ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Пермский институт (ФИЛИАЛ)
Государственного образовательного учреждения
Высшего профессионального образования
"Российский государственный торгово-экономический университет"
Учетно-финансовый факультет
Кафедра гуманитарных дисциплин
Контрольная работа
Социология
Тема № 3: "Современные социологические концепции"
Выполнила студентка IIкурса, группы БЗ-21
специальность "Бухгалтерский учет, анализ и аудит"
Кузнецова Елена Александровна
Рецензент: кандидат философских наук,
доцент кафедры гуманитарных дисциплин Люц Елена Петровна
Пермь-2009
Содержание
Введение
Глава 1. Структуралистско-конструктивистский подход к исследованию социальной стратификации
Глава 2. Социологические концепции глобализации и их применение к анализу социальной стратификации
Список литературы
В современной социологии сосуществуют несколько теоретических направлений исследования социальной стратификации, ни одно из которых не является доминирующим. Существует множественность парадигм, соперничество между социологическими школами.
Социология, по словам Роберта Мертона, на протяжении всей своей истории находилась в состоянии постоянного кризиса. Он называл его "хроническим кризисом социологии". Суть этого феномена состоит в том, что с появлением каждой новой концепции все предшествующие объявлялись либо ошибочными, либо односторонними. Наиболее распространены оппозиции в сфере изучения социальной стратификации между теоретической и эмпирической социологией, количественными и качественными методами.
В настоящее время в социологии осуществляется поиск новой синтетической социологический парадигмы, которая одновременно характеризовала бы проблемы социальной стратификации современного общества, была бы способна объяснить глобальные перемены в мире и спрогнозировать их течение и имела непосредственную связь с политикой.
Социальная стратификация является центральной проблемой в социологии, отсюда и множественность концепции, применяемых к исследованию ее особенностей. Деление социума на классы, группы, слои и более мелкие структурные единицы - необходимый момент социологического анализа, который может проводиться с разных методологических позиций.
Социальная стратификация описывает социальное неравенство в обществе, деление социальных слоев по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию привилегий. Термин "стратификация" пришел из геологии, где он обозначает расположение пластов Земли по вертикали. Социология уподобила строение общества строению Земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали. Основанием служит лестница доходов: бедняки занимают низшую ступеньку, зажиточные группы населения - среднюю, а богатые - верхнюю. Каждая страта включает только тех людей, кто имеет приблизительно одинаковые доходы, власть, образование и престиж. Неравенство расстояний между статусами - основное свойство стратификации.
В исследованиях социальной стратификации сейчас преобладают многомерные стратификационные модели с использованием таких критериев, как имущественное положение и доход, образование, позиция во властной структуре, социальный статус и престиж, самоидентификация, то есть комбинация объективных и субъективных критериев.
Особое место среди современных социологических концепций принадлежит структуралистско-конструктивистскому подходу и социологическим концепциям глобализации. Данные концепции направлены на расширенное понимание социальных процессов, меняющих стратификационный профиль современных обществ. Их методологические основы позволяют перейти границы традиционных социологических парадигм, вводя новые модели социального пространства, выделяя комбинированные признаки стратификации.
Объектом исследования в данной работе являются современные социологические концепции. Предметом - возможность применения данных концепций к анализу социальной стратификации общества.
Для исследования социальной стратификации общества особое значение имеет структуралистско-конструктивистский подход, который представляет собой объединение конструктивистской и структуралистской теорий социальной стратификации. Социальный конструктивизм - это общее понятие, объединяющее теории, которые подчеркивают, что социальная жизнь сформирована обществом, при этом ведущая роль отводится индивиду. Основную роль в разработке данной концепции сыграли Н. Элиас, К. Гриньон, Ж. Пасрон, М. Добри, Э. Гидденс, П. Бурдье, П. Штомпка, П. Бергер, Т. Лукман и др.
Главное значение данного подхода состоит в возможности его применения к проблемам социального неравенства, где, прежде всего, анализируются процесс его формирования и воспроизводства.
Проблема создания и воспроизводства людьми социальных иерархий активно разрабатывалась Н. Элиасом. Он представляет общество как подвижную и меняющуюся ткань многочисленных взаимных зависимостей, связывающих индивидов друг с другом, которые отмечены неравенством, доминированием и властью. Взаимозависимости, в которые включены индивиды, действуют не только как внешние принуждения, они также участвуют в формировании внутренних структур личности[1]. Здесь появляется понятие габитуса, который согласно Н. Элиасу, есть социальный "отпечаток", налагающийся на личность, продукт различных конфигураций, в рамках которых действует индивид[2].
