможно свободное самоопределение каждого входящего в нее человека, имеется ввиду развитая форма человеческих связей и отношений.

С момента рождения ребенок попадает в связи и отношения с другими людьми. Эти связи и отношения, в которых оказываются люди, должны быть характеризованы через: 1) места (полюса, валентности), распределенные между участниками некоторой общности; 2) характер, образ действий

М. Хайдеггер заметил, что человек есть не только «бытие-в-мире», но он главным образом есть «бытие-с-другими». Общительность, общность являются главными атрибутами человека.

В словаре В. Даля выделяются те главные значения, с которыми понятие «событие» вошло в научную и реальную жизнь. «Событие, событность кого-то с кем-то, пребывание вместе, в одно время» и «событие, происшествие, что сбылось».

В реальной жизни мы всегда узнаем событие по особому отношению человека к нему. События, происходящие в жизни человека, образуют особое психологическое пространство его развития. В этом пространстве происходят процессы самопонимания, самоопределения. Значительные события (праздники) приводят к существенному изменению опыта, задают переходы к новым ситуациям. Событие требует от человека оценивания себя, осмысления, переосмысления.

Принципы педагогики событийности

1. Принцип равенства: мир детства и мир взрослости - совершенно равноправные части мира человека, их достоинства и недостатки гармонично дополняют друг друга;

2. Принцип диалогизма: взаимодействие мира детства и мира взрослости должно строиться как диалогичный и целостный «учебно-воспитательный процесс»;

3. Принцип сосуществования: мир детства и мир взрослости должны поддерживать обоюдный суверенитет, исходить из идей невмешательства, ненавязывания друг другу своих ценностей и законов;

4. Принцип свободы: мир взрослости должен исключить все виды контроля над миром детства, предоставить ему полную свободу выбирать свой собственный путь, обеспечивая при этом лишь условия сохранения жизни и здоровья детей;

5. Принцип соразвития: развитие мира детства - это процесс, параллельный развитию мира взрослости;

6. Принцип единства: мир детства и мир взрослости не образуют двух разграниченных миров, но составляют единый мир людей;

7. Принцип принятия: особенности любого человека должны приниматься другими людьми такими, каковы они есть, безотносительно каким бы то ни было внешним эталонам, нормам и оценкам «взрослости и детскости».

Организация пространства двора с включением всех выделенных компонентов обеспечивает создание среды «нормального» взросления современного ребенка.

Каждому возрастном этапу соответствуют определенные характеристики - новообразования каждого возраста, это и игровая деятельность (Л.С. Выготский, Б.Д. Эльконин,), и социально одобряемая совместная деятельность (Д.И. Фельдштейн), и пространство проб (К.Н. Поливанова) и интимно-личностное общение (Д.Б. Эльконин). Чтобы обеспечить успешные возрастные переходы необходимо, чтобы эта среда была межвозрастной, где обеспечивается представленность образа взрослости.

2.1.1 Дворовое сообщество

Дворовое сообщество должно стать той «структурой» которая будет поддерживать вновь появившиеся нормы дворовой жизни.

Поскольку социализация в пространстве «улица-двор» носит стихийный характер, а значит, никак не способствует снятию проблем деструктивного, зачастую делинквентного поведения юных жителей двора, то возникает необходимость организации дворовых сообществ, формирования определенной культурной среды в пространстве двора.

Дворовое (соседское) сообщество – не означает «организация». Это знакомые лица на улице и в магазине, во дворе и доме. Это - жители, заинтересованные в чистоте и уюте, в безопасности и, следовательно, спокойствии за детей, разделяющие гордость за «свой двор», «свой микрорайон». Это определение дано Е.С. Шоминой, автору нескольких книг, посвященных изучению проблематики создания соседских сообществ.

Соседство

Соседство представляет собой некую близко территориально проживающую группу людей (в одном подъезде, в одном доме, в рядом стоящих индивидуальных домах). Эту общность характеризуют межличностные связи, определенное отношение к месту своего проживания (как к «своей» или «ничьей» территории), порой некоторые общие цели и совместная деятельность (благоустройство, забота о порядке и т.п.).

Для взрослых соседство играет различную роль в их жизни в зависимости от типа поселения, местных традиций и обычаев, социально-культурного статуса и возраста человека. В целом нужно отметить существенное ослабление соседских связей в больших городах; часто даже люди, живущие десятилетиями на одной площадке, не знают своих соседей.

Общаясь с соседями-сверстниками, дети усваивают новую лексику, нормы, стереотипы поведения, виды позитивных и негативных социальных санкций, познавая в социальной практике, за какие личностные и поведенческие проявления эти санкции применяются обществом сверстников.

Таким образом, интенсивные соседские связи играют важную социализирующую роль в детстве и отрочестве, как позитивного, так и, естественно, негативного характера. Но это – объективный фактор, влияние которого зависит во многом от соотношения с семейным влиянием, а также с влиянием иных жизненных обстоятельств и факторов, социализирующих растущего человека. В частности, большое значение имеет то, в какие группы сверстников входит ребенок, подросток, юноша. В детстве они обычно состоят из соседей, но уже в отрочестве, а в юности тем более, эти группы могут весьма слабо или совсем никак не пересекаться с соседскими связями. [22]

Крепкие соседские связи во многом обуславливают построение дворового сообщества, среда двора становится более безопасной если ребенок понимает, что он в этой среде не одинок, у него есть соседи. Наличие соседских связей задает более благоприятную среду жизни семьи.

А в наше время всеобщей индивидуализации, построение дворовых (соседских) связей как задающих и поддерживающих определенный уровень среды двора, культуру и нормы общения это на самом деле важная задача.

2.2 Двор как среда жизнедеятельности в историческом периоде 20-начала 21 века. Российский опыт

2.2.1 Педагогика среды как опыт осмысления и организации жизни детей в пространстве улицы

Значительный вклад в изучение социальной среды детей как фактора их социализации в советской педагогике 20-х гг. XX в. принадлежит Станиславу Теофиловичу Шацкому (1878-1934). Осмысление его педагогического наследия в целом позволяет считать его одним из основоположников социальной педагогики в России.

Именно С.Т. Шацкий был ярчайшим представителем Субдвижения организаторов детских клубов и площадок 1900-х годов, открывал для себя мир детей и реализовывал на практике свою педагогическую позицию.

Это движение наиболее активно проявилось в Москве, Петрограде, Томске и в других городах. В Москве оно ярко проявилось, как попытка включиться в международное движение сетлементов в 1905 г. В 1906 г. было институциализировано в качестве официально зарегистрированного общества «Сетлемент» (переименованного позже в общество «Детский труд и отдых»). Общество объединяло группу представителей московской интеллигенции (архитектура А.У. Зеленко, студента С.Т. Шацкого, пианистку В. Н. Демьянову, учительниц Л.К. Шлегер, Н.О. Массалитинову, М.В. Полетаеву, Л.Д, Азаревич и др.)

В курсе лекций по педагогике, прочитанном в 1928/29 гг. студентам педтехникума, С. Т. Шацкий ставит в центр своего изложения одну из главных, по его мнению, проблем – педагогику среды. Традиционная педагогика всегда имела дело с организованным педагогическим процессом в семье и в школе. Но на деле «мы имеем две системы воспитания: школу и окружающую жизнь». С. Т. Шацкий убежденно считает, что в окружающей жизни происходит активный педагогический процесс (он его именует «большой педагогический процесс»), результатом которого становятся устойчивые навыки, необходимые именно для данной среды, например деревенской, пролетарской. [38]

«Строго говоря, все неудачи работы с детьми зависят от пренебрежения природными свойствами каждого ребенка» – утверждал С.Т. Шацкий. [38]

С.Т. Шацкий выделил пять положений изучения «детского склада» в педагогике:

1) у детей сильно развит инстинкт общительности, они легко знакомятся друг с другом – игры, рассказы, неугомонная болтовня служат признаками этого инстинкта;

2) дети – настойчивые исследователи по природе, отсюда их легко возбуждаемое любопытство, бесчисленное количество вопросов, стремление все трогать, ощупать, пробовать;