Наиболее глубокие исследования возможностей совмещения конструктивизма и структурализма при анализе технологий социального неравенства принадлежат П. Бурдье. Он определяет структуралистский конструктивизм как объединение объективного и субъективного. С помощью структурализма он показывает, что в самом социальном мире существуют объективные структуры, независимые от сознания и воли агентов, способные направлять или подавлять их практики и представления. С помощью конструктивистского подхода он выявляет социальный генезис габитуса и полей[3]. Согласно данной теории, социальное пространство включает в себя несколько автономных, при этом, взаимопересекающихся, полей: политическое, экономическое, культурное и т.д., каждое из которых представляется как арена борьбы, где социальные группы стремятся упрочить свое положение, используя те или иные формы социального капитала[4]. Капиталов может быть множество - экономический капитал, политический капитал, культурный капитал и т.д.
Таким образом, П. Бурдье предлагает не одномерное представление социального пространства, а многомерное, при котором социальное пространство состоит из множества автономных полей, каждое из которых определяют специфические формы доминирования. Различные формы доминирования должны быть легитимированы, то есть должны обрести позитивный смысл, или превратиться в "естественные" таким образом, что доминируемые сами примыкают к господствующему порядку, никак не осознавая его механизмов и произвольного характера их действия. Между носителями разных форм капитала может происходить конкурентная борьба, и одновременно они связаны между собой. Место, где соединяются различные поля и капиталы, точка, в которой сталкиваются агенты, занимающие доминирующее положение в различных полях, определяется П. Бурдье как поле власти[5].
П. Бурдье ведет речь о создании габитуса[6], совмещающего социальные интересы, свободные привычки индивидов, находящихся в одном социокультурном поле[7]. При этом существуют классы габитусов (например, схожие габитусы какой-либо группы одного социального происхождения) и, следовательно, габитусы класса. Габитус, комбинируя в себе определенное разнообразие социальных опытов, призван давать множество ответов на различные встречающиеся ситуации, исходя из ограниченной совокупности схем действия и мышления.
В концепции Бурдье одним из основных является понятие поля, подразумевающее сеть отношений между различными позициями в социальном пространстве. Эти позиции могут занимать отдельные индивиды или социальные группы, но все они ограничены в своих действиях структурой поля. Социальное пространство включает в себя несколько различных полей: экономическое, культурное, политическое и целый ряд других. Границы между всеми этими полями являются нечеткими и постоянно изменяются. Хотя экономическое поле обычно пытается навязать свою структуру другим полям, последние сохраняют значительную автономию.
Структура того или иного поля предоставляет индивидам лишь ограниченный набор возможных способов действия. В то же время позиция, занимаемая агентом в социальном пространстве, побуждает его действовать в соответствии с определенными образцами поведения. Те, кто занимает господствующее положение в данном поле, обычно стремятся сохранить существующий порядок вещей. В отличие от этого представители непривилегированных социальных групп пытаются изменить в свою пользу сложившееся распределение власти и иных ресурсов. В целом Бурдье характеризует каждое поле как арену борьбы. Обладатели различных социальных позиций стремятся индивидуально или коллективно упрочить свое положение либо изменить его. При этом они используют какую-либо форму капитала.
Основные теоретические положения П. Бурдье развивал в своих работах М. Добри. С точки зрения М. Добри, существование в большинстве современных социальных систем множества различаемых сфер или полей, неизбежно переплетенных между собой и одновременно в большей или меньшей степени автономных относительно друг друга, составляет главный структурный факт для постижения процессов политического кризиса, который может возникнуть в этих системах. Но эти сложные социальные системы характеризуются определенной пластичностью, чувствительностью по отношению к ударам, которыми обмениваются акторы, и к процессам коллективной мобилизации, вследствие чего и возникает сама возможность кризисных обстоятельств. В том, что касается понятия габитуса, М. Добри большое значение придает как обстоятельствам, так и ситуациям "лицом - к - лицу". Это приводит его к выводу о том, что "степень детерменированности, с которой габитус определяет поведения и представления, различна в зависимости от социальных контекстов"[8].